Незрячие люди смогут свободно читать книги с помощью нового гаджета

   Доброе утро, уважаемые читатели рубрики новостей! Темой сегодняшнего выпуска станут люди с ограниченными возможностями зрения, вернее, не именно они, а устройство, которое было разработано специально им в помощь. Американские ученые из Массачусетса спроектировали уникальное кольцо, надев на палец которое, незрячий человек сможет прочесть любую книгу.

   Стоит отметить, что данный поступок очень важный и ценный. Все мы одинаковые и не хочется, чтобы кто-то ощущал себя другим, лишенным радостей жизни. Новый гаджет получил имя FingerReader. Это чудо представляет собой большое кольцо со встроенной камерой, ПО и датчиками, позволяющими считывает текст, а затем воспроизводить его в наушник.

Прекрасная подсказка для незрячих

   FingerReader с легкостью следует за скоростью передвижения пальца по странице, а благодаря ПО, автоматически распознает начало и конец строчки. Кроме того, прибор подсказывает читателю, когда необходимо перемещать палец дальше.

   Производитель со временем собирается усовершенствовать столь удачное детище, внедрив в него два вибромодуля с внутренней и внешней стороны пальца. Данные детали будут подсказывать, в какое место следует передвинуть пальчик, в случае если он начнет уходить вниз или вверх.

FingerReader и никаких проблем!

   На данный момент колечко обладает возможностью использования вычислительной мощности ноутбука для работы нужного ПО, но программисты также сейчас разрабатывают портирование кода на ОС Android, чтобы слабовидящий человек мог спокойно эксплуатировать изделие вместе со смартфоном.

   На душе отрадно за то, что мы удостоились чести жить во время нано-технологий, в период прогресса и инноваций. Если ранее слепым приходилось пользоваться шрифтом Брайля при чтении, а это приличный вес, неудобство при транспортировке из-за крупных размеров и достаточно высокая цена, то сегодня все эти проблемы отходят на задний план.

Более того, гениальные ученые предусмотрели систему чтения не только обычных книг, но и в электронном варианте.

   Что касается даты поступления в продажу подобного устройства, то пока она остается в тени, как и запрашиваемая стоимость. Несмотря на это, мы уверены, что уже очень скоро публика с плохим зрением сможет приобрести помощника в магазинах своей страны. Благодарим за внимание. С уважением, интернет магазин itsell.ua.

Психолог: "Дети "уходят" в гаджеты при поддержке взрослых"

увеличить шрифт

Эксперты констатируют, что ещё никогда за всю историю человечества структурные изменения в информационном поле не были столь грандиозными и значительными. Мы переживаем информационные и технологические революции, перевороты, мятежи и реформы.

И кроме восторженных планов, связанных с этими новыми возможностями, звучат тревожные прогнозы. Например, врач-психотерапевт Андрей Курпатов утверждает, что искусственный информационные технологии приводят к неизбежной атрофии интеллектуальной функции. Многие видят врагом человечества мобильный телефон.

Родители стонут — он стал членом семьи, навязчивым, эгоистичным и нетерпеливым.

Психологи по этому поводу имеют свое мнение. Они не склонны паниковать, но признают эту проблему сегодняшнего дня. О чрезмерном увлечении гаджетами мы говорили с ведущим специалистом центра «Белая комната», психологом Анной Тычковой

Анна, такое впечатление, что современные дети подключены к мобильным телефонным аппаратам, как к необходимым жизненно-важным приборам. Их использование начинается с раннего утра и заканчивается глубокой ночью.

 — Самая печальная печаль в том, что дети «ушли» в гаджеты не самостоятельно, а при поддержке и стимулировании взрослых. Любая зависимость формируется там, где нет реальных эмоций и реальных возможностей эти эмоции переживать.

Меня очень умиляют картинки в соцсетях, разделенные на две части — наше детство и детство современных детей. На первых — счастливые дети гуляют, играют, на санках катаются. На вторых — грустные, бледные и несчастные сидят в гаджетах.

Но ведь дети на первых картинках — это сегодняшние родителей тех детей, которые проводят все время в телефонах и планшетах. Почему они не научили своих детей получать эмоции и проживать их? Это про какой-то эгоизм? Нам было классно, кайфово, мы играли, развлекались.

А своим детям жалко? Умиляющая вещь — все эти крики, биения себя пяткой в груд, про то, какая сейчас молодежь. Но она ровно такая, какой она может быть. Она такая именно потому, что более старшее поколение так взаимодействует с более младшим. И они становятся тем, кем становятся.

То есть, проблема во взаимодействии?— В том, чем мы наполняем это взаимодействие. Родители учат ребенка тому, как занимать свое время. Гаджеты, интернет-пространство наполнено очень большой и быстрой стимуляцией головного мозга.

В реальности такой стимуляции нет. Тому ребенку, который привык к постоянной, интенсивной стимуляции мозга, очень сложно ориентироваться в реальной жизни. Он ищет здесь стимулы, а потом вновь уходит в гаджет.

Ему здесь скучно, здесь не так быстро, не так динамично, не так красочно, не так эмоционально.

Может быть, тогда виноваты вовсе не родители, а эти необыкновенные возможности виртуального мира.— Но ребенок же не сам там оказывается, а с поддержки взрослых, своих родителей. Это же очень легко — сунуть в руки ребенка гаджет.

Мама с папой заняты чем-то своим и они дают детям телефон, планшет, или включают мультфильм в интернете и сажают ребенка его смотреть. Естественно, он привыкает. Тогда очень странно, когда те же родители спустя десять лет говорят: «Ты, наверное, зависим».

Да? Правда?

Но я, например, не злоупотребляла гаджетами в то время, когда моя дочь-подросток была маленькой. Я считаю, что я здесь не при чем.— Действительно, существует современная реальность.

Огромная доля общения, деятельности, правда, проходит в виртуале. Есть такое понятие, как удаленная работа. Люди в виртуальном пространстве вполне себе зарабатывают на жизнь. Иногда даже больше, чем в реальности. Это правда так.

И есть моменты, которых не надо боятся. Надо понимать, что это такая данность современности. 

Но многие родители, действительно, в легкой панике. Они убеждены, что с этим злом надо что-то делать. — И это тоже лукавство. Но сколько человек из них этим злом не пользуется? Ребенок видит и делает выводы.

А подобные разговоры проходят фоном. Тех взрослых, которые говорят, что эти ваши интернеты до добра не доведут, воспринимают как старых ворчунов.

Это похоже на картину, когда кто-то из родителей, затягиваясь сигаретой поглубже, говорит: «Не кури сынок, это вредно». Да? Серьезно?

Но и это не про меня, потому что я нахожусь в интернет-пространстве исключительно в рабочее время, в свободное время все эти замечательные возможности меня мало интересуют. Как в этом случае ограничить присутствие телефона в жизни ребенка? — А нужно что-то делать? Это мешает жить?

Мне кажется, да. Это снижает зрение, отвлекает во время подготовки домашних заданий. Телефон обращает на себя внимание всегда и везде. Даже к ужину ребенок выходит с телефоном в руке. — Я бы посмотрела — это про зависимость или это дань современности. Да, так сегодня динамично с помощью гаджетов происходит взаимодействие. Хорошо бы помимо этого давать ребенку другие способы.

Например, сегодня мы идем вместе гулять без гаджетов. Но мы не друг за другом, молча идем и дышим друг другу в затылок. Мы общаемся и ищем способы сделать это общение интересным. Ведь правила в семье — это ответственность взрослых, а не детей. Я — мама двух подростков, современных детей, которые активно включены в виртуальное общение.

У нас дома есть правило о том, что если мы встретились вместе за обеденным столом, то проводим это время без гаджетов. И у нас весьма интересные разговоры заходят. Плюс к этому, у нас есть какие-то совместные выезды, выходы в театр, на выставки. Их становится меньше, так как дети взрослеют. Но они воспринимают это как норму, потому мы, как родители, ее обозначили.

  Это естественные ориентиры детей на то, что взрослые знают, что и как надо делать.

Но приглашение пойти на увлекательную прогулку или поиграть с настольную игру, наверное, имеют возрастные ограничения?  — Да, это работает с детьми, которые входят в подростковый возраст. С теми, кто уже выходит из него, боюсь, родители сильно опоздали. Тогда, если беспокоит вопрос о зависимости, надо обратиться к психологу. 

Еще один пример. Девочка в школе даже к доске выходит с телефоном. Что это?— Хорошо бы прояснить, почему она выходит с телефоном к доске. Он представляет для нее сверхценность или она тревожится, боится пропустить звонок, или боится, что кто-то возьмет его.

Если это про сверхноценность, про возложенность власти над ребенком, то стоит говорить о зависимости.

Если это другие варианты — тревога, недоверие, наученность этому недоверию (иногда родители говорят: «Смотри, не потеряй, мы тебе купили дорогой телефон»), тогда все объясняется проще.

А когда можно говорить о зависимости от гаджета?— Тогда, когда есть все критерии зависимости или присутствует большинство из них. У любой зависимости одинаковые критерии, потому что любая зависимость — это механизм адаптации. Но я бы назвала это механизмом патологической адаптации.

Можно здоровым способом адаптироваться к сильным чувствам, событиям, а можно через зависимость. Там тоже есть свои предпосылки. Если мы говорим о детской зависимости от гаджетов, компьютерных игр или от интернета, то это скорее всего про зависимую модель взаимоотношений в семье.

Читайте также:  Вывих коленного сустава: лечение в домашних условиях

То есть, я завишу от мамы в чем-то и мне не предлагаются способы для того, чтобы стать автономным, восполнять свои потребности.

