Заикание у детей: причины, лечение, как избавиться от заикания у ребенка

Что делать, если ребенок заикается?

Заикание у детей может стать причиной значительных психологических проблем в подростковом и зрелом возрасте. Важно своевременно распознать появившийся дефект речи и начать лечение. Проблем можно избежать, если подойти к их решению комплексно. Мы расскажем о первых признаках заикания, на которые нужно обратить внимание, о причинах его возникновения и особенностях лечения.

Что такое заикание

Медицина определяет проблему как речевое нарушение, при котором человек часто повторяет некоторые слова или слоги, протяжно произносит отдельные звуки, будучи не в силах выговорить их полноценно. Страдает плавность, ритм, темп произношения фраз. Врачи определяют нарушение термином «логоневроз». По статистике, он встречается примерно у 2-3% людей, то есть довольно распространен.

Физиологические причины — в спазмировании и судорогах мышц, отвечающих за говорение. Эти нарушения негативно отражаются на дыхании, силе и высоте произносимых звуков. Физиология этого процесса схожа с икотой.

Когда человечество начало заикаться?

Проблема известна еще со времен египетских фараонов и, вероятно, сопровождает человечество с тех древних времен, когда появилась беглая и членораздельная речь. Заикались многие великие люди, например, римский поэт Вергилий, древнегреческие писатели Плутарх и Геродот. Есть сведения, что заиканием страдал философ Демосфен, при этом он стал известным оратором.

В каком возрасте появляется проблема?

Чаще всего ребенок сталкивается с заиканием в 3-4-летнем возрасте, когда формируется речевой аппарат и психика. Однако логоневроз может проявиться в более позднем возрасте — вплоть до подросткового.

Возникновение проблемы в зрелом возрасте — крайне редкое явление, так как оно связано с формированием нервной системы и речевой функции мозга. А этот период приходится на возраст 3-6 лет.

Примечательно, что значительно чаще нарушение возникает у мальчиков, так как мозговое полушарие, отвечающее за речь, у них развивается медленнее.

Из-за чего ребенок может начать заикаться

Органические причины

Ряд причин связан с проблемами раннего развития и органическими поражениями нервной системы:

  • генетическая предрасположенность;
  • травмы во время родов;
  • нарушения внутриутробного развития;
  • инфекции, которые перенесла мать во время беременности;
  • болезни, связанные с обменом веществ у беременной матери;
  • частые ЛОР-заболевания ребенка в первые 3 года жизни.

В данных случаях вылечить заикание у ребенка проблематично. Ведь оно вызвано физиологическими отклонениями в развитии нервной системы. У детей могут быть нарушены рефлексы, есть склонность к судорогам, происходят скачки внутричерепного давления. Проблемы поддаются коррекции с помощью лекарственных препаратов, которые подбирает врач.

Приобретенные причины

В основном, они связаны со стрессами, неврозами, из-за которых ребенок может начать заикаться. Чаще всего это случается на 4-5 год жизни, когда нервная система максимально восприимчива к внешним факторам. К таковым врачи относят:

  • сильные и частые ссоры;
  • изменения в жизни (например, начало посещения детсада);
  • неблагоприятную атмосферу в семье;
  • резкий испуг;
  • чрезмерные интеллектуальные нагрузки;
  • эмоциональные потрясения;
  • неупорядоченный быт, режим дня ребенка.

Нередко ребенок начинает заикаться в период освоения родного языка, когда родители начинают усиленно заниматься его развитием. Мозг не успевает воспринимать всю массу информации, особенно если к родному языку подключают еще и изучение иностранного. Поэтому при любых интеллектуальных занятиях с малышом важно не перегружать его. Особое внимание следует обращать на эмоциональных детей.

По статистике, более 80% случаев заикания имеет именно приобретенные причины. У таких детей нет никаких физиологических отклонений, а речевые нарушения достаточно хорошо поддаются коррекции.

Как понять, что у малыша речевые нарушения?

Легче всего лечить заикание, когда его обнаружили на самой ранней стадии, пока головной мозг еще не «зафиксировал» дефект речи, пока он не превратился в рефлекс и не отразился на психике малыша. Поэтому, когда ему исполнится 3-4 год, рекомендуем обращать внимание на следующие моменты:

  • при произнесении фраз ребенок останавливается, часто дышит, как бы собираясь с силами;
  • запинается, повторяет одни и те же слоги, слова;
  • перед фразой произносит дополнительные звуки (и, а, э);
  • вовсе отказывается говорить, резко замолкает;
  • становится замкнутым.

Любой из этих симптомов — повод обратиться к врачу. Чем раньше вы это сделаете, тем быстрее и без последствий решится проблема.

С чего начать лечение, когда заикается ребенок

Прежде всего, нужно исключить (или подтвердить) физиологические нарушения, которые могут спровоцировать речевой дефект. Поэтому обратитесь к неврологу или невропатологу. Врач назначит обследования, которые помогут определить нарушения в работе головного мозга, нервной системы, мышц.

