- Во время острого нарушения кровообращения происходит поражение различных областей мозга. В зависимости от поврежденной структуры, возникают нарушения функций организма. Чаще всего страдает речевой центр, что приводит к потере речи у человека после перенесенного им инсульта.Подобное возможно как при геморрагическом инсульте, когда к головному мозгу поступает избыточный объем крови, так и при ишемическом, когда кровоснабжение оказывается недостаточным. Отказ речи или афазия случается при поражении левого полушария и сопровождается параличом правой половины тела.Для удачного восстановления речи после перенесенного инсульта необходимо определить тип афазии и вызываемые ею поражения органов и тканей человека.
- Тотальная или полная. Как правило, наблюдается непосредственно после геморрагического или ишемического инсульта. В этом состоянии человек не узнает близких, не понимает обращенную к нему речь, не может говорить.
- Моторная. Возможность говорить есть, но дикция становится нечеткой из-за проблем с мимикой. При этом человек мыслит, все понимает, его мозговые центры не нарушены, но он не может внятно отвечать из-за паралича лицевых мышц, языка.
- Сенсорная. В результате нарушения центра Вернике, отвечающего за распознавание речи, больной не может понять родной язык и воспринимает его как незнакомый.
- Амнестическая. Речь после инсульта есть, но пациент время от времени забывает слова, названия предметов.
- Семантическая. Человек понимает только короткие и простые речевые конструкции, сам говорит короткими предложениями, не в силах понять длинных фраз.
В большинстве случаев упражнения для восстановления речи после инсульта приводят к возвращению речевых навыков, если и не в полном объеме, то в достаточном для общения. Но никто не даст гарантии, что процесс пойдет успешно. Это зависит от степени поражения мозга, условий, в которых оказался пострадавший, регенеративных способностей организма, решимости, воли к победе.
Для достижения оптимальных результатов важно правильно оценить состояние пациента и, исходя из него, назначить программу восстановления больного после инсульта. Чем раньше были начаты мероприятия, тем больше шансов, что человек заново овладеет утраченной речью.
Процесс этот может занять немало времени, но если по прохождении пяти – десяти лет возможность общаться не вернулась, то вероятность успеха практически исчезает.
Простые проблемы с речью у человека с афазией обычно уходят через три – шесть месяцев занятий и упражнений.
Для удачного восстановления больного после инсульта родственникам рекомендуется соблюдать следующие правила поведения:
- постоянно давать человеку ощущение того, что он нужен, дорог, важен для вас;
- поддерживать больного, демонстрировать уверенность в его скорейшем выздоровлении и желание помочь;
- как можно чаще разговаривать с больным, вовлекая его в обсуждение семейной жизни;
- включать любимую музыку пациента – она способствует пробуждению речевых импульсов, восстановлению речи после инсульта;
- запастись терпением при выполнении упражнений, не выказывать раздражения при неудачах.
Реабилитация может проводиться в домашних условиях, но только после осмотра врачом, определения степени повреждений мозга и составления индивидуального плана лечения.
Начинать проводить упражнения можно через неделю после перенесенного инсульта при условии, что состояние больного стабилизировалось.
В противном случае речью можно заняться позднее, в течение двухмесячного периода после нарушения мозгового кровообращения.
Метод, используемый для восстановления больного после инсульта с потерей речевых навыков, зависит от стадии постинсультного периода. На раннем этапе используется:
- фармакологическое лечение;
- массаж;
- занятия с логопедом.
Специалист намечает программу действий еще в стационаре, но дальнейшим восстановлением речи больного занимаются его домашние.
В постинсультный период больному назначаются препараты, позволяющие ограничить очаг поражения мозга, восстановить нормальное кровообращение, питание нервных тканей. Врач может назначить следующие лекарства:
- ноотропы для стимулирования регенерации, помощи в восстановлении функции клеток мозга;
- гипотензивные средства для купирования критического подъема артериального давления;
- кроверазжижающие препараты, понижающие вязкость крови у человека, перенесшего инсульт, способствующие улучшению церебрального кровообращения;
- диуретики для снятия отеков мозга.
В ряде случаев для дополнительной стимуляции процессов восстановления могут назначаться мексидол, актовегин, глиатилин, цераксон.
Любые лекарственные средства, хотя и снижают тяжесть нарушений мозга, но не способны самостоятельно вернуть речь пациенту. Препараты оказывают воздействие только в комплексе с упражнениями, назначенными логопедом.
Вместе с нарушенной речью больные, перенесшие инсульт, сталкиваются с такими проблемами как:
- нарушение жевательной функции;
- слюнотечение;
- обвисание щеки, уголка рта.
Специальный массаж позволяет вернуть человеку с перенесенным недавно инсультом тонус лицевых мышц, восстановить мимику. После облегчения состояния будет проще выговаривать слова. Точки для массирования должен определить врач: он расскажет, какие участки лица необходимо тонизировать, какие расслабить. Действовать наугад в этом случае опасно – можно навредить.
Помимо массажа лица назначается массаж языка, губ, щек, ушей, кожи головы, кистей рук. Это позволяет снять скованность мышц и улучшить речь.
Работа логопеда крайне важна для восстановления речи после инсульта. Специалист на основании состояния пациента назначает подходящие упражнения. Сначала врач проводит занятия сам, объясняя родственникам особенности проведения тех или иных техник. Впоследствии родные будут заниматься с больным дома. Правила проведения упражнений по восстановлению речевых функций следующие:
- задания надо выполнять от простых к более сложным;
- необходимо хвалить больного при каждом, даже минимальном, успехе;
- важно избегать переутомления;
- частота занятий не должна превышать пять – десять раз в неделю.
Назначенную логопедом программу по восстановлению речи надо периодически корректировать, основываясь на достижениях.
Суть логопедической работы состоит в вовлечении разных областей мозга в процесс управления речью. Существуют разные комплексы, позволяющие восстановить речь после инсульта:
- фонетические – для диагностики формы афазии, последующего улучшения контроля мимики, в первую очередь языка и губ. Больной повторяет за врачом отдельные звуки, слова, скороговорки;
- семантические – для стимулирования активного мышления. Пациент должен продолжать предложения, ассоциативные ряды, вести диалоги на нейтральные темы;
- наглядные – при наличии сенсорной афазии у человека применяются карточки с картинками, книжные иллюстрации, специальные пособия, побуждающие находить связи, последовательности;
- творческие – включают в себя арт-терапию, пение, занятия музыкой.
Важное условие – все логопедические тренировки должны проходить в спокойной, позитивной обстановке.
Каждый раз перед началом логопедических упражнений рекомендуется проводить гимнастику для улучшения артикуляции и улучшения работы лицевой мускулатуры:
- выдохнуть воздух через сложенные трубочкой губы, издав звук «У»;
- слегка покусать сначала нижнюю, потом верхнюю губу (только при условии незначительной потери чувствительности);
- улыбнуться, сохранив максимальную симметричность уголков губ;
- свернуть язык в трубочку;
- почмокать губами;
- облизать губы, провести языком по небу;
- медленно надувать и сдувать щеки.
Такая разминка позволяет повысить качество последующих логопедических занятий.
Призваны улучшить контроль над мимикой, языком, губами.
Упражнения для языка:
- высунуть язык, подержать несколько секунд;
- высунуть язык, поднять к носу, подержать;
- высунуть язык, направить к одному уголку рта, потом к другому;
- водить кончиком языка по небу вперед-назад;
- цокать языком;
- прикусывать расслабленный язык;
- облизывать губы справа налево и слева направо.
Упражнения для губ:
- сложить губы трубочкой и вытянуть;
- улыбнуться, не разжимая губ;
- поднять верхнюю губу, показав зубы, подержать несколько секунд;
- надуть щеки, перекатывать воздух из стороны в сторону;
- подуть сквозь расслабленные губы;
- оттянуть губы пальцами вверх, вниз, в стороны;
- чередование приподнятых и опущенных уголков губ.
Упражнения для голоса:
- произносить поочередно гласные на выдохе;
- артикулировать как при произнесении «Ы» только без звука;
- произносить гласные подряд с перетеканием одного звука в другой, с ударением в разных местах;
- произносить согласные: сначала глухие поочередно и подряд, потом звонкие.
Комбинации звуков для каждого человека логопед должен определить индивидуально.
Упражнения для мимики:
- поднимать, опускать, хмурить, расслаблять брови;
- широко открывать, потом расслаблять рот;
- надувать-сдувать щеки;
- складывать губы как для поцелуя;
- вытягивать язык в разные стороны;
- двигать челюстью вправо, влево, по кругу.
Физиотерапия
Пение после инсульта восстанавливает речь
Всем привет!
Инсульт стал валить с ног не только стариков, но и молодежь. При этом страдает мозг, нарушается кровообращение, подвижность суставов, речь становится невнятной, наблюдается утрата памяти.
Кислородное голодание, которое происходит в головных полушариях, приводит к уничтожению многих клеток или нейронов. В зависимости от того, в какой области головы были уничтожены нейроны, и какое их количество, у человека, перенесшего инсульт, могут развиться расстройства, о которых мы говорили выше.
Восстановление происходит очень медленно, так что и у самого человека и его близких опускаются руки. Если у пациента невнятный разговор, то необходимы занятия с логопедом. Подвижность рук и ног можно восстановить при помощи гимнастики.
Совсем недавно американские ученые, являющиеся сотрудниками крупного исследовательского центра, который находится в Нью-Йорке, разработали необычный прием для восстановления способности разговаривать.
Они наблюдали за пациентами с развитием афазии – утраты речи. Что же они предприняли? Ученые всегда обращали внимание на людей, утративших способность разговаривать в результате нешуточных черепно-мозговых травм или сильно заикающихся. Оказалось, что они могут произносить все звуки во время пения.
Тогда в американской клинике организовали хор для тех пациентов, которые не могли хорошо говорить после инсульта или травм головы. Двадцать человек, страдающих афазией, даже их родственники и работники клиники стали с удовольствием петь в этом своеобразном хоре. Все так пристрастились к пению, что люди после инсульта даже не заметили, как их разговор стал более внятным.
Такие исцеляющие хоровые занятия продолжались 6 месяцев. За это время за испытуемыми наблюдали опытные невропатологи. Они заметили, что у всех поющих, перенесших кровоизлияние, улучшилось общее самочувствие, почти восстановилась речь.
Но пользу от пения заметили не только в Америке. В нашей стране также были отмечены положительные результаты даже после двух кровоизлияний, у пациентов, которые любят петь.
На прощание хочу сказать, пение положительно влияет не только на больных людей, но и на здоровых. Улучшается настроение, цвет лица, тренируется память. Пойте на здоровье!
Дайте почитать эту статью своим друзьям и знакомым и подписывайтесь на мой блог, чтобы быть в курсе всех новостей медицины.
Автор блога Алексей Фролов
Пение помогает преодолеть последствия инсульта — BBC News Русская служба
Жертвам инсульта, потерявшим дар речи, не до славы – вернуть бы голос
Ученые рекомендуют брать уроки пения пациентам, которые лишились дара речи в результате перенесенного инсульта.
По мнению специалистов, пение позволяет задействовать неповрежденные участки мозга, которые затем берут на себя речевые функции.
Это было подтверждено в ходе клинических экспериментов, когда мозг пациентов заставляли реагировать на «мелодическую терапию».
Данными своих исследований ученые поделились на ежегодном заседании Американской Ассоциации по продвижению науки в Сан Диего.
Терапевтическая сила искусства
Медикам давно уже был известен феномен, когда люди после перенесенного инсульта теряли способность говорить, но при этом могли петь музыкальные фразы.
Однако ученые давно хотели понять механизм такого замещения, и это, похоже, удалось автору исследования, профессору нейрологии медицинского центра «Бет ИзраэльДиконис» и медицинского факультета Гарвардского университета Готтфриду Шлаугу.
Музыкальные фразы даются пациентам легче, чем простая речь
Профессор Шлауг совместил терапию со сканированием «чтобы разобраться, что же на самом деле происходит в мозгу», когда пациент учится петь.
«По каким-то причинам право полушарие мозга не так активно, как левое, которое отвечает за речевые функции, — объясняет профессор, — если вы повредите левую часть, правому полушарию будет очень трудно перенять эти функции».
Однако когда пациенты кладут свои слова на мелодию, они сильно облегчают работу правого полушарию, где начинают возникать необходимые связи.
Уже после первого урока люди, которые перенесли инсульт и были не в состоянии говорить членораздельно, начинают составлять элементарные фразы, в которых каждому слогу отводится определенная нота мелодии.
Пациентам также предлагается отбивать каждый слог ударом ладони. По словам профессора Шлауга, это «включает внутренний метроном», который повышает эффективность музыкальной терапии.
По словам доктора Анирудха Пателя из Института неврологии в Сан Диего, новое исследование стало «настоящим прорывом в области изучения связи между музыкой и мозгом».
«Люди часто задаются вопросом, какой отдел мозга отвечает за восприятие музыки, а ответ очень прост: это любое место выше шеи», — заявляет доктор Патель.
Доктор Нина Краус из Северо-западного университета в Чикаго также изучала воздействие музыки на мозг и регистрировала реакцию с помощью электродов, вживленных в голову.
Доктор Краус смогла воспроизвести электрическую активность клеток мозга по мере того, как они принимали звуковые сигналы.
«Нейроны работают на электричестве, — объясняет она, — поэтому если записать электрическую активность мозга, ее можно потом воспроизвести через динамики и физически услышать, как поет мозг».
По словам доктора Краус, музыкальное воздействие также улучшает другие функции мозга, такие как способность к чтению, что еще раз подтверждает важность занятий музыкой с раннего возраста.
Восстановиться после инсульта поможет… музыка
Инсульт ежедневно поражает множество людей по всему земному шару. Согласно данным ВОЗ (Всемирная Организация Здравоохранения) около 15 млн человек ежегодно сталкиваются с этим заболеванием, из них — 5 млн погибают, а еще 5 млн — полностью обездвиживаются. Из-за недостатка кровоснабжения мозга инсульт может вызвать мгновенный выход из строя многие функции. В частности, вероятны нарушения двигательного аппарата, памяти, мышления, зрения, слуха, речи и т. п. Некоторые люди, пережившие легкий инсульт, восстанавливаются быстро, но для большинства — это длительный и трудный процесс, который может растянуться на годы.
Восстановительная терапия предполагает прием лекарственных препаратов, массаж, мануальную терапию, специальную гимнастику, иглорефлексотерапию, работу с логопедом и психологом и другие средства и мероприятия.
Однако, кроме перечисленных выше, ученые-медики обнаружили еще один очень простой метод восстановления человека после инсульта. Он не требует дополнительных затрат и особых усилий и со всех способов лечения является наиболее приятным.
Это — обычное прослушивание музыки.
Любимая музыка улучшит память..
Не все, наверное, знают, что наша Вселенная постоянно звучит. Но обычному человеку с обычным слухом не всегда удается услышать эти небесные мелодии. Отображение космической гармонии на частоте человеческого восприятия и является настоящим назначением музыки. Недаром же человеческая душа так отзывается на нее: дрожит, звучит, плачет, смеется, радуется, улыбается…
Однако не только в этом польза этого искусства: частота колебания музыкальных звуков резонирует с органами и системами организма. В частности, ученый И. Догель в XIX в. выяснил, что музыка может влиять на кровяное давление, изменять частоту сокращений сердечной мышцы, а также ритм и глубину дыхания. Поэтому пациентам, недавно перенесшим инсульт, очень полезно слушать музыку.
С ее помощью можно не только улучшить настроение, но и ускорить восстановление памяти и внимания. Инсульт, как известно, — это нарушение артериального кровоснабжения мозга. Он может вызвать частичную или даже полную потерю способности осуществлять когнитивные функции. При этом повреждаются нейронные связи, отвечающие за последовательность мышления.
Ученые из Хельсинского университета провели исследование с участием 60 человек, недавно перенесших инсульт. Все они страдали нарушениями координации движения и расстройствами когнитивных функций, таких как память и концентрация внимания.
Пациентов разделили на три группы: первой предложили ежедневно в течение нескольких часов слушать любимую музыку, второй — прослушивать аудиокниги, а третьей группе — ничего. Одновременно всем проводили стандартную постинсультную терапию.
Как выяснилось позже, у людей, слушавших музыку, результаты восстановления памяти и внимания заметно улучшились, а их настроение было более позитивным.
В частности, через 3 месяца после инсульта их вербальная память (ориентирована на запоминание слов) улучшилась на 60%.
Для сравнения: у пациентов, которые прослушивали аудиокниги, этот показатель улучшился всего на 29%, в третьей группе — на 18%.
…Восстановит речь
Также американские неврологи провели ряд исследований и обнаружили, что при потере человеком после инсульта способности разборчиво говорить возобновить речь можно с помощью опять-таки музыки.
В частности, профессор неврологии медицинского факультета в Гарварде доктор Готфрид Шлауг представил на ежегодной конференции AAAS (ассоциация поддержки развития науки) видеоматериал, в котором пациент, потерявший навыки речи из-за поражения левого полушария головного мозга, по просьбе доктора пытается сказать предложение, однако это ему никак не удается.
Тогда доктор предлагает пациенту спеть это предложение. При этом ассистент профессора держит руку пациента в руке и отбивает музыкальный ритм. И больной начинает петь, достаточно четко выговаривая каждое слово.
Эта терапевтическая методика, с помощью которой происходят структурные и функциональные изменения участков головного мозга больного, которые были поражены инсультом, получила название МИТ (Музыкальная интонационная терапия). Механизмы ее действия до конца не изучены, однако результаты, как видим, налицо.
Соответственно, музыкотерапия может вполне дополнить другие способы реабилитации пациентов, пострадавших от инсульта. Это дешевый, всем доступный способ оздоровления и может назначаться сразу после инсульта. Тогда как для применения других методов лечения нужно, чтобы сначала человек пришел в себя.
Известные композиторы на службе здоровья
В результате многочисленных наблюдений и экспериментов я понял, что именно музыка Моцарта способна восстановить нарушения, возникшие в работе мозга вследствие инсульта. Доказано, что его произведения являются наиболее эффективными для благополучного внутриутробного развития плода: их вибрация способствует «созреванию» синоптических связей мозга ребенка.
Поэтому естественно, что эта же вибрация позволяет быстрее устранить нарушения в работе мозга взрослого человека. На втором месте по эффективности — музыка Баха, которая активизирует работу мозга. А на третьем — музыка Красноухова, поскольку она очень гармонична. Положительное влияние на работу мозга имеют и гармоничные звуки природы: голоса птиц, дельфинов, звуки воды.
Они способны дополнять и усиливать действие музыки… Кроме того, хочу отметить, что именно произведения, написанные для фортепиано, имеют самое чувствительное влияние на мозг. Звучание этого музыкального инструмента быстрее и эффективнее входит в резонанс с электромагнитным полем мозга, подпитывая его энергетически.
Особый эффект при болезнях Паркинсона и Альцгеймера имеет соната Моцарта для 2-х фортепиано «До-мажор».
Однако самой музыки, конечно, недостаточно. Для лучшего самочувствия человеку, у которого был инсульт, обязательно следует изменить образ мыслей и образ жизни. Если вы мало двигаетесь, едите много жирной пищи, пьете мало воды и много алкогольных напитков, постоянно нервничаете по пустякам и не умеете радоваться жизни, то теперь нужно делать все наоборот.
- Степан НЕДЕРИЦА, дирижер и музыкотерапевт, составитель лечебно-восстановительных аудио-дисков
- и автор ряда книг.
Ученые выяснили как инсульт влияет на психику
Последствия инсульта относительно хорошо известны. Однако новое исследование, опубликованное в научном журнале Neurology, показывает, что инсульт влияет не только на физическое состояние человека.
Актуальность проблемы
Наиболее распространенным типом инсульта является ишемический инсульт, при котором кровоснабжение головного мозга блокируется тромбом. На его долю приходится 87% всех случаев инсульта.
При ишемическом инсульте нервная ткань лишается кислорода и питательных веществ и погибает, вызывая различные последствия.
Типы функций, которые нарушаются, зависят от области мозга, которая затронута, а серьезность нарушения будет зависеть от того, сколько ткани повреждено.
Хотя каждый случай инсульта индивидуален, существуют определенные последствия, которые обычно возникают. Это паралич (зачастую на одной стороне тела), слабость, проблемы со зрением и памятью, а также трудности с речью.
Автор научного исследования Ирен Кацан (Irene Katzan) из клиники Кливленда в Огайо захотела узнать больше о последствиях инсульта. Она объясняет, что заставило ее провести это исследование.
«После легкого инсульта у людей зачастую наблюдаются «скрытые» проблемы, которые действительно могут повлиять на качество их жизни. А что беспокоит людей после тяжелого инсульта? Проблемы со сном? Депрессия? Усталость?» — говорит она, — а мы, врачи, зачастую фокусируемся только на физической инвалидности».
Материалы и методы исследования
Чтобы изучить эти вопросы, Кацан исследовала более 1000 человек, у которых был ишемический инсульт.
Участникам были заданы некоторые вопросы относительно их физического состояния и других психологических показателей, таких как беспокойство, усталость, проблемы со сном, когнитивные навыки (такие как планирование и организация), насколько уровень боли влияет на их жизнь и насколько они счастливы в социальной деятельности.
Анкеты заполнялись в среднем через 100 дней после инсульта, и около 25% участников нуждались в помощи для выполнения этой задачи.
Результаты научной работы
Ученые установили, что за исключением депрессии и нарушений сна, у людей с инсультом показатели были низкие. Наиболее резкие различия были обнаружены в физических нагрузках.
Более половины людей, перенесших инсульт, оценили свою удовлетворенность социальной деятельностью значительно ниже, чем население в целом.
Когда дело дошло до навыков, включая организацию и планирование, выводы были аналогичны.
«Социальное участие и навыки исполнительного функционирования — это области, которые не получали большого внимания в реабилитации после инсульта», — говорит Кацан. «Мы должны лучше понять, как эти области влияют на благосостояние людей, и определить стратегии, которые помогут оптимизировать их работу».
Полученные результаты дают новое представление о проблемах, с которыми сталкиваются люди с инсультом. Однако авторы упоминают о некоторых ограничениях в своем исследовании. Например, средний возраст участников был 62 года — это на 7 лет моложе среднего возраста, когда инсульт обычно происходит. Кроме того, участники, как правило, имели легкие формы инсульта.
Исследователи надеются, что их результаты помогут в дальнейшей терапии и реабилитационных программах для лиц с инсультом, уделяя особое внимание социальной поддержке.
Авторы другого исследования заявляют, что риск инсульта зависит от вашего роста в детстве.
Литература
Katzan I. L. et al. The most affected health domains after ischemic stroke //Neurology. – 2018. – С. 10.1212/WNL. 0000000000005327.
«Музыка и мозг»: Как пение побеждает инсульт | Enter
Мелодическая интонационная терапия (МИТ) — это метод, использующий основанные на пении техники для стимуляции речи, а также ритм — для придания речи беглости.
Отношение к методу неоднозначное, но за последнее время ряд исследований выявил, что пациенты с афазией, в работе с которыми применялась музыкальная и/ или песенная терапия, демонстрировали лучшие результаты, чем те, кто проходил лишь традиционную речевую терапию.
В 2018 году группа под руководством Аро-Мартинес провела рандомизированное контролируемое исследование (рандомизированное означает, что участников отнесли к той или иной группе случайным образом), в котором участвовали 20 пациентов с афазией, и все они были испанцами.
При сравнении с контрольной группой было обнаружено общее улучшение коммуникативных способностей, но при проверке конкретных языковых навыков с помощью тестов однозначного эффекта выявлено не было. Однако группы были маленькими, поэтому результаты необходимо подтвердить с помощью более масштабного исследования.
Проведенные МРТ-исследования выявили, что образование fasciculus arcuatus, связывающее задние и передние речевые центры, увеличилось в объеме (особенно с правой стороны мозга) после занятий по методу МИТ.
Хотя исследование под руководством Шлауга (2009) проводилось без контрольной группы, но его результаты — а также результаты ряда других исследований — однозначно подтверждают наличие пластических изменений в речевой системе мозга испытуемых, перенесших инсульт, который и привел к афазии. Эти изменения имели место, если в работе с пациентами применялась МИТ.
Тем не менее многочисленные случаи афазии, когда пациенты сохранили способность пропевать слова, а также положительный эффект от МИТ демонстрируют тесную связь коммуникации с музыкой в нашем мозге. Об этом мы уже упоминали.
Последствия инсульта проявляются не только в речи и моторике. В принципе, в результате инсульта повреждения могут возникнуть в любой системе мозга. При этом все зависит от того, какие именно зоны пострадали от нехватки кислорода.
От трети до половины пациентов, перенесших инсульт, в той или иной степени испытывают проблемы с такими когнитивными функциями, как память и внимание, а также чувствуют упадок сил, переживают депрессию и другие эмоциональные трудности.
Как мы уже заметили, музыка тесно связана с системами мозга, отвечающими за когнитивные и эмоциональные функции, а потому, естественно, может применяться для решения подобных проблем.
Пионером в этой области является финская исследовательница Мари Терваниеми. Возглавляемая ею группа ученых в 2008 году опубликовала исследование в авторитетном журнале Brain.
Пациенты, которые слушали любимую музыку (предварительно отобрав композиции вместе с музыкальным терапевтом) один час в день в течение первых двух месяцев после инсульта, демонстрировали более серьезное улучшение таких когнитивных навыков, как вербальная память и фокусировка внимания, — по сравнению с группой, где пациенты получали стандартное лечение, и еще одной группой тех, кто слушал аудиокниги. Пациентов протестировали еще раз через шесть месяцев и обнаружили, что эффект сохранился.
Значит, одно только прослушивание любимой музыки уже может помочь мозгу перестроиться и восстановиться во время периода реабилитации после инсульта.
Чуть позже исследовательская группа Мари Терваниеми доказала, что прослушивание музыки после инсульта способствует увеличению коры головного мозга в лобных долях, в лимбической системе и в некоторых отделах базальных ганглиев.
Изменения, которые хорошо видны на МРТ-снимках, коррелируют с улучшением вербальной памяти, внимания и языковых навыков (за которые отвечает фронтальная доля).
В то же время изменения в лимбической системе (с работой которой связаны эмоции) коррелируют с уменьшением симптомов депрессии. Исходя из этого, можно утверждать, что музыка способствует нейропластическим изменениям, вызывающим у пациента улучшение когнитивных функций.
К сожалению, отсутствуют достаточно подробные клинические исследования, изучавшие воздействие музыки на когнитивные проблемы после инсульта.
Системный обзор Cochrane (организация предоставляет обобщающие обзоры исследований из всех областей медицины) 2017 года выявил, что для проблем в когнитивной сфере эффект от применения музыки в терапии после инсульта не доказан.
Лишь с помощью новых работ ученые, возможно, смогут ответить на вопрос, можно ли доказать этот эффект с помощью качественных исследований.
Изображения: Рената Фогель
Как преодолеть аутизм и последствия инсульта музыкальной терапией — Russia Beyond — медиаплатформа МирТесен
Музыка воздействует на множество мозговых секторов одновременно. Поэтому она в состоянии «пробиваться» к сознанию пациента даже тогда, когда все остальное не работает.
Молодая девушка играет на гобое в доме-интернате для особенных детей. Мальчик лет 7 сидит в кресле, смотрит в пол и никак не реагирует на звуки. Тогда девушка меняет тональность и начинает раскачиваться в ритме убыстряющейся мелодии. И тут мальчик постепенно меняется в лице и даже начинает покачивать музыкальным шейкером в такт мелодии.
Так выглядит сеанс музыкальной терапии. У мальчика тяжелый аутизм, и такой музыкальный диалог для него – один из немногих способов взаимодействия с миром. Музыка помогает детям с подобным диагнозом начать самовыражаться, развить речь и другие когнитивные функции.
Что это такое
«Даже выходя с концерта классической музыки, мы чувствуем себя обновленными, отдохнувшими, полными новой энергии. Но всё же всё это – ещё не музыкальная терапия», – рассказывает музыкальный терапевт, директор-основатель образовательного проекта МузТерапевт.Ру Алиса Апрелева. Отличие последней от обычного прослушивания в целенаправленности использования музыки.
Мария Пакош (Ильченко) во время сеанса / Фото предоставлено фондом «Живи сейчас»
Эффективность музыкотерапии связана с тем, что музыка настолько многогранна, что у нас в мозге нет единого участка, который отвечал бы за ее восприятие.
«Способность музыки быть сильным стимулом натолкнула исследователей на мысль о том, что благодаря музыке может быть найден новый путь для работы потерянной функции. Мозг сам найдет этот новый путь.
Именно так идет, к примеру, речевое восстановление после инсульта», – рассказывает музыкотерапевт фонда «Живи сейчас», куратор направления терапевтического использования музыки в пансионатах для пожилых Senior Group Мария Пакош (Ильченко).
Кроме того, музыка дает ощущение безопасности благодаря способности быть начатой и законченной, благодаря интуитивной предсказуемости. Музыкальная импровизация в целом связана с моментом, когда человек входит в детское состояние свободы, когда «все можно».
Американский невролог и нейропсихолог Оливер Сакс говорил, что даже если человек не может ходить, он может танцевать, даже если человек еще не может говорить, он может петь. «Порой ничего кроме музыки не может достучаться до человека, который живет в своем маленьком мирке при потере памяти или иных нарушениях мышления. И мы не знаем, хорошо ему там или плохо», – убеждена Мария.
Фото предоставлено фондом «Живи сейчас»
Два основных принципа музыкальной терапии:
1. Музыка для немузыкальных задач. «В отличие от музыканта, у терапевта другие цели: музыка не ради музыки, а ради взаимодействия, – рассказывает Мария.
– Важное отличие от концерта: на музыкальной сессии нет физической сцены, границы.
К примеру, если бабушка, у которой деменция, сидит на стуле, я буду сидеть на коленях перед ней, чтобы сохранять зрительный контакт и равное положение».
2. Музыкотерапевт – это зеркало пациента. На сессии всегда используется музыка, которую предпочитает человек. Здесь нет заданных правил и универсального рецепта, «ингредиенты» всегда определяются исходя из анамнеза и пожеланий пациента.
К примеру, чем тяжелее деменция, тем меньше слов использует терапевт. Кроме того, можно встретить разные техники: импровизация, релаксация/рисование под музыку, музыкальные упражнения и т.д.
Как работает музыкальный терапевт
Любой сеанс, как и процесс лечения, начинается с формулировки цели: например, речевое восстановление после инсульта.
Но одна из универсальных и глобальных целей терапии – прийти к осознанности, дать человеку почувствовать, что он находится «здесь и сейчас». При многих болезнях когнитивные функции нарушены, пациенту сложно даже сделать выбор.
Музыкальная терапия возвращает его к реальности, когда предлагается, к примеру, выбрать музыкальный инструмент.
Музыкотерапевт собирает «музыкальный анамнез». Если пациент – пожилой человек, то терапевт изучает, какие песни были знакомы ему в юности (16-30 лет, пик эмоциональной активности).
Фото предоставлены фондом «Живи сейчас»
Вполне возможно, что в будущем такой «анамнез» и big data о состоянии больного будут собирать алгоритмы, а музыкотерапевта заменит робот. По мнению Марии, это, с одной стороны, будет способствовать доступности музыкотерапии: терапевты появятся у каждого в телефоне. С другой стороны, не стоит говорить о полной замене человека: роботов нужно будет настраивать и координировать.
Как народная музыка влияет на пациентов
Музыкотерапевт всегда учитывает не только диагноз и цели пациента, но и его бэкграунд, национальную и этническую принадлежность.
В одной из азиатских стран даже проводили исследования, какая музыка эффективнее для терапии старшего поколения: музыка их юности или незнакомая музыка их этнической группы.
Оказалось, что этническая музыка не менее эффективна. «Каждый человек – часть родовой системы, а этнические мелодии – это наш возврат к корням.
Мы помним то, что слышали в утробе, то, что слушали наши бабушки и дедушки», – рассказывает Мария.
Русский народ не случайно считается музыкальным: русские воспитаны на колыбельных, хороводах, песнях у костра и застольных песнях. В России даже сложилось понятие колоколотерапии, так как низкие звуки колокольного звона успокаивающе действуют на нервную систему человека. Пациентам предлагается просто поиграть в звоннице.
Сергей Пятаков / Sputnik
«Использование колокола в лечении – это вариант терапии звуком. Колокольный звон “записан” у нас на уровне подсознания и вызывает как минимум положительные эмоции», – считает президент российской Национальной ассоциации музыкальных терапевтов, доктор медицинских наук, профессор Сергей Шушарджан.
Подобный опыт есть во многих странах: например, в Индии издревле используются звучащие чаши.
Кто пациенты?
Осознанное использование музыки позволяет решать терапевтические задачи в самых разных областях.
Но если говорить о том, что уже исследовано, то музыкальная терапия эффективно применяется при беременности и родах, в период раннего развития, в психиатрии, дефектологическом образовании, при работе с детьми с особенностями развития, аутизмом.
Музыкальная терапия часто используется для облегчения состояния людей с онкологией, а также для тех, кто попал в чрезвычайные ситуации.
Если говорить о взрослых, то это, в первую очередь, люди с болезнью Паркинсона, деменцией, боковым амиотрофическим склерозом (БАС), хронической усталостью, те, кто восстанавливается после инсульта, а также химически зависимые пациенты.
Денису музыкотерапия помогла восстановить речь после инсульта. «На сессиях мы использовали разные инструменты, лучше всего помню гитару, так как до инсульта играл на ней.
Могу назвать себя музыкальным по природе человеком, поэтому для меня не было сложной задачей взять даже незнакомый инструмент и начать играть знакомые композиции. Я думаю, что если у человека те или иные проблемы с речью, то наряду с занятиями с логопедом стоит использовать музыкотерапию.
Мне эти занятия очень помогли: речь стала более плавной и богатой. И это не мои слова, это мнение моей жены, а она слышит меня со стороны!».
Фото предоставлено фондом «Живи сейчас»
Эффективной музыкотерапия может быть и в психотерапии. По словам Марии, с двумя пациентками через разговор о важных песнях в их жизни и через музыку удалось поговорить об их диагнозе и прогнозе. Выйти на этот разговор на обычном сеансе терапии не получалось.
Музыкотерапевт: есть ли такая профессия?
О положительном влиянии музыки знали еще в Древнем Египте: под музыку принимали роды. После Первой и Второй мировых войн профессиональные музыканты и музыканты-любители посещали госпитали с целью облегчить страдания ветеранов.
Но и сейчас идут споры о том, есть ли такая профессия и нужно ли этой профессии обучаться. В 1985 году в итальянской Генуе появилась Всемирная федерация музыкальной терапии.
В России же пока нет единой официальной структуры, которая лицензировала бы терапевтов. Впрочем, сертификат можно получить на разных курсах повышения квалификации.
В Казанском государственном институте культуры уже есть профиль музыкальной терапии, где студентов учат по авторской методике.
Тем не менее, в государственные организации музыкальные терапевты часто устраиваются по основной профессии, например, клинический психолог, музыкальный педагог.
Фото предоставлено фондом «Живи сейчас»
Считается, что музыкотерапевт должен быть в своем роде универсалом: уметь работать и с беременной женщиной, и с пациентом, который лежит в хосписе.
Но в России терапевты зачастую выбирают более узкую специализацию: к примеру, работают в большинстве своем с детьми с аутизмом.
Правда, через 5-7 лет большинство профессионалов начинают работать с пациентами других возрастов и с другими диагнозами.
Восстановление после инсульта: музыкальная терапия
- Ваши письма
- Сердце и сосуды
- Положительное влияние прослушивания музыкальных произведений отмечают многие респонденты, проходившие восстановление после инсульта. Вот и в этом письме отмечается благотворное влияние музыки на восстановление после болезненного состояния…
Здравствуйте! Мне в жизни довелось ухаживать аж за тремя родственниками, перенесшими инсульт.
За бабушкой (которой в ту пору было 71 год), за отцом (которому тогда было 54 года) и за моим мужем, которому сейчас 58 лет. Когда я ухаживала за бабушкой, то она просила меня читать ей книги.
И я ей читала самые разные книги — «Графа Монте-Кристо» Александра Дюма, «Сестру Керри», «Американскую трагедию», «Финансиста» — Драйзера. Бабушка слушала эти книги в моём исполнении с великой охотой и удовольствием. Но заметного улучшения самочувствия у моей бабушки не было.
Хотя после инсульта она прожила ещё почти четыре года… Отец мой сам читал всё, что под руку попадалось — толстые журналы, книги, газеты. И долго не мог самостоятельно вставать. Прошло почти полтора года, прежде чем он стал обслуживать себя сам — то есть, самостоятельно ходить по квартире, самостоятельно ходить в туалет, сам кушать. Но умер отец от второго инсульта, который ударил по нему спустя шесть лет после первого.
А вот мой муж, когда его настиг инсульт, ничего не читал, никого не просил ему читать — он по совету своего одноклассника, который выучился на врача, попросил поставить рядом с ним кассетный магнитофон и в его комнате всегда звучала музыка.
И не только классика, но и песни, которые были во время нашей молодости, типа «Люди встречаются, люди влюбляются, женятся…».
Надо было видеть его, когда он слушал эти песни, музыку Чайковского… Он прикрывал глаза и начинал в такт музыке выстукивать кончиками пальцев правой руки (той которая могла двигаться после инсульта).
И врач, который лечил мужа, был удивлён тем, что он так быстро смог встать и самостоятельно ходить после такого тяжёлого инсульта. Мало того, мой муж сумел полностью восстановить и память и двигательную активность. И чувство юмора у него нисколько не убавилось, а наоборот, по-моему, даже прибавилось.
И я очень благодарна его однокласснику-врачу, который посоветовал мужу слушать музыку. При этом скажу, что до инсульта мой муж был совершенно равнодушен к любой музыке. Книги он любил всегда, особенно Вальтера Скотта — он им зачитывался. А вот музыку никогда не слушал. А тут его как прошибло — стал слушать. И вот такие результаты…
И когда я недавно была в поликлинике (надо было получить справку по работе), то увидела женщину, которую под руку вёл молодой мужчина (оказалось её зять).
По всем признакам — эта её немощность была обусловлена перенесенным инсультом (тут уж мне трудно было обмануться, при моём-то опыте общения с такого рода больными людьми).
Я не удержалась, подошла к ней и вкратце рассказала о моих родственниках и о роли музыки в восстановлении здоровья…. И с Вами спешу этим поделиться.
- Здравствуйте, Лидия Феликсовна!
- Огромное спасибо за Ваше письмо!
- Вы совершенно правы — музыка действительно таит в себе колоссальный восстановительный потенциал. Я имею в виду, конечно же, музыку добрую, музыку не агрессивную…
Пациентам, недавно перенесшим острое нарушение мозгового кровообращения (инсульт), полезно слушать музыку. С её помощью можно не только улучшить настроение, но и ускорить восстановление памяти и внимания, нарушенных в результате болезненного состояния.
Учёные провели исследование с участием пациентов, недавно перенесших инсульт. Все они страдали от нарушений движения и расстройства когнитивных функций головного мозга, таких как память и концентрация внимания.
И вот что выяснилось… У людей, слушавших музыку, результаты восстановления памяти и концентрации внимания были очень хорошими, и их настроение стало более позитивным.
В частности, спустя три месяца после перенесенного инсульта вербальная их память (память, ориентированная на запоминание слов и речевых оборотов) значительно улучшилась. Это эффект не наблюдался у пациентов, прослушивавших аудиокниги.
Музыкотерапия может дополнить существующие в настоящее время способы реабилитации пациентов, перенесших острое нарушение мозгового кровообращения.
Эта методика вполне доступная, не требующая значительных финансовых затрат, и может быть рекомендована наряду с другими способами лечения. Право слово, это надо использовать по полной программе!
Целебна и музыка М.И.Глинки, — многие пациенты испытали на себе силу и благодать его животворных мелодий.
Лечите душу и тело чудодейственными звуками!
Внимание! Все консультации в интернете нужно перепроверять у своего лечащего врача.