Клинические психологи, да и не только, утверждают, что если ребенку не давать зазор между потребностью и ее восполнением, то это грозит зависимостью. Поэтому ребенку важно проживать это время — время между «хочу», «дайте» и «вот, возьми».

То есть, когда родители ту же кидаются «спасать» ребенка — это не совсем здоровый способ. У ребенка это формирует некий механизм и этот зазор для него становится ненормальным, неестественным. Хотя, большинство, к счастью, понимает, что иногда мы хотим, но не сразу это получаем.

Должно пройти какие-то время и это оно является частью жизни.

А какие критерии зависимости существуют?— Один из критериев зависимости — наделение объекта зависимости сверхценностью. Только он и никто больше, только телефон может сделать меня счастливым.

Мне надо держать его в руке, не выпускать из поля зрения, все время в него заходить и что-то делать. И только этот объект может приносить мне удовольствие и радость. Если я его лишусь, в моей жизни настанет крах.

Еще один критерий заключается в эмоциях.

Например, мне плохо, но я сейчас этот объект использую (алкоголики выпивают, шопоголики идут в магазин, наркоманы принимают дозу, зависимые от гаджетов открывают их), и мне станет лучше.

Эмоции поменяются. В семье это тоже можно наблюдать. Ходил грустный, печальный, бубнястый, депрессивный, а как только в руки взял гаджет, сел за компьютер, сразу просветлел.

Еще один из критериев — это рост толерантности. Когда объекта зависимости надо все больше и больше.

Дети шутят, что у них без телефона начинается «ломка». Они не знают чем заняться, куда руки деть. — В теории зависимости ломка — это один из ее критериев. Это, другими словами,  абстинентный синдром. Он наступает при отсутствии возможности взаимодействия с  объектом зависимости.

Важно понимать, что в случае, если зависимость, действительно, диагностирована, и при желании от нее избавится, необходима работа всей семьи. Не достаточно выпихнуть зависимого ребенка к психологу, вдохнуть, выдохнуть и развести руками в стороны. Мол, что сделаешь.

Можно и так, конечно, но результат будет другой. 

Опять мы возвратились в семью.— Меня удивляют вопли родителей, потому что кроме этого в большинстве случаев они ничего не предпринимают. В детстве они вручили ребенку телефон и он при помощи серфинга по интернет-пространству искал то, что ему интересно. А потом мы кричим: «Ой, «Синий кит»!».

А как ему быть? На что он должен захотеть поменять это виртуальное пространство, если там он достиг определенного уровня в каких-то играх, или он там собирает какое-нибудь оружие, или совершает автогонки в разных странах мира и он там признан? Ему там говорят: «Ты крутой! Ты человечище!». Ему очень рады. А когда он возвращается в реальность, мама заявляет: «У тебя руки не из того места растут.

Вечно ты делаешь не так», «И с математикой у тебя плохо». А еще в гимназиях Саратова (говорю во множественном числе, потому что слышала такое про разные) некоторые учителя формируют такую атмосферу, что если у тебя четверки, ты не достоин здесь учиться и занимаешь чье-то место. Может быть, это оправдано для рейтинга или еще для чего-то.

Но где ребенку лучше? Там, где он может себя обозначить и  заявить о себе или там, где ему говорят: «Не ори», «Не носись», «Не приставай».

Выходит, нам, современным родителям, сейчас гораздо сложнее выполнять свою родительскую работу, потому что приходиться противостоять мощной силе. – Да. С одной стороны, сложнее. Но я все же за то, что вклад родителя больше, чем вклад ребенка.

 Когда ребенок рождается, есть те самые пресловутые 18 месяцев, когда должна сформироваться здоровая привязанность. Иногда волосы дыбом встают от того, что родители проделывают со своими детьми. Я не говорю про своих клиентов, такие родители обычно и не доходят до психологов. Так они живут и мучаются.

Но с другой стороны, родительскую ответственность, родительский вклад никто не отменял.

Я здесь хочу ремарку внести. Я знаю, что родители чаще всего реагируют из трех самых основных ярких чувств. Это из чувства стыда, из чувства вины и из чувства тревоги. И мне бы не хотелось, чтобы сейчас родители ушли в вину. Я за то, чтобы разделять вину и ответственность.

Ответственность — это то, что позволяет менять действительность, быть свободным, принимать решения, которые принесут пользу. А вина — это то, что сжирает и если человек в этом остается, то тратит много лет своей жизни. Ведь, если я где -то виновата, как обычный живой человек, перед своим ребенком, яточно могу извиняться, точно могу компенсировать и возвращаться на здоровые рельсы.

 Да, наши дети будут точно больше и сильнее вовлечены в интернет-пространство, но это не значит, что оно должно исключать все остальное.

Для того, чтобы разбавить эти бесконечные телефонные сессии, родители поступают по-разному. Я например, пробовала говорить, что надо бы как-то поменьше с телефоном общаться. — Такая форма — «а может быть ты будешь поменьше, дорогая» — это перекладывание ответственности на ребенка.

В подростковом возрасте о какой-то самомотивации говорить очень преждевременно. Те доли мозга, которые отвечают за внутреннюю мотивацию, формируются к 21-му году. И 13-летнем ребенку точно не по плечу взвешенно сказать: «Да, мамочка, ты наверное, права. Я слишком много времени провожу в телефоне». Это фантастика какая-то.

Это не про нормальных подростков. Если ваш ребенок такой, вы можете порадоваться тому, что он — исключение из правила. А если он кивает на ваши слова, а в глазах читается: «ты сейчас поговоришь и пойдешь заниматься своими делами, а я продолжу жить своей жизнью», то можете выдохнуть.

У вас нормальный подросток, который развивается в пределах возрастных норм. Вообще, в 11-13 лет игры в демократию — это лукавство. Ведь родитель не знает что делать, чувствует себя бессильным и перекладывает ответственность на ребенка. Пусть бессознательно, но он это делает.

Давай, сыночек или дочка, ты в свои 10 лет реши, как проводить время в гаджете. Я взрослая тетенька не могу, а ты вперед, давай. Хорошо бы с собой сохранять честность. Да, я не знаю как это сделать.

Я просто хотела посеять сомнения. — Тогда надо четко обозначать условия. «Я вижу, что ты 12 часов проводишь внутри телефона. Меня это беспокоит и я считаю, что это тебе не на пользу.

И, как мама, я ставлю условие и буду проверять его соблюдение». И здесь надо выбирать реалистичный вариант. Тогда это сработает. Конечно, в подростковом возрасте это точно встретит сопротивление.

Потому что это директива, а не договоренности. 

В некоторых российских школах перед занятиями дети сдают свои телефоны. Учителя других школ завидуют. И родители тоже. — Надо не отбирать, а учить тому, как пользоваться им здоровым образом. Если ребенок нормативный, если он психически и умственно сохранный, то ему не нужен такой контроль-контроль.

А если ваш ребенок нуждается в сильном контроле, я бы била в набат. Это или про тревожность родителей, которые делают ребенка тем, кто обслуживает эту тревогу (тем кто делает что-то, чтобы родителям было не так тревожно). Либо, хотя одно вытекает из другого, родитель инвалидизирует ребенка.

«Наш мальчик (или девочка) часто болеет», «Он (она) маленький», «Ему (ей) нельзя доверять». И ребенок верит родителю, думает, что он неспособный, неумеющий и требующий контроля.

А когда мы подходим к пресловутому подростковому возрасту, задача которого дать ребенку автономию, мама говорит, что ее милого ребенка унесли инопланетяне и заменили на какое-то чудовище. Он хамит, агрессирует, а мы не справляемся и не знаем что делать. А я вам скажу, что вы с какими-то мерами опоздали на несколько лет.

Как раз на те самые годы, когда было так, как было. А теперь ребенку приходится такую интенсивность проявлять, чтобы получить хоть какие-то шансы на отделение от родителей.

Жизнь подростков буквально крутится вокруг мобильных телефонов. Есть родители, которые отбирают телефон для того, чтобы наказать.  — Для современных детей это так. Но я все же за сохранение здравости. Если это способ дергать ребенка за веревочки, шантажировать, то это не про санкции, а про манипуляции.

Наверное, вы, как психолог, замечаете изменения в поведении, которые произошли с невероятным распространением гаджетов?– Я заметила, что подросткам стало сложнее общаться. Когда ко мне приходит на прием подросток или родитель, за редким исключением, там с коммуникацией все в порядке. Вплоть до того, что ребенок боится общаться с людьми.

Но здесь надо делать скидку на то, что когдавсе в норме, ко мне никто не идет. Та же самая сложность есть и у взрослых людей. Когда речь заходит, допустим, о формировании отношений, они не знают как и где общаться. При этом более старшее поколение в этом плане более благополучное.

Читайте также:  Сосновые шишки от инсульта - лечение, настойка, отвар, рецепты

Они не стесняясь, не думая о себе лишнего, ходят заниматься танцами, творчеством.

Наверное, наши дети, которые беспокоят чрезмерным использованием гаджетов, в свою очередь столкнуться с какой-то другой проблемой, когда сами станут родителями. — Раньше дети читали книжки читали с фонариком под одеялом, а надо было, чтобы ребенок спал. Сегодня уже не книжки и даже фонарик не нужен (хотя, иногда книжки).

Потом телевизор появился, затем кабельные каналы круглосуточные. Конечно, у наших детей будут свои сложности. Это жизнь, она текучая и изменчивая. Но какие-то моменты остаются  неизбежными. Например, столетия идут, но о подростках можно говорить одно и тоже.

Они всегда хотят, чтобы их трогали по-минимуму, а развлекаться можно было бы по-максимуму, и что-бы кто-нибудь на это подкидывал деньжат.