Дальнейшая терапия зависит от физиологической причины заикания. Это может быть прием успокаивающих препаратов, массаж, акупунктура, процедуры для укрепления нервной системы.

Какой врач лечит заикание?

Логопед

Если физиологических отклонений у ребенка не обнаружили, следующий шаг — обращение к логопеду.

Этот специалист занимается коррекцией речевых дефектов и поможет малышу научиться правильно произносить звуки, которые ему никак не поддаются.

Логопед определит характер заикания — оно может быть тоническим (протяжные главные звуки) и клоническим (запикни на согласных). А затем выберет оптимальную методику лечения.

  • Научит равномерно дышать, чтобы дыхание не сбивалось и оставалось ровным на протяжении всей фразы.
  • Расставлять паузы для экономии речевых усилий и снятия спазмов в мышцах.
  • Формировать звуки, используя речевой аппарат: гортань, язык, зубы, губы.

Специалист работает над тем, чтобы малыш преодолел слабость артикуляционного (речевого) аппарата. Для этого логопед будет заниматься развитием определенных мышц, например, гортани, шеи.

Психолог

Однако в большинстве случаев одной лишь его работы недостаточно. Причины заикания неразрывно связаны с психологическими проблемами. Их нужно корректировать не меньше, чем речь. Поэтому рекомендуем обращаться также к психологу. Посещения этого специалиста могут оказаться даже более эффективными, чем визиты к логопеду.

Мышечные спазмы часто связаны с нервным перенапряжением, неспособностью эмоционально расслабиться. Поэтому данный врач будет заниматься с заикающимся ребенком в таких направлениях:

  • Научит грамотно вести себя в стрессовых ситуациях.
  • Расслабляться и отдыхать.
  • Контролировать свои эмоции.
  • Преодолевать свои страхи.
  • Контактировать со сверстниками.
  • Выражать себя в творчестве, общении.

Существует огромное множество методов работы психологов с заикающимися детьми. У малышей это может быть развитие мелкой моторики, у детей постарше — прослушивание записей собственной речи с последующей ее коррекцией.

Что делать родителям дома?

Вылечивать логоневроз без помощи родителей дома неэффективно, так как основная поддержка должна исходить именно от них.

Поэтому приготовьтесь к тому, что обращаться к психологу и учиться у него придется и вам. Чтобы скорректировать психологические проблемы у ребенка, нужно изменить быт и образ жизни дома.

Лучше всего предупреждать заикание, не допуская ситуаций, которые провоцируют ухудшение.

Режим

Организуйте распорядок дня, чтобы периоды интеллектуального и эмоционального напряжения чередовались с полноценным отдыхом и релаксацией.

Сон

Дети должны спать не менее 8 часов в сутки, поэтому вам необходимо организовать быт, пространство жилища, звуковую атмосферу так, чтобы обеспечить этот минимум.

Интонации

Малыш должен ощущать уверенность и спокойствие, исходящее от родителей, поэтому обращаться к нему нужно неторопливо, негромко, спокойно, не перебивать его. Важно объяснить и близким людям, что именно так нужно делать.

Похвала

Развивайте уверенность малыша в себе — хвалите его за любые успехи. Создавайте ситуации, в которых он мог бы проявить себя с лучшей стороны. Однако не следует путать похвалу за успехи с баловством.

Обстановка

В семейных отношениях ссоры должны остаться под запретом. Невозможно вылечивать ребенка и предупреждать заикание в агрессивной и напряженной атмосфере. Это же касается и посещения шумных компаний или мест.

Досуг

Ограничьте просмотр передач, фильмов, мультиков или игры, которые вызывают эмоциональное перевозбуждение. Досуг должен быть спокойным, направленным на развитие творческих способностей.

Общение

Постепенно и деликатно расширяйте круг общения малыша, предлагая ему посещение общественных мест, которые не вызывают сильных эмоций. Знакомьте его с интересными людьми. Они помогут его адаптации в окружающем мире.

Активность

Дозированные физические нагрузки положительно сказываются на нервной системе, а также развитии мышц. Поэтому физкультура, плаванье, бег, просто прогулки, игры на свежем воздухе должны стать нормой.

Ограничения

Ни в коем случае не используйте наказания, которые могут оказать негативное влияние на детские эмоции (наказания также должны быть спокойными, какой бы проступок малыш ни совершил). Категорически нельзя оставлять ребенка одного в темной комнате.

Какой должна быть речь взрослых

Чтобы предупреждать рецидивы речевых нарушений (а они вполне могут случаться), вам как родителям необходимо изменить или тщательно следить и за своей собственной речью. Это касается ваших разговоров между собой. Дети активно воспринимают говорение вокруг них и бессознательно подражают ему:

  • Разговаривайте четко, внятно, без ошибок и не торопясь.
  • Старайтесь произносить фразу чуть медленнее, чем обычно.
  • Избегайте сложных, непонятных малышу слов.
  • Различные «страшные» темы разговоров — табу.
  • Не рекомендуется разговаривать по слогам или напевать фразы.
Читайте также:  Рост волос на лице у женщин: причины, лечение, как избавиться от лишних волос

Постарайтесь, чтобы малыш подружился с уравновешенными детьми, у которых хорошо развита речь. Если его речевая активность чересчур высокая, искусственно ограничьте ее, предоставив возможность некоторое время молча играть наедине с собой. Старайтесь, чтобы ребенок больше слушал, чем говорил.

Что нужно делать для избавления от заикания

Многие знаменитости преодолели заикание. Сейчас сложно поверить в то, что Элвис Пресли, Брюс Уиллис, Уинстон Черчилль страдали от этого дефекта. Избавиться от него можно навсегда. Сделать это сможет и ваш ребенок, какой бы речевой дефект у него ни присутствовал. Однако для этого необходимы серьезные усилия, настойчивость, терпение.

Вот элементов, на которых должен покоиться ваш успех:

  • Эмоциональное спокойствие.
  • Правильное построение речи.
  • Организация быта ребенка.
  • Продуманный режим дня.
  • Регулярные занятия с логопедом и психологом.

Главное — заниматься регулярно и не терять контроль над проблемой.

Заикание у детей: причины и лечение, дыхательная гимнастика, упражнения и народные средства

Заикающиеся люди, а тем более дети, встречаются очень часто. В современном обществе к заиканию относятся по-разному. Такие ребята нередко становятся объектами насмешек со стороны сверстников, что причиняет им эмоциональную боль и только усугубляет проблему.

Стоит раскрыть тему заикания с медицинской точки зрения. Что становится причиной речевого дефекта, и кто попадает в группу риска? Какие формы имеет заболевание, и как оно проявляется у детей в разном возрасте? Какое обследование необходимо пройти? Самое главное – как правильно лечить недуг, чтобы навсегда от него избавиться?

Почему дети заикаются: кто находится в группе риска?

Заикание – это один из видов речевых дефектов, который появляется при нарушениях центральной нервной системы. Он проявляется при судорогах (спазмах) артикуляционных органов и выглядит как повторение отдельных звуков. В медицинской терминологии для данного недуга существует специальное общее название – логоневроз.

Однозначно ответить на вопрос «почему дети заикаются?» сложно, ведь каждый случай индивидуален. Главной предпосылкой проявления симптомов является сбой в работе нервной системы. Все зависит от состояния здоровья малыша, его анамнеза и окружающей среды, в которой он растет.

Проявиться логоневроз может когда-угодно, но обычно это случается у детей еще в раннем дошкольном возрасте. Сложно заметить его признаки у детей до 3 лет. В этот период речь только формируется, любому ребенку сложно произносить отдельные звуки. Однако понаблюдав, заикание сразу становится явным.

Многие считают, что главной, если не единственной, причиной заикания является испуг. Испуг действительно может спровоцировать проблему, однако это далеко не главная и не единственная причина, особенно это касается раннего возраста.

Причины и факторы, которые формируют группу риска:

  • наследственный фактор;
  • тяжелое течение беременности, перенесенные мамой инфекционные заболевания;
  • повреждения головного мозга при родах;
  • патологии нервной системы;
  • слабая (шаткая) нервная система у малыша, повышенная впечатлительность;
  • черепно-мозговые травмы;
  • последствия некоторых инфекционных болезней;
  • нарушения в работе эндокринной системы.

Вышеперечисленные пункты являются серьезной предпосылкой для проявления логоневроза. Как правило, им необходима решающая эмоциональная, психологическая или социальная причина, которая действует, как пусковой механизм.

Явления, которые провоцируют логоневроз:

  1. Стресс. Любое стрессовое состояние опасно для малыша, особенно, если стресс постоянный. Сильный испуг, конфликты в семье, неодобрительное отношение со стороны родителей, их излишняя требовательность отрицательно влияют на психику и провоцируют множества расстройств.
  2. Тревожность. Некоторые дети обладают наибольшей впечатлительностью и тревожностью, они легко подвергаются испугу и начинают заикаться.
  3. Интенсивный темп речи. Многие родители жалуются на то, что их дети «тараторят», заглатывают слоги, невнятно выговаривают звуки. Когда малыш с самого начала постоянно говорит слишком быстро, его дикция может сформироваться неправильно.
  4. Быстрый темп речи у родителей или наоборот, наличие в семье заикающихся. Дети впитывают информацию подобно губке и всячески подражают взрослым.
  5. Сложные ситуации. Резкая смена обстановки и окружения, переезд, переход в новый детский сад часто заставляют ребят волноваться, что сказывается на их эмоциональном состоянии.

Какие бывают формы заикания у ребят дошкольного возраста?

Когда малыш систематически повторяет отдельные звуки во время разговора, это обобщенно называют заиканием. В медицине же существует несколько форм и видов данного речевого дефекта, которые отличаются своим проявлением и происхождением. Всего их около десятка, часто формы бывают смешанными.

Основные виды патологии:

  1. Логоневроз. Невротическое заикание самое распространенное среди детей. Его вызывают различные расстройства нервной системы, вызванные стрессом, испугом, тревогой и др. Дефект хорошо поддается лечению и при необходимой терапии исчезает полностью.
  2. Неврозоподобное заикание. Проявляется при поражениях ЦНС врожденного или приобретенного характера. Лечится гораздо сложнее, но при систематическом подходе сводится к минимуму.
  3. Клоническое. Выражается в непроизвольном и неконтролируемом повторении или растягивании звуков, слогов.
  4. Тоническое. Малыш не в состоянии проговаривать звуки или некоторые слова. Наблюдаются частые паузы и остановки при разговоре.

Каждый из видов заикания имеет разное происхождение, что влияет на курс необходимой терапии.

Стадии заикания и симптомы

Различают 3 основные стадии (степени) патологии:

  1. первая или начальная стадия (симптомы проявляются слабо, только после влияния внешних негативных факторов);
  2. средняя (запинания в речи регулярны, но могут контролироваться);
  3. тяжелая (ребенок запинается постоянно, вне зависимости обстановки или настроения, симптоматика ярко выражена).

У детей до 3 лет признаки логоневроза нередко смазаны и плохо выражены. Малыш только учится говорить, поэтому родители списывают повторения на непоставленную и несформированную речь. Зная симптомы и внимательно наблюдая за малышом, можно легко определить заболевания на ранней стадии, вовремя заняться коррекцией речи и полностью вылечить недуг.

Симптомы логоневроза:

  • малыш постоянно делает паузы, наблюдается заметное затруднение в речи и физическое напряжение (сжимает кулачки, напрягает лицевые мышцы, краснеет или бледнеет);
  • сбивается дыхание, перед произношением или сразу после него ребенок делает глубокий вдох;
  • запинания сопровождаются определенной мимикой (раздувается нос, бегают глаза, напрягается лицо);
  • при паузах речь становится громче;
  • повторение звука или слога происходит более 2-х раз подряд.

Диагностика: какой врач лечит заикание?

Диагностика имеет не меньшее значение, чем сама терапия. При малейших проявлениях проблемы следует сразу обратиться к специалисту. Чем раньше начнется лечение, тем выше шансы на полное выздоровление.

Появляется важный вопрос: «к какому врачу обратиться?». Здесь необходим комплексный подход, поэтому понадобится консультация и осмотр у педиатра, невролога, психолога, психиатра и логопеда, то есть всестороннее обследование.

Логопед поможет откорректировать речь, чтобы устранить дефект. Педиатр исключит или подтвердит общие системные нарушения.

Невролог обследует центральную нервную систему, а психолог разберется с психоэмоциональным состоянием маленького пациента.

Помимо осмотра, консультации и беседы обследование включает несколько диагностических процедур:

  • МРТ головы;
  • ЭЭГ;
  • реоэнцефалографию.

Как лечить заикание у ребенка 3-7 лет?

Заикание у детей — непустяковая проблема, не стоит ждать, что оно пройдет само по себе. Без квалифицированной помощи не получится отучить ребенка заикаться. Ни в коем случае нельзя ругать за это малыша. Родители должны со всей ответственностью подойти к терапии и всячески поддерживать свое чадо.

В большинстве случаев лечение носит комплексный характер. Оно включает в себя регулярные занятия с логопедом и обязательное повторение упражнений дома, специальный массаж, беседы с психологом, при необходимости прием успокоительных препаратов. Очень важно устранить раздражающие факторы, которые провоцируют запинания. Необходимо оградить ребенка от стресса, наладить эмоциональный контакт.

Массаж и логопедические упражнения

Без посещений логопеда не обойтись. Именно специалист правильно поставит речь и откорректирует дефекты. Все упражнения выполняются в медленном и комфортном ритме. Работа с заикающимися детьми требует регулярности и ответственности. Важно повторять их и в домашних условиях. Родители должны следить за правильностью выполнения, не лениться и заниматься вместе с детьми.

Примеры логопедических упражнений:

  1. Веселые карусели. Логопед вместе с маленьким пациентом медленно и размеренно ходят по кругу. На каждый шаг они по слову выговаривают фразу (одно слово на шаг) – «мы смешные карусели – ОПА-ОПА-ОПА-ПА-ПА, ТАТАТИ-ТАТИ-ТА-ТА».
  2. Цыплята. Малыш изображает цыпленка, поочередно прыгая на одной ножке. При смене ноги меняется фраза, которую он нараспев произносит. «Хлоп-топ-хлоп», «ап-цап-тап», «уф-ив-аф», «тап-тип-рап-роп-цып-цып».
  3. Дирижер. Логопед изображает движения дирижера. При взмахе руками ребенок распевает гласные звуки, затем слоги, а после любые понравившиеся слова.
  4. Артист. Для этого малыш должен знать хотя бы коротенькое стихотворение. Он его не спеша распевает под спокойную тихую мелодию. Постепенно можно разучивать более сложные и длинные стихи. Тренируется не только дикция, но и память.
Читайте также:  Цистон: показания к применению

Терапия включает несколько курсов массажа. Длительность и количество сеансов подбирается индивидуально. Важно, чтобы процедуру проводил опытный специалист. Во время массажа врач воздействует на определенные специальные точки, что регулирует и восстанавливает нервную регуляцию речи.

Дыхательная гимнастика

Сбивание дыхания – важный и заметный симптом логоневроза. Именно поэтому дыхательная гимнастика приносит результаты. Она помогает сделать речь свободной, легкой и естественной. Задача упражнений – научить малыша одновременно совмещать речь и дыхание.

Занятия может проводить логопед, он научит выполнять их в удобной игровой форме. Дыхательную гимнастику нужно повторять дома. При желании родители могут придумать свои игры в зависимости от предпочтений малыша.

Дыхательные упражнения:

  • дуть мыльные пузыри;
  • надувать воздушный шарик;
  • дуть через соломинку в стакан с водой, чтобы она бурлила;
  • перекатывать по столу ватные или поролоновые шарики, будто играя в футбол и др.

Препараты и успокоительные средства

Назначать медикаменты может только тот специалист, который поставил диагноз. Принимать таблетки самостоятельно категорически запрещено, так как некоторые лекарства воздействуют на ЦНС.

В основном используется два вида препаратов – успокаивающие и воздействующие на нервную систему. Первые помогают при стрессе или тревоге. Вторые регулируют и нормализуют работу тех нервных центров, которые провоцируют заикание. Если причиной возникновения недуга стали проблемы с ЦНС, без специальных препаратов не обойтись.

Народные методы лечения

Лечение заикания у детей при помощи народных методов необходимо обсудить с лечащим врачом. Специалисты нередко рекомендуют домашние средства как составляющее комплексной терапии.

В домашних условиях можно приготовить успокаивающий и расслабляющий отвар. Понадобится травяной сбор из ромашки, мяты, мелисы, валерианы и крапивы. При аллергии на один из компонентов, его можно исключить. На стакан кипятка взять столовую ложку сбора. Хорошо настоять, процедить, по желанию добавить мед.

Мед в любом виде помогает успокоиться. Его добавляют в чай, молоко или кладут в виде компресса на язык. Сначала нужно проверить переносимость продукта, так как это аллерген.

Мнение Комаровского о заикании

Доктор Комаровский пользуется большим авторитетом у многих родителей. Его подход к детскому здоровью профессионален и адекватен. Он отмечает особую важность роли родителей в процессе выздоровления их чада. Чтобы работа специалистов не была пустой, нужно обеспечить правильную домашнюю обстановку.

Советы Комаровского:

  1. наладить режим дня (сон, еда, прогулки, занятия должны проходить в одно и то же время);
  2. устранить стресс, переживания, страх, особенно перед сном;
  3. исключить слишком активные игры или занятия, сделать акцент на спокойных развлечениях;
  4. как можно больше гулять на свежем воздухе;
  5. точно придерживаться всех назначений и рекомендаций врачей.

При выполнении всех правил Комаровский дает положительные прогнозы на полное выздоровление. Коррекция речи происходит не сразу, поэтому важно быть последовательными и запастись терпением.

Возможные осложнения и последствия

Заикание у детей – это серьезное заболевание, которое имеет свои последствия и осложнения. При отсутствии медицинской помощи симптомы будут только усугубляться, что скажется на качестве жизни.

Логоневроз мешает общаться с людьми, заводить знакомства и новых друзей. Больные часто стесняются, смущаются, а вскоре замыкаются в себе. Постепенно смущение переходит в стресс, невроз или хроническую депрессию. Таким детям сложнее учиться и адаптироваться в обществе.

К тому же проблема не пройдет самостоятельно. Если ее не лечить, она сохранится на долгие годы или всю жизнь.

Профилактика

Профилактика носит общий характер, она поможет избежать заикания и положительно скажется на состоянии детского здоровья:

  1. обеспечение благоприятного климата в семье;
  2. поддержание психологического здоровья (снижение требовательности, любящее, бережное и внимательное отношение к своему ребенку);
  3. контроль во время формирование речи;
  4. снижение психологической нагрузки;
  5. правильный распорядок дня;
  6. расширение кругозора, всестороннее развитие;
  7. укрепление иммунитета, правильное питание, регулярные прогулки;
  8. профилактические медицинские осмотры для своевременного выявления любых нарушений.

В чем искать причину заикания у детей

Термин имеет несколько синонимов: логоневроз, логоклония, лалоневроз. Существуют данные, подтверждающие наличие расстройства у египетских фараонов, пророка Моисея, философа Демосфена. Царь Персии Батт также страдал от логоневроза, из-за чего дефект, в том числе, носит название баттаризм.

Механизм возникновения

Заикание у детей неспроста стартует в раннем возрасте. В этот период у малышей проходит активное развитие фразовой речи, становящейся особо уязвимой как неокрепшее образование.

Механизм развития логоклонии начинается с повышенного возбуждения речевых центров в головном мозге, важнейшим из которых является центр Брока. Центр располагается в лобной извилине левого полушария, отвечает за моторную речевую активность.

Изменение тонуса речевых центров влечет нарушение передачи нервных импульсов, затрагивая зону словесного воспроизведения. Заикаться больной начинает, когда возникают судороги мышц гортани, языка, губ, глотки.

Работа речевого аппарата дезорганизуется: одни элементы срабатывают раньше, другие – позже положенного.

Голосовые связки находятся в гипертонусе, из-за чего слишком плотно сжимаются, или, наоборот, пребывают в расслабленном состоянии.

В результате дыхательных судорог нарушается ритм дыхания с ощущением нехватки воздуха.

Подобные изменения неминуемо отражаются на речи больного: теряется плавность воспроизведения, ритм сбивается. Голос меняется: становится протяжным, может исчезнуть полностью на короткое время.

Судорожная речевая активность проявляется не сразу. Дефекту предшествуют характерные признаки. Малыш замолкает на несколько часов, даже дней, начиная затем говорить с заиканием. Испытывает затруднение, прежде чем начнет разговор. В речи делает длительные остановки. Повторяет несколько раз слоги, слова в начале предложения, использует дополнительные звуки.

Лалоневроз в детском возрасте проявляется 3 формами:

  • тонической;
  • клонической;
  • смешанной.

Тонический логоневроз характеризуют: паузы в речи, растягивание слогов: ма…шина.

Клонический логоневроз характеризует повтор отдельных звуков: м-м-м-машина. Смешанная форма объединяет признаки обеих предыдущих.

При расстройстве у детей обычно формируется страх, тревога перед началом разговора. Появляются необычные движения, лицо искажается гримасами, случаются тики. Подобные проявления – бессознательная попытка больного справиться со сложностями в произношении.

Среди особенностей характера заик выделяют:

  • робость, боязнь разговаривать в присутствии чужих людей;
  • слабоволие;
  • высокая впечатлительность;
  • смущение при посторонних;
  • чрезмерное фантазирование.

Речь – один из главных способов коммуникации. Неспособность владеть ею в полной мере вызывает различного рода неудобства. Возможно формирование фобий, среди которых часто возникающая социофобия – боязнь людей. Замкнутость от общества порой доводит до полной изоляции.

Причины заикания

В научном кругу не существует единого мнения по поводу причин заикания. Различные специалисты в разные эпохи придерживались своих гипотез в этом вопросе.

В 16 веке испанский лингвист выдвинул такую точку зрения: дефект происходит от того, что уже повзрослевший малыш сосет молоко из груди матери.

Чтобы излечить недуг, целесообразно отлучать ребенка от груди, заставляя есть самостоятельно.

И.А. Сикорский впервые указал на возникновение дефекта в раннем детском возрасте в момент развития речи.

Современная наука разделяет причины, вызывающие логоклонию, на предрасполагающие и провоцирующие.

Предрасполагающие факторы создают внушительную группу. Среди них:

1. Возрастные особенности – 2–6 лет, когда речь находится в стадии развития, становясь уязвимой в силу неполного созревания.2. Половые особенности – мальчики чаще подвергаются расстройству, чем девочки.3. Поражение ЦНСвнутриутробное, постнатальное:

  • патологическое течение беременности – инфекции, гипоксия плода;
  • преждевременные роды;
  • родовые травмы;
  • асфиксия;
  • недоношенность;
  • инфекционные заболевания, перенесенные в детском возрасте – менингит, энцефалит;
  •  корь, коклюш, тиф, рахит, глистные инвазии, эндокринные нарушения;
  • ЛОР-заболевания
  • травмы ГМ – ушибы, ЧМТ.

4. Наследственность. Наследование от родителей особенностей нервной системы – гипервозбудимость, ускорение двигательной, речевой активности. Наследование может происходить в течение нескольких поколений. При этом у заикающихся мужчин риск рождения потомства с подобным расстройством меньше, чем у заикающихся женщин. У мужчин с расстройством вероятность появления сыновей с дефектом составляет 20%, дочерей – 9%. У женщин: сыновья – 35%, дочери – 17%.5. Особенности речевого развития. В момент формирования фразовой речи в норме для детей характерны некоторые отступления. Возможно появление итераций – повторение слогов, звуков, эмбол  (звуки, слова без смысловой нагрузки). Это нормально, поскольку недостаточное речевое дыхание ограничивает возможность произносить в идеале полные фразы. Проблемы начинаются, когда в период становления речевой активности вмешиваются неблагоприятные факторы окружающей среды.

Провоцирующие факторы заикания

Побуждающими факторами дефекта считаются те, что вызывают расстройство только при «благоприятном» стечении обстоятельств и в случае присутствия предрасполагающих причин. Если же необходимые условия отсутствуют, то провокаторы для ребенка не опасны.

Читайте также:  Льняное масло: польза и вред, как выбрать хорошее, как пить, для похудения, для волос

К провоцирующим факторам относят:

  • острая психологическая травма, провоцирующая сильнейшее потрясение – переживание ужаса, страха. Особая роль отводится испугу. Положительные эмоции наряду с отрицательными также способны спровоцировать логоневроз;
  • хронический психологический стресс. Обычно к хронической психотравматизации приводит неблагоприятная атмосфера в семье или плохие взаимоотношения со школьным учителем, поскольку дети проводят в школе значительную часть времени;
  • ложное заикание – подражание родственникам с подобным дефектом;
  • переучивание леворуких деток;
  • изучение нескольких языков в раннем возрасте. Речь идет об иностранных языках, навязываемых малышу в 2-3 года. В этот период дети плохо владеют родным языком. Изучение чужого языка оказывает дополнительную нагрузку на детскую психику, вызывая нервное перенапряжение;
  • такое же перенапряжение способны вызвать также гаджеты, которыми чрезмерно увлекаются современные малыши 2, 3 лет;
  • ошибки в формировании речи – большая информационная нагрузка на малыша, навязывание ему материала, не соответствующего возрасту (абстрактные понятия, сложные обороты речи).

В зависимости от воздействующего фактора лалоневроз бывает невротический иневрозоподобный.

Невротический лалоневроз зарождается в условиях психотравмы. Нервная система таких детей отличается повышенной эмоциональностью, ранимостью. Малыши плохо спят, тревожны, впечатлительны. Сочетание речевых упражнений с музыкальными не помогает исправить ситуацию. Перегрузка малыша, неадекватное отношение родителей усугубляют проблему.

Неврозоподобное заикание возникает в раннем детстве, в 2–3 года, на фоне органического поражения мозга вследствие травм, инфекций, патологических родов. Речь у детей становится монотонной, частота судорожных речевых явлений зависит от физического, психического переутомления.

Заикание у левши

В настоящее время увеличилось количество сторонников теории о том, что у левши, переученного владению правой рукой, в большинстве случаев развивается логоневроз. Свидетельство этому – множество историй, рассказанных взрослыми, перенесшими в детстве подобный горький опыт.

Мужчина, 50 лет. С раннего детства, со слов его матери, мальчика стали переучивать с леворукости на владение правой рукой. В результате с 5 лет парень стал заикаться. С тех пор дефект не отпускал его, сохраняясь по сей день.

Интересная история произошла с другим мужчиной. Начало – как у всех: в детстве переучили с левой руки на правую, что привело к заиканию. Вскоре мальчик заболел полиомиелитом, правая рука оказалась парализованной. Больному пришлось все учиться делать левой рукой. Овладев навыками леворукости, обнаружилось, что дефект исчез.

Подтверждению связи переученной леворукости с логоневрозом достаточно. Но ученые спорят о механизмах этой связи.

Когда левшу переучивают, то происходит усиление воздействия левого полушария, слабого у них от природы. Получается, что контроль обоих полушарий уравнивается. Это неестественно, претит природному функционированию мозга. В результате, как одно из последствий, получаем заикание.

Другая теория берет за основу психическое напряжение, под которое попадает ребенок во время переучивания. Известны случаи, когда детям привязывали левую руку к туловищу для обездвиживания. Если они пытались высвободить «любимую» конечность, на них кричали, даже били.

Левшей облачали в специальные шлейки с ограничением движений левой конечности. Приклеивали к парте тетрадь с правой стороны. Прибегали к другим ухищрениям. И пусть со временем методы переучивания смягчились, окультурились, напряжение не уходит.

Для эмоционального ребенка повышенное напряжение, контроль являются большим испытанием, исходом которого становится невроз. Одним из симптомов невроза является заикание.

В целом становится понятно, что переучивание левши несет в себе определенные риски по поводу возникновения лалоневроза.

Роль семьи

Семья для деток – первая, главная среда существования. Близкие люди способны стать болезнетворным организмом, провоцирующим процветание болезни, но, с другой стороны, оказать благотворное воздействие на устранение дефекта.

Большая роль в формировании логоклонии отводится модели воспитания.

Риск развития патологии увеличивается в тех семьях, где малыша воспитывают в обстановке авторитарности, гиперсоциализации, повышенной эмоциональной связи с матерью.

Ребенка не воспринимают таким, каков он есть, забирают право на становление как личности, ущемляют в правах. У родителей нет адекватного понимания малыша, его роли в социуме. Отсутствует внимание к возрастным потребностям.

Мало проинформированные о заболевании родственники допускают роковые ошибки в занятиях с детишками. Они проявляют повышенный контроль, тревогу, заставляют малыша повторять фразы по несколько раз.

Тревога близких передается больному. В такой ситуации дефект усугубляется.

Негативное отношение матери к недугу провоцирует повышенное внимание к речевым недочетам маленьких больных, усиливая чувствительность к проблеме.

Обследование родителей, чьи дети страдают логоневрозом, выявило следующие отклонения в психическом состоянии взрослых, и, прежде всего, матери: чувство вины, тревога, растерянность, безнадежность, волнение за будущее малыша. Бесполезные попытки устранить заболевание дезорганизуют семью. Поэтому родителям стоит обращать внимание и на свое состояние, отражающееся на психологическом фоне маленького больного.

Опираясь на данные, полученные в ходе бесед с мамочками больных деток, удалось выявить следующие модели отношения к проблеме:

  • препятствие, нуждающееся в преодолении – все перепробовали, это последняя надежда;
  • незаслуженное наказание, расплата за грехи – за что нам это;
  • болезнь, нуждающаяся в лечении – болеет, потому что слабенький;
  • запятнанная репутация – откуда это в нашей образованной, прекрасной семье;
  • проявление тяжелого характера – кривляется от вредности;
  • отсутствие проблемы – разное бывает, и так пройдет.

Все перечисленные позиции являются деструктивными в отношении прогресса в лечении логоневроза. Учитывая, что дети в большинстве случаев подражают реакциям взрослых, вряд ли стоит ждать адекватной оценки от самого больного, а значит, положительной тенденции в лечении логоклонии.

  • Единственно верная реакция реагирования на проблему – сплочение семейного коллектива. С
  • Необходимо создание для детей благоприятной атмосферы в семье, адекватное участие в лечении без гиперопеки, но с оказанием поддержки.
  • Родители обязаны помнить, что своим поведением оказывают мощнейшее воздействие на потенциал своего чада.

Лечение

Терапия заикания у детей начинается с определения причины дефекта. Для этого малышей ведут на прием к неврологу. Если специалист выявляет нарушения в работе нервной системы, назначается медикаментозное лечение.

При отсутствии органических нарушений в бой вступает логопед.

Особое внимание уделяется мышечному тонусу. В отдельных случаях выявляются мышечные спазмы, мешающие передаче нервных импульсов.

Они возникают как результат травмы в родах и чаще носят эмоциональный характер, становятся результатом негативных эмоций, нервного напряжения. Практически у всех детей-заик выявлено спазмирование мышц шеи, плечевого пояса, живота.

На этом фоне голова слегка выдвинута вперед. Чтобы убрать мышечные зажимы, прибегают к помощи миотерапии.

При логоневрозе психологического генеза, кроме логопедической помощи, привлекают психотерапию. Специалист выявляет скрытые страхи маленького пациента. Проводит разъяснительную работу, помогая преодолеть сковывающие убеждения.

Когда причина заикания кроется в семейных отношениях, проводят семейную психотерапию. После того как психотерапевт проработает успешно с малышом причины расстройства, эстафету передают логопеду.

В своей деятельности логопед применяет артикуляционную, дыхательную гимнастику, логопедический массаж. Он также прибегает к особой технике – режим молчания.

В течение 5–6 дней дети общаются с логопедом, между собой (в случае групповых занятий) бессловесно, посредством игр, специальных сигналов. Получается игра в молчанку с лечебным эффектом.

Чтобы не соблазнять детей общением, малышей разобщают, определяя каждому свою деятельность: один играет куклой, другой катает машину, третий рисует.

Для родственников режим молчания предполагает разговор с маленьким больным жестами или шепотом. «Нет» – мультикам, новым игрушкам, развлекательным мероприятиям. Размеренность в совмещении с покоем. Категорически запрещается вовлекать больного в конфликтные ситуации. Просмотр взрослыми телевизора в присутствии малыша также запрещен. Делают упор на развитие мелкой моторики.

От родителей требуется соблюдения некоторых правил:

  • поддерживать режим дня, чтобы малыш не переутомлялся;
  • создать спокойную, уютную атмосферу в доме;
  • с детьми разговаривать тихо, спокойно, без повышенных тонов. Резкие движения не применять;
  • контролировать разговор логоневротика – не спеши, говори спокойно, размеренно;
  • проявлять интерес к детской речи. Окружить деток заботой, лаской, поддерживайте тактильный контакт. Меньше критики, больше похвалы;
  • осуществлять занятия под музыку, совмещая речь с танцевальными движениями.

Заикание способно стать большой проблемой для детей, вызвать стойкий страх общения с людьми, дезадаптацию в коллективе. Таковы последствия беспечного, попустительского отношения к проблеме.

Вовремя начатое лечение творит чудеса: чем раньше, тем лучше. Нужна благоприятная атмосфера и поддержка маленького больного. Дети с легкостью преодолевают возникший барьер, заручаются верой в себя, с успехом формируют новые уровни речевого общения.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *