Интуитивно и эмпирически мы все знаем о том, что детство — это немного иной мир, со своим восприятием, своей скоростью реакции, своей закономерной непредсказуемостью.
Веб-сервис Early Childhood Education Degrees собрал воедино последние научные данные о развитии человеческого мозга, чтобы выяснить, чем отличается строение мозга ребёнка от мозга взрослого человека, и оформили материал в виде небольшой инфографики. Мы перевели этот пост на русский язык и дополнили информацией из исследований Гарвардского университета и Массачусетского технологического института.
Мозг ребёнка функционирует иначе, чем мозг взрослого человека: дети иначе мыслят, иначе себя ведут, иначе обучаются.
Эти возрастные особенности формирования и функционирования мозга изучает возрастная когнитивная психология и нейропсихология.
В этом материале под словом «взрослый» понимается период жизни от 18 до 25 лет; с 11 до 18 лет проходит подростковый период; с 4 до 10 — период детства; до 4 лет — раннего детства.
Десятилетия исследований развития детского мозга показали, что именно ранние детские годы (а именно от 1 года до 4) являются наиболее важными для дальнейшей эмоциональной, социальной, познавательной сфер жизни человека.
Коротко об главных элементах головного мозга
Головной мозг состоит из огромного количества нейронов, связанных между собой с помощью синапсов. Нейроны формируют различные крупные структуры: кору полушарий, ствол мозга, мозжечок, таламус, базальные ганглии — всё, что очень часто называется «серым веществом». А вот за соединение этих структур отвечают нервные волокна — «белое вещество». Белый цвет нервным волокнам придаёт миелин, электроизолирующее вещество, которое покрывает эти волокна.
Давайте посмотрим на особенности трёх китов, без которых невозможно развитие мозга, и нарушения в которых приводят к тяжёлым заболеваниям.
Нейроны:
- Являются строительным материалом для мозга
- Из них формируются различные участки мозга
- Они обмениваются информацией внутри мозга
Синапсы:
- Обеспечивают связь между каждой парой нейронов
- Каждый нейрон окружён тысячами синапсов
- Благодаря синапсам связываются участки из тысяч нейронов
Миелин:
- Покрывает волокна взрослых нейронов
- Необходим для эффективной передачи электрических импульсов
- Повышает эффективность связей между нейронами в 3 000 раз
В разном возрасте активны разные зоны мозга
Исследования мозга показали, что у взрослых и детей наиболее активно работают совершенно разные области головного мозга.
У детей прежде всего активен мозговой ствол и средний мозг. Мозговой ствол контролирует сердцебиение, артериальное давление и температуру тела. Средний мозг отвечает за пробуждение, чувство аппетита/насыщенности, а также за сон.
У взрослых основными работающими зонами оказывается лимбическая система и кора головного мозга. Лимбическая система контролирует сексуальное поведение, эмоциональные реакции и двигательную активность. Кора головного мозга ответственна за конкретное мышление, осмысленное поведение и эмоционально насыщенное поведение.
Развитие связей головного мозга
Структура человеческого мозга выстраивается непрерывно с момента появления человека на свет. Первые годы жизни человека непосредственно влияют на структуру связей между нейронами, формируя либо крепкую, либо хрупкую основу для дальнейшей обучаемости, психического здоровья и поведения. В период первых лет жизни каждую секунду формируется 700 новых нейронов!
Первыми развиваются сенсорные зоны, необходимые, например, для зрения или слуха; затем вступают зоны языковых навыков и когнитивных (познавательных) функций. После первого периода бурного роста количество формирующихся связей снижается за счёт процесса вызревания — удаления неиспользуемых связей между синапсами, чтобы пути сигналов от нейрона к нейрону стали более эффективными.
Коротко о вехах развития синаптических связей в мозге
Новорожденные:
- Развиваются автоматические функции, формируется 5 чувств, моторные функции
- Объём мозга составляет 25% от своего будущего взрослого объёма
- Имплицитная (бессознательная) память позволяет узнавать мать и членов семьи
От 1 года до 3 лет
- В это время в мозге формируется до 2 000 000 синапсов каждую секунду
- В этот период закладывается будущая структура мозга
3 года
- Объём мозга составляет уже почти 90% от будущего взрослого объёма
- Развивается эксплицитная (сознательная) память
- К этому времени уже заложены способности к обучению, социальному взаимодействию и эмоциональному реагированию
- От 4 до 10 лет
- Мозг ребёнка в этом возрасте более чем в два раза активнее мозга взрослого человека: на функционирование мозга взрослого человека уходит около 20% потребляемого кислорода; на функционирование мозга ребёнка в этом возрасте — до 50%.
- 8 лет
- Начинают формироваться логические способности.
От 11 лет и далее
В этом возрасте начинается процесс вызревания нервных связей: мало используемые связи перестают быть активными, чтобы остались только самые эффективные пути для прохождения нервного импульса. Лобная доля начинает более полно и быстро взаимодействовать с другими областями мозга.
14 лет
В лобной доле начинается процесс образования миелинового слоя, который открывает новые пути для обучения, поскольку по миелинизированным волокнам импульс проводится в 5-10 раз быстрее, чем по немиелинизированным.
Почему лобная доля? Потому что эта область мозга отвечает за планирование, решение задач и другую высшую мыслительную деятельность.
Оценка рисков, расстановка приоритетов, самооценка и другие задачи в этот период начинают решаться гораздо быстрее, чем раньше.
23 года
Завершается процесс вызревания: к этому времени из головного мозга удалена уже почти половина детских синапсов. Прочие изменения, происходящие в мозге после 20 лет, пока мало изучены.
25 лет
Завершается процесс миелинизации. Мозг полностью созрел. Не в 16 лет, когда в Америке разрешается водить машины; не в 18 лет, когда человек получает право голоса; не в 21 год, когда американские студенты получают право приобретать алкоголь; а ближе к 25, когда в той же Америке молодые люди получают право арендовать автомобиль.
Далее
Мозг всё ещё способен строить новые связи между нейронами, пока происходит процесс обучения.
Тем не менее, наиболее пластичен и восприимчив к изменениям мозг в раннем возрасте; созревающий мозг становится более специализированным для совершения более сложных функций, что приводит к затруднённой адаптации к переменам или непредвиденным обстоятельствам.
Есть говорящий пример: в течение первого года жизни зоны мозга, отвечающие за дифференциацию звуков, становятся более специализированными — они как бы «настраиваются» на волну того языка, на котором говорит окружение.
В это же время мозг начинает терять способность узнавать звуки других языков. Несмотря на то, что мозг в течение жизни не теряет способность к изучению других языков или овладению других навыков, эти связи уже никогда после не смогут настолько легко перестраиваться.
По материалам ECED.
Наследуется ли интеллект детьми
Темой интеллекта люди занимаются давно. Разум – это сложный комплекс особенностей, которые в значительной степени определяют индивидуальность каждого человека.
Интеллектуальные люди часто слышат, что их способности – это дар от Бога. С другой стороны, менее удачливые лица утверждают, что не имели возможности развить свой ум.
Как обстоят дела на самом деле? Насколько верна теория наследственности интеллекта?
Роль генов
Доказано, что у людей есть 15 млн. парных нуклеиновых оснований ДНК, которые отличают одного человека от другого. Они очень важны.
По мнению ученых, генетика играет важную роль в формировании интеллекта – наследование происходит более, чем в 50% случаев.
Этот вывод подтверждается различными исследованиями, проведенными в последние десятилетия, сосредоточенными, в основном, на близнецах. Ученые выяснили, что дети, не жившие с биологическими родителями с рождения, в плане интеллекта очень на них похожи.
В этих ситуациях воздействие окружающей среды – вторичное, усыновленные дети интеллектуально не похожи на своих приемных родителей.
Но все еще речь идет о 50% случаев. Что, если за разум у других 50% людей отвечают не гены? Как тогда передается интеллект от родителей к детям? Чтобы ответить на этот вопрос, ученые ищут конкретные гены, ответственные за наследственность интеллекта.
Они обнаружили, что в этом процессе участвуют сотни, возможно, тысячи генов. Каждый из них вовлекается определенным, иногда минимальным способом, но, несмотря на это, он крайне важен.
В ходе недавних исследований из огромной группы удалось идентифицировать гены, объясняющие еще 5% различий, проявившихся в тестировании интеллекта. Осталось еще 45%.
Продвигаясь вперед, исследователи приходят к другим интересным выводам. Например, было показано, что влияние генетического фактора на интеллект увеличивается с возрастом.
В то время, как у малышей наследование проявляется примерно в 20%, в возрасте около 10 лет это количество составляет уже 40%, во взрослом возрасте – до 60%.
Следовательно, наследование интеллекта от родителей происходит одновременно со способностью получать знания и опыт.
Факторы, предопределяющие уровень IQ
За наследственность интеллекта отвечает специфическая категория генов – «условные». Но они эффективны только в случае происхождения от матери, крайне редко – от отца. Эти гены предопределяют мыслительные способности, переданные в основном от матери.
Они и являются ответом на вопрос, от кого передается интеллект ребенку. В ходе лабораторных тестов, проводимых специалистами из области психогенетики на мышах, было обнаружено, что у особей с большими количествами материнских генов были увеличенные головы и мозги, но они имели маленькие тела.
Мыши с повышенными количествами отцовских генов отличались маленькими мозгами, но большими телами.
Специалисты выделили клетки, содержавшие только отцовские или материнские гены в 6 частях мышиного мозга, отвечающих за умственные функции. Отцовские клетки накапливались в частях, участвующих в сексуальности, агрессии, питании. Следовательно, по мужской линии наследовались именно эти качества.
Но в этой мозговой коре отсутствовали более продвинутые умственные функции (мышление, речь). Поскольку мозг мыши не аналогичен человеческому, ученые из Университета Глазго, интересуясь, передается ли интеллект по наследству, решили перейти к другому подходу, работая непосредственно с людьми.
Поэтому с 1994 года они проводили анкетирование среди почти 13000 людей (14-22 года). Специалисты учитывали их расу, социальный статус, материальное положение. Результаты показали, что у этих людей был такой же IQ, как и у их матерей. Следовательно, интеллект передается по женской линии.
Но также было показано, что генетика – это не единственный фактор, влияющий на уровень разума. Наследственность составляет только 40-60%, остальной процент принадлежит среде проживания, развития человека. Но и здесь важна роль матери.
Интеллект развивается главным образом у детей, имеющих прочную связь с матерями.
Ученые из Вашингтонского университета пришли к выводу, что тесная психологическая связь между ребенком (сыном или дочерью) и матерью – это важный фактор для роста определенных мозговых частей. Это открытие было задокументировано в рамках 7-летнего исследования, в котором участвовали несколько матерей с детьми.
Мальчики и девочки, получающие эмоциональную поддержку, имели на 10% больший гиппокамп, чем малыши, чьи матери были более отдаленными в психологическом плане.
Внимательные матери также стремятся помочь своим детям решить проблемы, дать им возможность полностью реализовать свой потенциал. Конечно, нет причин, по которым эти способности не могут передавать отцы. Разум могут развивать «отцовские» свойства, такие как интуиция, эмоции.
Происхождение интеллекта
Смелая мысль о том, что разум наследуется по женской линии, берет свое начало в текущих исследованиях, направленных на изучение темы от кого ребенок наследует интеллект.
Как пишет журнал «New Scientist», группа немецких биологов впервые обнаружила, что средний интеллект у мужчин и женщин примерно одинаковый, но для первых характерен более широкий диапазон уровней IQ, среди них больше умственно отсталых, но, в то же время, больше гениев.
Другим примечательным фактом является то, что от матерей чаще, чем от отцов, дети унаследуют психические отклонения. 30 лет назад американский биолог Роберт Лерке (Robert Lehrke) пришел к выводу, что многие «гены интеллекта» сосредоточены именно на женской половой хромосоме X.
Это мнение поддержали исследователи Университета Ульма У. Зехнер и Х. Хеймистер, опубликовав результаты своих работ в журнале «Trends in Genetics».
Согласно ним, древние женщины, выбирая отцов для своих детей, активировали эволюционный процесс, приведший к фундаментальному развитию мышления, росту человеческого мозга.
Только благодаря ним люди отдалились от других себе подобных из животного мира.
IQ меняется на протяжении жизни
Но следует сказать, что IQ не остается неизменным на протяжении всей жизни человека. Показатель интеллекта варьируется в зависимости от среды, в которой он живет, воспитания, образования.
Благодаря этим эффектам, человеческий IQ может колебаться как в плюсовом, так и в минусовом направлении. Однако эти колебания изменяют значения IQ в порядке единиц, а не десяток. Т.е.
речь не идет о существенных изменениях.
Если ребенок рождается с более низким IQ, мыслительные свойства можно частично приобрести путем хорошего воспитания, образования.
Наследование IQ не означает гарантию интеллектуальных детей
Тот факт, что интеллект и IQ в основном наследственные, не является законом, гарантирующим рождение ребенка с интеллектом выше среднего у умных родителей.
Да, у него будут лучшие предпосылки, чем у ребенка, рожденного у 2-х умственно отсталых людей. Но показатель IQ также зависит от других факторов и генов, которые дети могут брать от родителей.
Таким образом, высокий интеллект обоих родителей не гарантирует значительный уровень разума у детей.
Аналогично, если у обоих родителей уровень IQ средний или низкий, это не значит, что они не могут произвести на свет современного Эйнштейна. Наследование интеллекта – сложный процесс, недостаточно изученный на сегодняшний день. Поэтому невозможно заранее сказать, будет ребенок иметь уровень интеллекта выше или ниже среднего.
Не переоценивается ли наследственность интеллекта?
Математика доказывает, что существует как минимум 2 вида бесконечности: актуальная и потенциальная. Потенциальная бесконечность – больше, чем актуальная». Интеллект любого человека может ассоциироваться с меньшей, актуальной бесконечностью: он ограничен, но в то же время потенциально бесконечен. Глупых людей не существует.
Некоторые теории утверждают, что интеллект в значительной степени (около 50-80%) врожденный, унаследованный. Что это значит? На практике, мало что. Наследование не появляется в вакууме, но в окружающей среде, в контексте образования. Человек, «врожденно глупый» в одной среде, может быть «врожденно умным» в другой.
Как это возможно? Представьте себе красивую розу в саду. Являются ли красивые цветы результатом генетики или окружающей среды? Если оба фактора действуют отдельно, это можно легко протестировать. Посадите рядом с розами кактус, который весной сгниет, максимум, доживет до осени и замерзнет. Одинаковая среда с другим результатом предполагает влияние генетического фактора, подумаете вы.
Но это не так. Повторив эксперимент не в своем саду, а в субтропическом климате, вы получите совершенно противоположный результат: красивый цветущий кактус и засохшие розы. Следовательно, гены и окружающая среда (воспитание) влияют не по отдельности, а в сочетании.
Хорошая забота о растении способна лишь частично улучшить ситуацию в неприемлемой среде. Точно так же бесконечные курсы IQ не сделают из глупца гения без определения причины препятствия, торможения. В контексте нашей цивилизации этот фактор заключается не в нехватке воды, питательных веществ, тепла, но в разрушительных внутренних процессах – в теле, мозгу, стиле мышления каждого человека.
Один из наиболее важных факторов – стресс и связанная с ним физическая активация, подходящая для борьбы или побега, но непригодная для интеллектуального действия.
Стресс вызывает ряд физиологических процессов, которые, среди прочего, уменьшают кровоток в мозге, стимулируют активацию нервных центров, предназначенных для мгновенных реакций; преобладают рефлексивные реакции, импульсивность, эмоции.
В то же время, префронтальные части коры головного мозга, необходимые для типичных человеческих способностей, приглушаются.
Роль стресса в повседневной жизни хорошо иллюстрируется поливагальной теорией Поржеса – теорией 3-х разных реакций на стресс, связанных с деятельностью блуждающего нерва (nervus vagus). В спокойном состоянии блуждающий нерв посылает сигналы в мозг, что все в порядке; человек хорошо воспринимает свое окружение, чувствует себя комфортно, все в его теле работает надлежащим образом.
В случае повышения стресса выше определенного уровня человек «переключается» на эволюционно старший режим, реагирует симпатической активностью.
Тело в течение нескольких сотен лет цивилизации не осознало, что большинство нынешних стрессоров и угроз требует совершенно иной реакции, чем те, которых человек достиг на протяжении миллионов лет эволюции.
При стрессе замедляется пищеварение, ускоряется дыхание и сердцебиение, увеличивается потоотделение – человек всеми доступными средствами готовится к физической активности, необходимой для борьбы или побега.
Обнаружение того, что ни борьба, ни побег не помогут, человек падает на исторически самую старую стадию, обездвиживается. При отсутствии возможности убежать или победить, последнее, что остается – сдаться, надеяться, что угроза пройдет. В этом или предыдущем состоянии разум не находится на высоте, интеллектуальные и социальные возможности ограничены.
Существенная часть человеческой глупости в определенный момент не связана с абстрактным «недостатком IQ», но с ограниченной способностью использовать свое мышление. Важнейшую роль в этом играет восприимчивость к стрессу. Получается довольно банальный результат: успокойтесь – и поумнеете.
Выводы
Итак, что взять из имеющихся знаний о том, как передается интеллект по наследству? В развитии интеллекта играют роль как генетические, так и экологические факторы, но мнения специалистов в отношении их процентного соотношения сильно различаются. Как правило, каждый человек имеет врожденную тенденцию двигаться к определенному значению IQ, а окружающая среда влияет на степень, в которой он к этому уровню приближается.
Сегодня большинство ученых согласны с тем, что факторы развития интеллекта – это сочетание генов, образования и окружения. Следовательно, IQ зависит от генов, унаследованных от родителей, качества и безопасности окружения.
Влияние на интеллект имеет также качество пищи (достаточное количество питательных веществ, витаминов). Было доказано, что присутствие некоторых вредных веществ в почве и в воздухе в месте проживания детей влияет на уровень IQ.
Научные исследования подтвердили, что показатель наследования интеллекта у взрослых составляет около 70-80%. Это означает, что более высокие предпосылки для высокого IQ имеют дети умных людей.
IQ – полигенный, поэтому любая попытка идентифицировать отдельные гены, обуславливающие разум, вводит в заблуждение. Исследования этого вопроса находятся только на начальной стадии. Результаты могут быть спорными, они (какими бы ни были) способны коренным образом изменить наше представление о нас самих.
Это 2 мозга ″одинаковых″ 3-летних детей. Они разные, и причина — в родителях
Это фантастика
Посмотрите на изображение двух мозгов выше. Оба они принадлежат трёхлетним детям.
Как видите, мозг слева гораздо больше правого. Кроме того, на нём гораздо меньше пятен и тёмных мест.
Для неврологов, изучающих мозг и умеющих толковать подобные изображения, разница между двумя мозгами очевидна и поразительна, пишет Yahoo!. Мозг справа лишён некоторых базовых отделов, которые есть в мозге слева.
Соответственно, обладатель правого мозга вырастет менее умным, менее способным к эмпатии, более склонным к наркомании и криминалу, чем обладатель левого. У него гораздо выше вероятность оказаться без работы на пособии, а также повышенный риск развития психических отклонений.
Что же вызвало такое кардинальное расхождение в развитии мозга? Логично было бы предположить, что виновата болезнь или тяжёлая травма.
Но это вовсе не так.
Главная причина столь разительной разницы в развитии мозга у этих двух трёхлеток — то, как к ним относились матери.
Ребёнка с развитым мозгом мать очень любила, постоянно реагируя на все его потребности. Ребёнка с маленьким мозгом обижали и игнорировали. В результате мозг первого ребёнка развивается нормально, а второго — с задержками.
Сегодня неврологи начинают понимать, как именно взаимодействие ребёнка с матерью предопределяет развитие его мозга и возможные отклонения в этом процессе.
Профессор Алан Шор, исследовавший огромное количество научной литературы и совершивший значимый вклад в развитие неврологии, подчёркивает, что рост клеток мозга — «следствие взаимодействия младенца с главным опекуном (чаще всего матерью)»:
«Для развития мозга младенца необходимо позитивное взаимодействие между матерью и ребёнком. От этого зависит формирование важнейших мозговых структур».
Профессор Шор поясняет: если с ребёнком не обращаются должным образом в первые два года жизни, гены, ответственные за разные аспекты функционирования мозга, в том числе интеллект, не могут активироваться, а в некоторых случаях — даже формироваться.
То есть «природа и воспитание» неотделимы друг от друга: воспитание оказывает непосредственное влияние на функционирование генов ребёнка.
Детальное объяснение взаимодействия поведения матери и химических реакций в мозгу ребёнка, ответственных за формирование клеток, потребовало бы от читателя специальных знаний. Достаточно сказать, что в настоящее время существует значительное количество доказательств: отношение к ребёнку в первые два года жизни предопределяет возможность полноценного функционирования его мозга в будущем.
Вред, обусловленный игнорированием и другими формами насилия, пропорционален их степени: чем тяжелее игнорирование, тем серьёзней последствия. 80% всех клеток мозга, которые человек будет иметь на протяжении жизни, формируются в первые два года. Если процесс формирования клеток и связей между ними нарушен, дефицит окажется перманентным.
Отношения привязанности — это основной фактор, влияющий на развитие лимбических структур, ответственных за стрессоустойчивость. Тяжёлые нарушения привязанности в младенчестве приводят к регуляторной недостаточности, выраженной в нарушениях лимбической активности, дисфункции гипоталамуса и нарушениях вегетативного гомеостаза.
- Из-за травматических событий, связанных с жестоким обращением и пренебрежением, в автономной нервной системе происходят экстремальные и быстрые изменения: гипервозбуждение симпатической системы и гиповозбуждение парасимпатической, что создаёт хаотичные биохимические отклонения, токсическую нейрохимию в развивающемся головном мозге.
- Так что обнимайте своих детей, любите их и ни в коем случае не игнорируйте, если хотите для них хорошего будущего!
- Источник
Раннее развитие мозга и социализация детей: проблемы и их решение
Как развивается мозг ребёнка? Как происходит социализация детей? Почему современная виртуальная среда может негативно повлиять как на развитие ребёнка, так и на его социализацию? Что делать, если у ребёнка возникли проблемы при общении с родителями, сверстниками и учителями? В нашей статье вы узнаете об этом, а также получите полезные практические рекомендации психолога по социализации детей. Автор материала — психолог Шамсия Хукуматшоева, специально для CogniFit («КогниФит»).
Социализация детей: какие проблемы могут возникнуть? Фото MI PHAM, Unsplash.com
Как развивается мозг ребёнка?
«Мозг – последний и величайший рубеж… наиболее сложная вещь из тех, которые мы пока обнаружили в нашей Вселенной», утверждал Джон Уотсон.
Человеческий мозг весит около 1400 г.
, и его способность к вычислительному анализу сенсорных сигналов и пониманию себя и Вселенной поразительно сложна.
Головной мозг человека содержит огромное количество нейронов, что соответствует количеству звёзд в галактике (больше 100 миллиардов).
Нейрон — основной элемент нервной системы, передающий по ней информацию.
Основными частями нейрона являются дендриты, тело клетки, аксон и синаптические соединения, в которых происходит нейротрансмиссия.
С помощью крепкой системы соединений нейронов мы получаем сигналы, тем самым активизируя наши высшие психические функции (ощущение, восприятие, внимание, память, мышление, воображение и речь).
Развитие мозга начинается ещё в пренатальном периоде (3-4 месяц) и продолжает формироваться на следующих этапах: в момент рождения (25%), в 1 год (70%), в 3 года (85%), в 5 лет (92%), и в период взросления (100%).
Чем больше стимулов захватывает головной мозг, тем лучше становится растущая нейронная связь (дендритов и аксонов). Решающим значением является то, что в раннем возрасте мозг формирует неврологическую основу для интеллектуального развития в подростковом и взрослом возрасте.
Особенно важным периодом развития являются первые три года. Важную роль в развитии мозга ребёнка играют родители и организованная благоприятная среда. Здоровый мозг ребёнка начинается со здоровья беременной матери.
Родители или воспитатели могут стимулировать мозг детей с помощью, беседы, песни, пальчиковых игр, рассказов историй, а также исследовательских игр с безопасными материалами в безопасной среде.
Такая среда заставляет мозг работать активнее, стимулирует его развитие. Именно в первые три года у малыша закладываются будущие основы здоровья, мышления, разных навыков, приспособленности к жизни.
Разные изображения, звуки, запахи влияют на развитие высших психических функций ребенка.
В первые годы жизни дети очень открыты маленьким исследованиям путём игры. Для маленьких детей игра – это наука, раскрытие своих способностей, способ подготовки к успешной дальнейшей жизни. Дети в основном обучаются посредством игр. Они осваивают социальные навыки, получают первые опыты, развиваются.
Вы хотите знать, как работает ваш мозг? Или мозг вашего ребёнка? Общий когнитивный онлайн тест CogniFit: с помощью научно разработанной программы быстро и точно оцените здоровье мозга, узнайте его сильные и слабые когнитивные стороны.
Результаты данного нейропсихологического теста помогают определить, являются ли нормальными происходящие у человека когнитивные изменения, или есть подозрение на какое-либо неврологическое расстройство. Получите ваш результат менее, чем за 30-40 минут.
CogniFit (“КогниФит”) – самая рекомендуемая и используемая профессионалами программа когнитивного тестирования. Тест рекомендуется взрослым и детям старше 7 лет.
Проверьте, как работает ваш мозг, с помощью общего когнитивного теста CogniFit
Социализация детей: возможные проблемы
Немаловажным является развитие эмоционального интеллекта у детей. Нервная основа эмоционального интеллекта формируется до 18 месяцев. Семья, как важнейший фактор развития ребёнка и его социализации, не только формирует личность ребёнка и обучает дисциплине, но и помогает его индивидуальному развитию, а также развитию эмоционального интеллекта.
Для детей важна среда, насыщенная положительными эмоциями и новыми впечатлениями. Ребёнок копирует обращённые к нему слова и выражения, поведение ровесников и социального круга, поэтому очень важно говорить с ребёнком правильно и грамотно.
Благодаря пластичной нервной системе, ребёнок в раннем возрасте довольно восприимчив и легко обучаем. Это создаёт наиболее благоприятные условия и возможности для того, чтобы обеспечить успешное нравственное воспитание и социальное развитие полноценной личности.
Родители должны иметь дальновидный взгляд на социальные проблемы и развитие ребенка, а также тщательно наметить план их решения, как, например, они рассматривали бы академические или медицинские проблемы. По той или иной причине некоторые дети не развивают социальные навыки также легко, как и другие дети.
Сегодня каждый родитель может столкнуться с проблемой в общении и взаимодействии со своим ребёнком и его общении с окружающим. Например, ребёнок играет один совершенно счастливо, бормоча себе под нос и иногда разделяя свои ресурсы с матерью или отцом. Однако если другой ребёнок присоединится к нему в игре, то возможно, ребёнок стукнет его или не захочет с ним играть.
Бывает и так, что дети могут искренне стремиться к отношениям со сверстниками, но при этом они получают отпор, и потом уходят в безопасность дома, семьи и игры наедине.
Причиной привыкания к одиночеству также может быть одержимость виртуальной средой. Количество времени, которое дети проводят за просмотром цифровых экранов, вызывает беспокойство. Дети не устают смотреть телевизор или играть в гаджеты. Эта одержимость гаджетами вызывает беспокойство, но непосредственная тревога заключается в её неблагоприятном влиянии на высшие психические функции детей.
Дети используют гаджеты для игр, общения, просмотра видеороликов, и эта деятельность обычно настолько увлекательна, что они не отвлекают своё внимание от экрана.
Они также не обращают внимание на такие вещи, как осанка, расстояние до экрана и яркость, которые могут негативно повлиять на их зрение и здоровье.
Особенно сейчас актуально, когда годовалого ребёнка балуют отвлеканием с помощью виртуальной среды.
Виртуальная среда непосредственно влияет на восприятие, внимание, память, мышление, воображение и на речь ребёнка в том числе. Естественно, родитель не может лишать или держать детей далеко от гаджетов, но при этом может свести к минимуму их влияние на детей.
По данным американских Центров по контролю и профилактике заболеваний, в среднем ребёнок проводит около 8 часов в день за просмотром электронных экранов. Использование гаджетов среди детей увеличивается с возрастом, и это подразумевает высокий риск возникновения проблем со зрением. Степень тяжести зависит от вида деятельности и уровня вовлечённости в виртуальную среду.
Частое расширение и сокращение зрачков приводит к усталости глаз. Не стоит забывать о главном естественном механизме — моргании, который сохраняет глаза влажными, смазанными и чистыми. Более низкая частота моргания вызывает сухость глаз и раздражение.
Все эти симптомы маленькие дети могут и не замечать, но со временем родитель или учителя в школе могут обнаружить беспокойство ребенка. Многие оптометристы подозревают, что синий свет гаджетов может вызвать необратимое повреждение сетчатки. Это может увеличить риск дегенерации жёлтого пятна и возникновения катаракты.
Синий свет также может мешать биологическим часам и влиять на сон.
Все вышеуказанные аргументы говорят о том, что при непрерывном использовании виртуальной средой у детей могут появиться не только физиологические проблемы, но и социально-психологические. Ребёнок может стать невнимательным, неусидчивым, также могут быть проблемы с освоением речи и обучением.
Социализация детей: советы психолога. Фото Priscilla Du Preez, Unsplash.com
Практические советы и рекомендации по социализации детей
1. Разговаривайте с ребёнком. С ребёнком нужно разговаривать ещё когда он находится в утробе матери, причем это должна делать не только будущая мама, но и все члены семьи. Важно, чтобы ребёнок слышал разные голоса, приятную музыку и хорошую речь. Важно содействовать социальному развитию ребёнка и контактировать с ним.
2. Забудьте про лень. Если вы планируете рожать и воспитывать ребёнка, то оставьте свою лень. Вам нужно очень хорошо организовать свой день, соблюдать чёткий режим для ребёнка. Важно, чтобы ребёнок спал 10 часов, ложился и вставал вовремя, питался натуральными продуктами, желательно приготовленными дома. Приучите детей есть в компании (с семьёй, друзьями, соседями, родственниками).
3. Играйте с ребёнком. Игра развивает мозг ребёнка, развивает воображение, мышление, речь и содействует социальному развитию ребенка.
В игре ребёнок раскрывает все свои физиологические и психологические ресурсы, такие как находчивость, подвижность, способность принимать решения, помогать, любить и т.д.
Неважно, где играть, дома или на улице, организуйте эту деятельность для вашего ребенка каждый день.
4. Займитесь ранним обучением. Мозг ребёнка, его высшие психические функции, обучаются очень быстро в раннем возрасте. Нужно дать ребёнку практические знания о том, как держать и хранить бытовые вещи (безопасные), рассказывать стихи и рассказы.
Важно, чтобы ребёнок мог запоминать вещи, заниматься творчеством, выучить стихотворение, иностранные слова. Эмоциональное состояние родителей и их поведение, общение влияет на состояние ребёнка.
Для детей, в первую очередь, нужна благоприятная безопасная среда для развития.
5. Не используйте гаджеты вместо няни. Удержание ваших детей занятыми гаджетами или телевизором может позволить вам делать все ваши дела, но это плохая идея. Ограничьте для вашего ребёнка время использования гаджетами.
Можно следовать следующей инструкции согласно последними исследованиями ученых: до 1,5 лет – не давать ребенку гаджет, то есть вообще ограничить его; от 2 до 5 лет – 1 час в день; от 5 до 7 лет – 2 часа в день. Гаджеты поощряют малоподвижный образ жизни, который вреден для тела и разума.
Вместо этого дайте детям более здоровую альтернативу — игрушки, книжки-раскраски или сборники рассказов.
Вы хотите улучшить память, внимание и другие когнитивные функции у себя и у вашего ребёнка? Тренируйте основные способности мозга с помощью персональной когнитивной тренировки CogniFit! Программа автоматически определяет наиболее ослабленные когнитивные функции и предлагает режим тренировок, который подходит именно вам! Тренируйтесь регулярно 2-3 раза в неделю в течение 15-20 минут, и уже через несколько месяцев вы сможете заметить улучшения. Программа рекомендуется детям старше 7 лет и взрослым.
Персональная тренировка: индивидуальный подход к тренировке вашего мозга
6. Поощряйте занятия детей на свежем воздухе, которые требуют от них движения и игр с другими детьми. Проводя время на свежем воздухе, вы также тренируете дальнозоркость у ребёнка и уменьшаете вероятность развития близорукости.
7. Организуйте взаимодействие ребёнка с другими детьми. Если ребенок маленький и не ходит в детский садик, пригласите к себе гостей с детьми, или сами идите в гости с ребёнком. Эта социализация является важной, как и социализация с семьёй.
Если ребёнку 1-3 года, то отводите его к соседним детям, дальше он самостоятельно решит пойти к ним и поиграть. Бывает, что ребёнок приходит из компании своих друзей с новыми привычками или словами.
В этом случае, если они вам не понравились, то следует спокойно, без гнева и раздражения, объяснить ребёнку: «в нашей семье мы так не разговариваем, мы не используем эти слова».
Дети, как правило, имеют всплески физического, интеллектуального и социального роста, пронизанные периодами сдерживания или даже периодами регрессии.
А вот что действительно необходимо для этого всего — сильное чувство любви к нему, большой запас терпения, жизненных сил и определенная сумма знаний.
Если родитель относится к своему ребёнку как к достойному человеку, гораздо более вероятно, что другие дети также почувствуют его ценность.
Спасибо, что прочитали эту статью. Как обычно, будем рады вашим вопросам и м.
Источники:
Мудрик А.В. Социализация человека: учебное пособие/- 3-е издание, исправленное и дополненное. — Москва: МПСИ. -2011. — 624с.
Сольсо Р. Л. Когнитивная психология. СПб.: Питер. -2006. -589с.
Уайт Б. Первые три года жизни. Педагогика.- 1982. — 176.
Единственный ребёнок в семье: что об этом говорит наука
Единственные дети в семье всегда всё делают по-своему, не умеют делиться и, как правило, эгоистичны — такие установились стереотипы. Хотя последние исследования говорят, что это преувеличение. Так откуда взялись эти предрассудки?
Ещё в XIX веке американский педагог Юджин Боханнон опубликовал результаты опроса 200 человек (для того времени это была новая форма проведения исследования). В нём он просил респондентов рассказать об особенностях характера всех детей, которых они знали.
В 196 случаях участники описали единственных в семье детей как слишком избалованных. Коллеги Боханнона согласились с результатами его исследования, после чего идея, что один ребёнок в семье — это плохо, широко распространилась в обществе.
Кроме того, в начале ХХ века считали, что воспитание без братьев и сестёр делает детей гиперчувствительными. Родители концентрируют все свои тревоги и страхи на одном ребёнке, и это делает его слишком восприимчивым. В итоге он вырастает слабонервным ипохондриком.
Однако данные , полученные психологом Тони Фальбо, опровергли эти утверждения. Она — единственный ребёнок в семье. И в своей работе утверждает, что наличие братьев и сестёр не гарантирует становление достойного человека.
В 1986 году Тони составила обзор более 200 исследований на эту тему. И она не обнаружила серьёзных различий между теми, у кого есть братья и сёстры, и теми, кто воспитывался один.
Зато оказалось, что у единственных детей в семье более крепкие эмоциональные связи со своими родителями.
Этот вывод подтвердило исследование 2018 года, которое провели Андреас Клок и Свен Штадтмюллер из Франкфуртского университета прикладных наук. Они проанализировали динамические данные примерно 10 000 немецких школьников, чтобы определить особенности характера первенцев в многодетных семьях и единственных детей.
Исследователи также изучали качество их отношений с родителями — этот показатель измерялся тем, насколько легко ребёнок мог обратиться к ним по сложным и важным вопросам.
В итоге 25% единственных в семье детей, сочли свои отношения с родителями позитивными. В семьях с несколькими детьми, первенцев, которые могли сказать то же самое, было меньше. На третьем месте по близости к родителям оказались средние по старшинству, а на последнем — самые младшие.
Несмотря на тесные связи с родителями, многие дети, выросшие без братьев или сестёр, сожалеют об этом. Это выяснили в 2001 году Лисен Робертс и Присцилла Блантон, когда попросили нескольких молодых людей вспомнить своё детство.
Кроме того, именно из-за отсутствия надёжного товарища в лице брата или сестры в дошкольном возрасте часто появляются воображаемые друзья, с которыми ребята играют и делятся переживаниями. Но беспокоиться из-за этого не стоит — такая игра развивает у ребёнка способность общаться с другими.
Однако всё же есть доказательства того, что единственные дети в семье менее склонны идти на компромиссы. Эти новые данные получили в Китае — там политика одного ребёнка диктовала правила планирования семьи почти четыре десятилетия.
Группа исследователей во главе с психологом Цзян Цю опросила 126 студентов, у которых не было братьев и сестёр, и 177 тех, у кого они были. Оценивались их мыслительные способности и личностные качества.
Единственные в семье дети показали худшие результаты в тесте на толерантность.
А согласно пятифакторной модели личности человека (FFM), такие люди характеризуются как конфликтные, недоверчивые, эгоцентричные и склонные к соперничеству.
Студентов также попросили пройти творческий тест креативности Торренса. Им нужно было придумать как можно больше оригинальных применений повседневным предметам, например, консервной банке.
Единственные дети в семье обладали более латеральным мышлением — им удавалось решать проблемы творчески.
Это может быть связано с тем, что, не имея братьев и сестёр, детям часто приходится полагаться только на себя. Поэтому они вынуждены стать изобретательными и находчивыми уже в раннем возрасте.
Но и это ещё не всё. МРТ-тесты выявили различия в структуре мозга. У единственных в семье детей исследователи обнаружили больше серого вещества в супрамаргинальной извилине — области коры, связанной с творчеством и воображением.
Однако при этом у них оказалось меньше клеток серого вещества в лобной доле. А эта область как раз отвечает за склонность к толерантности, способности понимать чувства других и контролировать собственные эмоции.
Влияние отсутствия братьев и сестёр зависит от того, сколько других возможностей есть у ребёнка для развития социальных и когнитивных способностей. В конце концов, они не отрезаны от социума: то же общение в детском саду способствует развитию коммуникативных навыков.
Хотя родителям, имеющим только одного ребёнка, придётся больше стараться, чтобы научить его делиться своими игрушками, книгами и вниманием взрослых, количество детей в семье не так важно, как создание спокойной обстановки и атмосферы любви.