Прогулка в темноте: как незрячие люди воспринимают мир

Тому, кто видит, очень трудно посмотреть на мир глазами слепого. Мы не можем этого сделать хотя бы потому, что незрячие люди не «смотрят» на мир, а воспринимают его при помощи других органов чувств.

Эти чувства — слух, осязание, вкус, обоняние, а также чувство равновесия и проприоцепция, то есть осознание собственного тела — традиционно считаются менее значимыми, чем зрение. Так принято считать.

Но если вы попросите незрячего поделиться своим мнением, он вряд ли с этим согласится.

Около 80% информации мы получаем именно от органов зрения. Неудивительно, что зрительная кора занимает почти половину от площади коры головного мозга — значительно больше, чем другие сенсорные анализаторы.

Большинство людей, представив себя слепыми, немедленно приходят в ужас. Перед ними будто открывается непроглядная бездна: все краски гаснут, все дорогие сердцу образы уходят в темноту.

Но на самом деле незрячие люди живут вовсе не в этом безрадостном месте. 

Чтобы отправиться в мир незрячих людей, попробуйте отважиться на небольшой эксперимент. Представьте себе место, где вы не можете ориентироваться привычным для себя образом, при помощи глаз. Попробуйте хотя бы на время вообще забыть, что такое зрение. 

Фотография незрячего фотографа Эвгена Бавчара

Пока вы обживаетесь в этом мире, стукаясь о мебель, вы постепенно начинаете слышать не только конкретные звуки — например, звук от падения стула — но и само пространство вокруг себя.

Протянув руку, вы уже знаете, что справа найдёте стену. Вы чувствуете запах еды за следующей дверью. Вы даже можете различить в нём отдельные тона.

Вы чувствуете лёгкий ветерок на своём лице: он подсказывает вам, в каком пространстве вы находитесь и куда вам нужно идти.

Вы находите здесь и других людей. Хоть вы и не видите их лиц, вы чувствуете все оттенки радости, скуки и тоски в их голосах. Вы понимаете всё, о чём они говорят, за исключением отдельных выражений — таких как «красное платье» и «красивый пейзаж»; их вы понимаете не до конца. 

Когда ваши глаза снова обретают способность видеть, до вас не сразу доходит, зачем она была вам нужна. Вы уже знаете, что и другие органы чувств могут дать вам своё представление о реальности. Да, вы набили немало синяков, пока учились ориентироваться в пространстве. Но вы узнали и кое-то новое. Вы поняли, что «реальность» необязательно должна быть такой, какой вы привыкли её видеть.

С 1988 года подобный эксперимент проделали уже тысячи зрячих людей во многих странах мира. Именно в этом году в Германии открылась выставка «Диалог в темноте», которая призвана дать зрячим людям хотя бы смутное представление о мире, в котором живут слепые. В России эту роль выполняет музей «Прогулка в темноте», который открылся в Москве в 2016 году. 

Большая часть пространства музея погружена во тьму. Проводниками для посетителей служат слепые и слабовидящие.

Создатели называют это сенсорной интерактивной экспозицией и подчёркивают не только её развлекательную, но и социальную роль. Сначала им казалось, что посетители могут быть не готовы к такому опыту.

«А оказалось, что они не просто готовы, но хотят знать больше о жизни незрячих, чем мы предполагали» — признаётся одна из основателей проекта.

Фотография незрячего фотографа Александра Журавлёва

Долгое время слепота воспринималась либо как неисправимый дефект, полностью лишающий человека нормальной жизни, либо как знак исключительной одарённости (отсюда убеждение, что из незрячих получаются лучшие массажисты и музыканты).

Иногда считалось, что слепота способствует развитию интуиции, «шестого чувства» или духовного созерцания. Так, про философа Демокрита говорили, что он ослепил себя, чтобы целиком отдаться философии.

Но далеко не все незрячие люди одарены музыкально или обладают исключительной интуицией. 

Те, кто утратил зрение в очень раннем возрасте или ещё до рождения, действительно живут в мире, отличном от нашего. Они не представляют мир в зримых образах: их «представления» и воспоминания обладают другими качествами. Цвета для них — только абстрактные обозначения. Они тоже видят сны, но эти сны наполнены не лицами и образами, а звуками, запахами и ощущениями. 

Но для многих других незрячих мир насыщен визуальными образами. Даже если они уже ничего не видят глазами, воображение у них по-прежнему работает. У некоторых даже развивается синестезия, и они буквально «видят» голоса и звуки. 

Человеческий мозг очень пластичен. Если нет зрения, он будет полагаться на другие органы чувств. Поэтому зрительная кора у слепых, как показали исследования при помощи фМРТ, участвует в восприятии звуков и речи. Эта пластичность, впрочем, может обернуться и другой стороной.

При замене повреждённой сетчатки у взрослого человека зрение никогда не восстанавливается полностью — именно потому, что мозг уже перенастроился на другие потоки ощущений. А мы не можем отключить у человека слух и осязание, чтобы мозг перестал лениться и снова научился видеть.

Как гаджеты помогают слепым людям работать, общаться и заниматься творчеством

Инвалидам по зрению необходима социализация — быть в обществе, поддерживать прежние контакты и заводить новые.

Как и зрячие люди, они мечтают реализоваться в работе, находить друзей и выходить свободно из дома. Но когда речь идет о приобретенной слепоте — из-за травмы или болезни, многие боятся сделать первый шаг.

Научиться жить полноценной жизнью инвалидам, людям с разными патологиями глаз помогают в реабилитационном центре «Самарский». Он существует с 2006 года, у него есть три подразделения. «Самарская газета» узнала, как устроен один из них — на улице Мяги, 5.

Там предоставляют так называемые срочные социальные услуги.

Трость — это только начало

Что примечательно, сотрудники центра также имеют инвалидность. Об этом рассказала заместитель директора по организации реабилитационного процесса Юлия Сапунова.

— Люди, которые недавно потеряли зрение, нуждаются в психологической помощи. Они учатся жить без визуального восприятия. Сначала мы создаем для них мотивацию, помогаем пережить резкую потерю зрения.

Основные проблемы инвалидов связаны с тем, что они не могут визуально контролировать свои действия, у них нет навыков самостоятельного передвижения.

Мы доказываем, что человек может быть активным, работать, даже если он совсем не видит, — пояснила Сапунова.

[vrezka color=»#FFFFFF» bgcolor=»#8aa6bb» image=»» image_mode=»» bgfixed=»» padding_top=»» padding_bottom=»»]В реабилитационном центре проводят специальные занятия теннисом. Они развивают внимание, которое необходимо для ориентирования в пространстве.

Плюс ко всему это общение и мотивация к выходу из дома. По данным Всемирной организации здравоохранения, в мире проживают около 40 млн слепых людей и примерно 250 млн слабовидящих.

В России инвалидность по зрению чаще всего провоцируют глаукома, заболевания сетчатки и зрительного нерва, миопия, проблемы с хрусталиком.[/vrezka]

Сначала незрячих учат основному — ориентироваться в пространстве с использованием тактильной трости в помещении и на улице. Это важно, ведь когда человек учится самостоятельно ходить, у него повышаются самооценка и качество жизни. Он становится гораздо независимее, чем до этого.

Еще одна большая проблема — отсутствие доступа к информации. Конечно, есть радио, телевидение, полиграфическая продукция, напечатанная специальным шрифтом, аудиокниги. Но без интернета сейчас никуда, а полноценно пользоваться им помогают специальные приложения.

Приложения-помощники

Слабовидящие и незрячие могут общаться в различных социальных сетях, используя программы экранного доступа с речевым синтезатором. Такие есть и для компьютеров, и для смартфонов. Говорящие помощники открывают доступ к библиотеке и помогают в быту.

Например, бесплатное приложение Be My Eyes определяет местоположение. В нем также можно найти волонтеров, которые через видеозвонок помогут, например, найти предметы в доме, определить срок годности продуктов и содержимое холодильника.

С помощью специальных программ, например Nvda или JAWS, можно пользоваться всеми функциями, что и зрячий человек.

— Смартфоны — это эффективное техническое средство реабилитации. На это выделяют деньги из регионального бюджета. На смартфонах установлены программы, которые рассчитаны на людей с плохим зрением или слепотой. Их выдают бесплатно тем, кто нуждается в индивидуальной программе реабилитации, — уточнила Сапунова.

Читайте также:  Профилактика гипертонии: эффективные методы

Перезагрузка системы

Специалист по реабилитации Рустем Ахметшин работает в центре первый год. Он помогает людям осваивать заново компьютер и смартфон. В детстве Рустем учился в школе-интернате для слабовидящих и незрячих.

— Я не вижу с рождения, — говорит молодой человек. — Техника меня привлекала еще в школе, я осваивал ее сам и постепенно начал учить других, что-то им рассказывать. Теперь занимаюсь этим профессионально.

Помогаю тем, кто потерял зрение и восстанавливает навыки или вообще впервые имеет дело с гаджетами. Эти навыки пригодятся не только в быту, но и для занятий творчеством.

Например, есть программы, которые помогают писать и редактировать музыку.

По словам Ахметшина, обучение разбито на несколько этапов. Первый шаг — это обзор компьютера и знакомство с клавиатурой. Незрячие не могут использовать мышь для управления, поэтому они применяют сочетания клавиш. Для этого необходимо запомнить порядок букв и сочетания. Второй шаг — исследование рабочего стола и операции с файлами.

При обучении специалисты ориентируются на интересы человека, узнают, чем он увлекается и чего хочет в итоге. Это может быть работа с документами, со звуком или просто поиск информации.

— Освоить компьютер сложно. Однако все возможно, когда есть мотивация. Если заниматься только в центре и ничего не делать дома, то результат не будет хорошим. Поэтому тренировки должны быть постоянными, — отметил Рустем.

Жизнь слабовидящих могли бы облегчить разработчики программ. Ахметшин констатирует, что чаще всего софт недоступен для озвучивания. Это хорошо заметно и на сайтах, где не работают «горячие» клавиши.

Мобильный ассистент

Для слепых правильно настроенный смартфон — это не только средство связи и «станция развлечений». Это фактически персональный ассистент. С помощью него можно узнать, как добраться до места назначения, когда приедет транспорт, какие купюры находятся в кошельке и какого цвета вещи вокруг.

— Все вызывают такси, заказывают еду, общаются в социальных сетях с помощью телефона. Такой помощник должен быть и у незрячих. Сначала появились энтузиасты, которые делали программное обеспечение для слепых.

Постепенно и производители техники начали устанавливать такие приложения заранее. Их можно найти в разделе «Специальные возможности», — рассказал специалист по реабилитации Федор Замыцкий.

По его мнению, довольно трудно обучать людей в возрасте, а они в основном и обращаются в реабилитационный центр. Они привыкли к кнопочным телефонам, но гораздо больше возможностей дают аппараты с сенсорным экраном. При определенном усердии и этот барьер преодолим. Освоив новые знания, люди начинают погружаться в активную жизнь, полную интересных событий и знакомств.

— Мобильный телефон — это не просто игрушка, а та вещь, которая делает жизнь проще. В магазине я расплачиваюсь с помощью смартфона, на остановках смотрю, когда прибывает транспорт, связываюсь с людьми, — говорит Замыцкий.

ТЭГИ:

  • компьютеры
  • приложения
  • самара
  • технологии

Книги будущего смогут читать незрячие

В центре современного искусства «Винзавод» открылась выставка финалистов конкурса «Альтернативная книга». Авторы, в основном студенты вузов, размышляли над форматом книги будущего. Почти все они уверены, что бумажные издания отжили свое, поэтому сосредоточились на гаджетах.

Дизайнерское образование не всегда позволяет трезво оценивать технические возможности человечества, но на конкурсе проектов не грешно и помечтать. В конце концов, описанный гуманитарием Жюлем Верном «Наутилус» далеко опережал существовавшие в те времена первые субмарины. 

Молодые дизайнеры из Москвы, Пушкино, Щелково, Комсомольска-на-Амуре и Екатеринбурга предполагают использовать в своих проектах столь же продвинутые технологии.

Например, занявший первое место комплект устройств ISEEBOOK предполагает машинное распознавание звучащей речи и в случае реализации поможет незрячим людям учиться наравне со зрячими.

— Проект ISEEBOOK предназначен для студентов и включает диктофон для записи лекций и планшет, куда лекции, формулы и схемы будут выводиться шрифтом Брайля.

Виброточки на планшете дают возможность читать пальцами.

В наборе есть сканер, способный переводить печатный шрифт в Брайль, и браслет, который станет навигатором для незрячего человека в незнакомой местности, — рассказала «Известиям» автор проекта Алена Родина.

Автор собирается запатентовать свое произведение. Пластиковый корпус с лаконичным оформлением должен быть дешевым, а основные деньги придется заплатить за мощный компьютер внутри.

Второе место на конкурсе заняла Do Book — книга размером с карандаш, способная с помощью голографических технологий проецировать изображение в пространство.

— Все эти технологии уже существуют, нужно просто собрать их в одном компактном устройстве. Лазером можно создать не только видимую для глаза голограмму, но и осязаемый объект — обмануть нервные окончания на кончиках пальцев. Инвесторы пока боятся этого, но новые идеи могут их подтолкнуть, — сказал «Известиям» автор проекта Дмитрий Очаков.

  • Еще один любопытный проект — Preserving Vision E-Book (автор Елена Осипова) — сочетает свойства электронной книги и умения врача-офтальмолога: он будет реагировать на состояние глаз читателя, его кровообращение и мышечные движения и вместо текста выводить на экран комплекс упражнений для снятия усталости. 
  • Правда, несуществующий пока сканер, способный почувствовать «песок в глазах» раньше, чем почувствуете его вы, для начала заменили банальным таймером, так что пользователь сам может решить, делать ли ему упражнения через каждые 15 или 45 минут.
  • Среди других достижений — обложка для книги «Диагностик», которая позволит читать и параллельно проводить диагностику всего организма; книга Roll в форме «свитка» с гибким экраном — он легко сворачивается и разворачивается; «Кубик Купова» — информационное устройство из легкого, но прочного полимерного материала, внутри которого при помощи компьютерных технологий воспроизводятся тексты, объемные изображения и движущиеся 3D-объекты.
  • Выставка открыта до 19 мая в рамках проекта «Территория дизайна».

Как читают незрячие и видят слепые в современном мире. Технологии для людей с ограниченными возможностями

Принтер Брайля для слабовидящих

Прибор печатает документы со шрифтом для слабовидящих. По принципу работы этот вид приборов похож на лазерные и струйные. Только вместо чернил на бумагу наносятся выпуклые точки.

Единственный недостаток устройств — их цена. Они дороже обычного лазерного принтера минимум в 30 раз — от 2 до 77 тысяч долларов.

Источника фото: Depositphotos

Электронная трость Ray для слабовидящих

Если обычная трость позволяет тактильно определить расположение объектов, то ее электронный аналог опирается на возможности ультразвука. Сенсор определяет расположение предметов и передает сигнал владельцу.

Устройства также делятся по набору возможностей — наиболее простые идентифицируют лишь расположение объектов. Самые совершенные модели вроде iSonic определяют цвет и яркость объектов.

Во время загрузки произошла ошибка.

Карманные часы с вибросигналом для слабослышащих

Функцией вибросигнала уже не удивить. Умные часы и фитнес-браслеты имеют будильник с вибрацией — с ними вы проснетесь утром, не разбудив больше никого. Аналогичным образом работают уведомления с помощью вибрации — вы точно узнаете о том, что поступило сообщение, и не потревожите других громкими звуками.

Помимо всего этого, функция помогает пользователям, которые банально не могут услышать звук будильника. Для слабослышащих людей производятся наручные часы и даже часы с вибросигналом.

Почему нельзя обойтись простейшим фитнес-браслетом? Обычные аксессуары предлагают исключительно будильник с вибросигналом. В часах для слабослышащих также есть таймер, можно выбрать оповещение на определенную дату.

Иcточник: MaxiAids

Держатель столовых приборов Liftware Level

Это устройство-ручка для людей с нарушением двигательного аппарата, в частности, с болезнью Паркинсона. Ее задача — стабилизировать столовые приборы.

Вместо непосредственно вилки или ложки пользователь держит специальную ручку, а к ней уже крепится насадка — вилка или ложка. Такой держатель компенсирует дрожание — колебание столового прибора на 70%. Как следствие, разлив содержимого исключается.

Во время загрузки произошла ошибка.

Часы для слабовидящих Dot Watch

Аксессуар разработал южнокорейский стартап с одноименным названием Dot. Это умные часы для слабовидящих и первое в мире носимое устройство, показывающее время при помощи шрифта Брайля.

Вместо привычных циферблата или сенсорного экрана здесь используется дисплей с динамичными ячейками, на которых с помощью выпуклых точек отображается время.

Во время загрузки произошла ошибка.

Часы синхронизируются со смартфоном через Bluetooth. Помимо времени, на экран с помощью шрифта Брайля выводятся уведомления из мессенджеров, соцсетей и других приложений. Фактически это универсальный переводчик для слабовидящих пользователей смартфона.

Часы решили главную проблему устройств для людей, имеющих проблемы со зрением. С ним, чтобы воспринять информацию, не нужно включать звук — внешний динамик на все помещение — или надевать наушник.

Электронный имплантат Alpha IMS

Изображение: TheVerge

Это имплантат сетчатки глаза. Он разработан для людей, страдающих пигментным ретинитом. Наследственное заболевание, вызывающее деградацию или полную потерю зрения.

Под естественную сетчатку укладывается чип с микрофотодиодами, воспринимающий свет и трансформирующий его в электрические сигналы. Таким образом, он стимулирует ганглионарные клетки наподобие естественного процесса в фоторецепторах неповреждённой сетчатки.

Впервые Alpha IMS применили в 2012 году в Великобритании. Одну из первых операций провели профессора Роберт МакЛарен и Тим Джексон. Имплантат сетчатки вживили пациенту, страдавшему пигментным ретинитом. Он видел, но не различал окружающие его предметы.

Проблема в цене устройства — оно обойдется в 1,9 миллиона рублей ($30 тысяч).

Экзоскелет ReWalk

Изображение: ReWalk

Это уже не столько гаджет, сколько полноценный аппарат, который стоит огромные деньги — 69 тысяч долларов (4,5 млн рублей). Он создан для реабилитации людей, потерявших чувствительность конечностей. Помогает человеку стоять, ходить, сидеть, подниматься по лестнице. Следит, чтобы конечности сгибались правильно.

Прибор работает на аккумуляторе. В области коленного и тазобедренного сустава расположены двигатели. ReWalk контролирует движения, анализируя изменения центра тяжести.

Полностью парализованным людям экзоскелет не подойдет. Человек передвигается с его помощью, также используя костыли. Поэтому у него должны быть сильные руки и плечи.

Какие технологии будут помогать людям будущего? Фотохудожник Niko Photographisme размышляет в проекте The Robot Next Door (робот по соседству).Во время загрузки произошла ошибка.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *