Аутизм у детей: ранние признаки, причины, диагностика, методы коррекции

Аутизм – это врожденное расстройство психики, которое характеризуется замкнутостью в себе, социальной изолированностью. Согласно статистике, на 1000 новорожденных приходится 6 человек с данным отклонением. Заболевание невозможно вылечить до полного выздоровления, однако родителям необходимо знать, как болезнь проявляется в разные периоды жизни ребенка и как ему можно помочь.

Об аутизме и его причинах

Термин трактуется как «внутри себя». У пациентов с данным заболеванием наблюдается нарушение психического развития. Все эмоции и чувства они переживает в рамках своего внутреннего мира.

У таких людей нет социальной осмысленности своего поведения, они не стремятся установить контакт, завести друзей. Обычно аутистам важен повторяющийся алгоритм действий, привычная модель поведения дает им чувство защищенности.

Несмотря на огромное количество научных работ, точных причин возникновения патологии не называют. К их числу относят:

  1. Наследственный фактор. По некоторым данным часто патология встречается у членов одной семьи, но у родителей с хорошим здоровьем также могут рождаться больные дети. Психологическая изолированность может стать следствием напряженной обстановки в семье.
  2. Больше подтверждений получила теория о вирусной природе происхождения болезни. Перенесенные во время беременности инфекции, такие как корь, краснуха или ветряная оспа, сказываются на формировании головного мозга у плода.
  3. Риск рождения больного малыша выше, если у матери есть серьезные хронические диагнозы, роженица страдает ожирением.
  4. Нередко болезнь сопровождается ДЦП.

Симптомы аутизма

Много работ посвящено развитию «особенных» детей, анализу, из-за чего возникает проблема, пониманию их восприятия мира. Многие симптомы не меняются со временем, их проявление становится более или менее выраженным. Сложность диагностики в том, что большинство признаков не уникальны.

Чаще расстройство диагностируется в возрасте 2–3 лет, а его характерные черты можно разделить на три основные группы:

  • социальные;
  • нарушение коммуникации;
  • стереотипность поведения.

Признаки раннего детского аутизма

У пациентов младшей группы больше выражены признаки аутизма социального характера, в их числе:

  • ребенок любит находиться один;
  • малыш избегает взгляда в глаза, при общении с вами он смотрит на губы или жестикуляцию;
  • аутисту не нравится, когда к нему прикасаются;
  • отсутствует период «копирования взрослых»;
  • ребенок либо очень привязан к маме, либо демонстрирует излишнюю холодность;
  • реакция малыша на внешние изменения непредсказуема;
  • часто своим игрушкам кроха предпочитает «странные» предметы, например мебель или вещи из обихода.

Симптомы заболевания в возрасте от 2 лет

В этом возрасте нарушения психологического становления определить легче, появляется стереотипность поведения и трудности коммуникации. После 2 лет у ребенка-аутиста наблюдаются следующие симптомы:

  • Значительная задержка развития речи.
  • Отсутствует период «почемучки». В 2–3 года малыши активно изучают окружающий мир, поэтому задают много вопросов.
  • Ребенок не идет на диалог, не выполняет просьбы родителей.
  • Ребенок не улыбается взрослым и детям, предпочитает игры в одиночестве.
  • В речи могут появляться несуществующие слова, иногда больной говорит о себе в третьем лице.
  • Такие люди часто выполняют одно и то же действие, монотонно и безостановочно.
  • Не терпят появления в их жизни новых людей, бурно реагируют на изменение уклада жизни.

У детей старшего возраста

Поведение школьников зависит от времени постановки диагноза, лечения.

Дети с психологическими отклонениями в школьном возрасте часто сосредоточены на отдельных предметах, зачастую у них наблюдаются особые способности в музыке, рисовании и математике, но снижена концентрация внимания. У аутистов чаще диагностируется дислексия, нарушение способности к чтению (рекомендуем прочитать: какие существуют упражнения для устранения дислексии у младших школьников?).

При хорошей социальной адаптации расстройство психики будет проявляться лишь педантичностью и избирательностью в контактах, приверженностью некоторым ритуалам. В сложных случаях школьники изолированы от общества, страдают нарушениями пищевого поведения, отказываются от еды. Могут наблюдаться речевые расстройства, агрессия.

Диагностика и лечение аутизма

Все перечисленные признаки состояния не являются уникальными, часто это может быть просто черта характера человека, временное отклонение. Для диагностики детского аутизма используют следующие тесты:

  1. Оценка поведения ребенка по общим показателям (до 1,5 лет).
  2. М-CHAT — модифицированный скриннинговый тест. Используется в возрасте от 1.5 до 2.5 лет.
  3. Рейтинговая шкала CARS для детей 2 – 4 лет, поведение ребенка оценивается по каждой категории вопросов.
  4. Скрининговый тест ASSQ – предназначен для пациентов 6 – 16 лет. Представляет собой ряд вопросов, на которые могут ответить родители или сам пациент. Вывод делается по набранному количеству баллов.

Дополнительно может понадобиться УЗИ головного мозга, ЭЭГ для исключения эпилепсии, консультация с отоларингологом, чтобы исключить задержку речи из-за тугоухости.

Медикаментозное лечение не может полностью вылечить заболевание, оно используется для купирования специфических симптомов. Для помощи ребенку используется психотерапия. Она направлена на улучшение качества жизни, помощь в адаптации, снятие напряжения в семье, обучение ребенка самопомощи.

Родителям нужно принять ребенка и постараться подстроиться под его нужды. Соблюдать распорядок, считаться с правилами поведения, не давить на него морально. Тогда прогнозы на будущее будут благоприятными.

Аутизм: диагностика и коррекция

Аутизм – это не болезнь, а нарушение психического развития. Такие дети не больные, а просто особенные. Здоровый малыш осваивает окружающий мир за счет своего опыта, осознавая сигналы, которые поступают к нему извне. За счет этого он выстраивает систему связей с внешним миром.

Ребенок же с аутизмом является сверхчувствительным. Из внешнего мира он получает множество информации, но его мозг не может адекватно на нее отреагировать, потому что сенсорные системы работают неправильно.

Не в силах справиться с агрессивным потоком информации малыш с аутизмом закрывается от нее. Вот и получается, что те силы, которые здоровый ребенок расходует на развитие, аутист тратит на создание механизма защиты. Поэтому он и погружен в свой мир, свои эмоции.

О том, как распознать признаки аутизма у ребенка и скорректировать его развитие, мы поговорим в данной статье.

Аутизм в цифрах

Ежегодно заболеваемость аутизмом возрастает на 10-17%. В настоящее время аутизм или, как медики говорят, расстройство аутистического спектра (РАС) выявляется у 1 ребенка из 88, чаще у мальчиков. Для сравнения: в 1990 г. аутизм диагностировали у 1 малыша из 1600. Столь значительное увеличение детей с РАС связано с:

  • улучшением диагностики и осведомленности родителей и педиатров;
  • генетической предрасположенностью;
  • воздействием экологических факторов.

В чем причина аутизма

До настоящего времени не установлено точной причины развития аутизма. Выдвигаются гипотезы, что РАС может быть связано со следующими факторами:

  • генетические (мутации в определенных генах);
  • нейрофизиологические (избыток нервных клеток в зоне головного мозга, которая ответственна за социальное и эмоциональное развитие ребенка; снижение активности зеркальных нейронов в различных отделах мозга, приводящее к неумению распознавать намерения других людей, неспособность к сопереживанию, дефекты речи; изменения структуры мозжечка и ствола мозга);
  • инфекция;
  • экология (воздействие на организм пестицидов, растворителей, фталатов и фенолов, ртути, свинца);
  • пренатальный стресс и родовые травмы.
  • Как ставят диагноз
  • Для выявления нарушений специалисту необходимо пообщаться с людьми из близкого окружения ребенка, а также понаблюдать за его поведением.
  • Диагноз аутизм ставят на основании:
  • общей и неврологической проверки здоровья ребенка;
  • общей оценки функционирования;
  • социально-коммуникативной оценки.

Для заключения о функционировании ребенка проводится оценка его развития и мышления (взаимодействие, когнитивные функции, сохранность интеллекта), а также адаптивности (речевые навыки, навыки самообслуживания, социальные и моторные навыки).

Для определения социально-коммуникативных навыков малыша проводится опрос родителей, а также диагностирующее наблюдение (ADOS-G). Используются заранее подготовленные социальные ситуации, в которых могут проявиться различные аутистические характеристики.

Диагностические критерии аутизма по DSM-IV

1. Социальное функционирование (необходимы 2 признака):

  • дефекты в невербальной коммуникации (взгляд в глаза, выражение лица, жесты);
  • отсутствие социальной интеракции со сверстниками в соответствии с уровнем развития;
  • отсутствие инициативы для того, чтобы поделиться впечатлениями, интересами или достижениями;
  • затруднения в выражении чувств и социальной взаимности.

2. Вербальная и невербальная коммуникация (нужен 1 признак):

  • задержка в развитии разговорной речи или полное отсутствие разговорной речи;
  • дефекты в использовании речевых оборотов для коммуникации;
  • затруднения в проявлении инициативы или поддерживании разговора;
  • повторяющееся использование оборотов речи;
  • отсутствие разнообразной игры с воображением, ролевых игр или социальной имитации в соответствии с уровнем развития.

3. Ограниченные области интересов и повторяющееся или стереотипное поведение (требуется 1 признак):

  • чрезмерная занятость определенным видом деятельности;
  • пристрастие к нефункциональным рутинам или церемониям;
  • повторяющиеся движения рук или других частей тела;
  • повышенная заинтересованность в сенсорных ощущениях и в частях предметов.

Как лечат аутизм

Для коррекции расстройств аутистического спектра разработано много методик, одни из которых дают большие результаты, другие меньшие.

АВА (Applied Behavior Analysis или Прикладной Анализ Поведения).

Программа поведенческой терапии направлена на формирование у ребенка с аутизмом желаемого поведения в социально-бытовом плане. Она позволяет обучить малыша некоторым практическим навыкам.

АВА-терапия дает хорошие результаты, меняет поведенческие нарушения у детей, но вот социальной адаптации с ее помощью достичь не удается.

Читайте также:  Болит голова в висках, в области лба: причины, помощь, что делать

Модель развития взаимоотношений (метод Гриншпана, «Floor-Time»). Используется игровая деятельность ребенка для выстраивания взаимоотношений и развития совместной интеракции.

В процессе терапии взрослый стремится расширить или углубить игровую деятельность, и тем самым повести ребенка за собой и научить взаимодействовать.

На основе этого происходит эмоциональное развитие детей, которое и становится будущей основой дальнейшего психологического и умственного развития.

Метод TEACCH.

В данном методе учитываются особенности восприятия детей с аутизмом (предпочтение визуальных стимулов над аудиторными), и на основе данной предпосылки в методе широко используются вспомогательные визуальные материалы.

Например, применяются карточки в виде инструкций, которые указывают, какое действие должен выполнить ребенок, или используются визуальные подсказки для определения места, куда малыш должен разложить предметы, и т. д.

Методы альтернативной и вспомогательной коммуникации (PECS).

Используются коммуникативные доски и электронные приспособления, язык жестов, и другие приспособления, которые являются методами, предназначенными для облегчения общения и обучения коммуникативным навыкам.

Дети с аутизмом и серьезными нарушениями развития речи могут использовать данные приспособления для того, чтобы выразить свои желания, потребности и чувства.

Сенсорная интеграция. Метод направлен на стимулирование тех или иных сенсорных областей с целью улучшения внимания и познавательных функций, а также для уменьшения проблематичного поведения и повторяющихся действий.

Сомато-сенсорная терапия.  Воздействие на периферические зоны восприятия для улучшения коммуникативных способностей, сосредоточения и восприятия сенсорных стимулов, а также уменьшения тревожности. Это авторская методика И. Л. Шпицберга, руководителя реабилитационного центра «Наш солнечный мир».

Методы аудиторной интеграции. Метод Томатис, Бернард, Earobics, FastForward и другие используются для регуляции и стимулирования физического и психического развития ребенка, а также для улучшения восприятия аудиторных и речевых стимулов.

БКБГ диета (диета без казеина и глютена). Из рациона ребенка с аутизмом исключаются продукты, содержащие казеин и глютен, а также сахар.  Проводится обогащение питания витаминами и минералами, а также назначаются лекарства, предназначенные для выведения из организма тяжелых металлов.

Медикаментозное лечение. В настоящее время существуеттолько 2 лекарства из группы нейролептиков, которые рекомендованы для уменьшения симптомов аутизма.

В научной литературе только метод АВА-терапии признан эффективным. Но применение других методов в дополнение к АВА может улучшить процесс реабилитации детей с нарушениями развития и аутизмом.

Родителям стоит помнить, что чем раньше поставлен диагноз аутизм и начато лечение, тем лучших результатов удается достичь. Поэтому при подозрении на данное состояние стоит как можно скорее показать малыша специалисту.

Статья подготовлена по материалам, предоставленным Центром реабилитации инвалидов детства «Наш солнечный мир».

Атипичный аутизм у детей

Атипичный аутизм у детей встречается реже, но и эта статистика продолжает расти. Впервые он был выделен как отдельное заболевание в МКБ-10.

Ранее понятие «аутизм» применялось как признак шизофренических расстройств, психозов, умственной отсталости. Этот медицинский термин уже основательно вошёл в наш лексикон, но не каждый знает насколько это тяжелое заболевание.

Однако тот факт, что страдающий им ребенок считается инвалидом, говорит о серьезности диагноза.

Понятие аутизма

Проще сказать, это одиночество. Больной теряет способность общения с людьми и взаимодействия с окружающим его миром в целом. Он уходит в себя, в собственное измерение, где больше никому нет места. Со стороны это выглядит как нежелание общаться с кем бы то ни было, но на самом деле, аутисты просто не умеют этого делать.

С физиологической точки зрения, это нарушение восприятия сигналов, поступающих через слуховые, зрительные, осязательные и другие рецепторы. Они либо полностью не доходят до нужных мозговых центров, либо делают это не в полном объеме. Соответственно, меняется реакция на происходящие события.

 Аутизм, а вернее, расстройство аутистического спектра – это комплексное нарушение развития, которое обычно проявляется в раннем возрасте. Оно обусловлено патологией функционирования нервной системы.

Симптомы

Атипичный аутизм выявить сложнее, чем его классическую форму, поэтому часто установление диагноза затягивается. Упущенное начало болезни и поздно начатое лечение негативно влияет на дальнейший результат.

Самым удивительным и одновременно смущающим фактором является огромное разнообразие и индивидуальность симптомов.

Общими чертами заболевания выступают нарушения социальной включенности, коммуникации и взаимодействия с окружающими.

В домашних условиях распознать атипичный аутизм у детей довольно затруднительно. Чаще всего, родственники списывают некие странности и необычности поведения на возрастные изменения или особенности темперамента. С подобными проблемами они не спешат обращаться к специалисту, тем самым упуская начальную стадию заболевания.

Отличительными факторами атипичного детского аутизма считаются:

  1. Возрастные рамки. Этот тип расстройства имеет особенность развиваться не в раннем детстве, а в более поздние сроки – 3 года, 6–10 лет или переходный возраст. Это те периоды жизни ребенка, когда он испытывает стрессы по поводу адаптации к новому коллективу, необходимости общения с незнакомыми людьми, выстраивания взаимоотношений.
  2. Социализация. Несмотря на то, что больной полностью зависим от родителей, он слабо реагирует на них. По поводу отсутствия матери малыш может не тревожиться или, наоборот, проявлять беспокойство, а при ней вести себя холодно и недоброжелательно.
  3. Речь. Она либо отсутствует, либо сводится до употребления отдельных слов, в крайнем случае, словосочетаний. Построение предложений – слишком сложная задача.
  4. Эмоциональный сбой. При нормальной активности может наблюдаться абсолютная или избирательная неконтактность. Интенсивные внешние раздражители – яркий свет, громкие звуки, вызывают страх. Могут наблюдаться нехарактерные непредсказуемые реакции на события.
  5. Поведение. Присутствует негативная реакция на прикосновения. Такие дети не стремятся копировать взрослых или сверстников, предпочитают одиночество.

При нормальном физическом развитии чаще всего наблюдается умственная отсталость.

Оценка уровня интеллектуальных способностей бывает затруднительной, поскольку поставленный диагноз в раннем возрасте может поддаваться коррекции.

Усугубление диагностики происходит из-за нарушений речевого аппарата и коммуникативных навыков. Во время прохождения тестов ребенок, как правило, знает решение задачи, но не говорит его.

Особенности течения заболевания

Детям с аутизмом очень тяжело постичь бытовые навыки, которые всем кажутся сами собой разумеющимися. Обычный прием пищи вызывает затруднения. В еде они крайне избирательны и привередливы. К примеру, чадо ест только манную кашу, и никакое разнообразие блюд не убедит его попробовать что-то другое. Если нет каши, он будет голодать. В конце концов, мать ее сварит и накормит его.

Туалет – еще одна проблема. Дети не видят смысла хождения на горшок, не могут понять, почему взрослые настойчиво добиваются этого. Так происходит, поскольку с раннего детства у них очень слабая (или вообще отсутствует) реакция на такие раздражители, как:

  • холод;
  • мокрые пеленки
  • голод;
  • неприятные запахи;
  • прикосновения.

В игровой деятельности игрушки, чаще всего, полностью игнорируются. Вместо них ребёнок предпочитает использовать предметы обихода. Сюжет игры обычно отсутствует, наблюдаются лишь такие стереотипные движения, как верчение в руках или перекладывание с места на место. Новый предмет аутист может долго обнюхивать, щупать, облизывать, водить им перед глазами или ползать на коленях вокруг него.

Из-за нарушения речи с больным практически невозможно вести диалог, он его просто не поддержит. Однако малыш может запоминать довольно длинные фразы из фильмов и телепередач и безошибочно воспроизводить их. При обращении к нему с вопросом он может повторять его либо вообще не реагировать.

Причины развития

Главным фактором появления раннего аутизма считают недостаточность центральной нервной системы. Причины, по которым она возникает, заключаются в следующем:

  • генетическая предрасположенность;
  • хромосомные аномалии;
  • органические поражения ЦНС при патологиях беременности и родов;
  • преждевременный шизофренический процесс;
  • некоторые врожденные заболевания.

Подобных нюансов современной медицине уже известно около тридцати.  Поэтому такие патологии, как умственная отсталость и расстройства аутистического спектра встречаются все чаще.

Вероятность рождения ребенка с особыми психологическими потребностями существует в каждой семье.

Детский кататонический аутизм

Тяжелая форма расстройства выражается кататоническим возбуждением. Проявляется она, чаще всего, следующими действиями:

  • однообразная ходьба, переходящая в бег;
  • крик;
  • смех, плач;
  • длительные стереотипные движения;
  • импульсивность, выраженная в неожиданных поступках.

Моторное возбуждение подавляет инстинктивную деятельность, выражается негативизмом, приступами оцепенения или восковой гибкости. Попытки физического воздействия провоцируют сопротивление, гипертонус и настойчивое стремление избежать прикосновений.

Приступ может сопровождаться произнесением отдельных слов, слогов, звуков. При этом тембр голоса и громкость постоянно меняются: ребенок то шепчет что-то неразборчивое, то вдруг резко переходит на крик. Встречается стереотипное повторение фраз, отчетливое либо растянутое и смазанное.

Постановка диагноза

Чем раньше будет выявлено расстройство, тем быстрее будет найден к нему правильный подход, выстроен алгоритм действий, ведущих к сближению и налаживанию контакта. В первую очередь, это задача родителей.

Дети априори не могут быть одинаковыми, но даже со скидкой на особенности характера или воспитания, они должны укладываться в общепринятые нормы развития.

К окончанию первого года жизни малыш без аутистических нарушений должен овладеть элементарными навыками:

  • знать свое имя и откликаться на него;
  • контактировать с окружающими;
  • эмоционально реагировать на различные ситуации.
Читайте также:  Антиоксиданты в продуктах: источники натуральных антиоксидантов, их свойства и польза

Современные методы диагностики позволяют родителям еще до рождения ребенка исследовать панель генов, отвечающих за умственную отсталость и развитие расстройств аутистического характера. Генетическая панель дает возможность как точного подтверждения диагноза, так и дальнейшего детального обследования пациента.

Общая развернутая диагностика проводится следующими способами:

  • беседа, наблюдение за ребенком;
  • тесты, анкеты;
  • игра, конструирование;
  • МРТ, КТ мозга;
  • исследование вегетативной, сердечно-сосудистой системы.

У детей с аутизмом длительное время может отсутствовать реакция на звуковые раздражители. По этой причине родители начинают подозревать проблемы со слухом. На начальной стадии диагностики важно убедиться в отсутствии проблем со слуховым восприятием информации либо же подтвердить их.

Коррекция поведения

Резервы адаптации ребенка также напрямую зависят от причин развития аутизма. Этому должны способствовать внешние факторы:

  • организован правильный подход;
  • коррекционная работа;
  • лечение, если это необходимо.

Наилучший результат в борьбе с детским атипичным аутизмом, кататонической формой заболевания и другими расстройствами аутистического спектра достигается при командной работе. Добиться положительной динамики можно лишь при слаженных действиях трех составляющих: всех членов семьи, медицинских работников, педагогов.

Больного нужно учить социальной коммуникации. Каждый, у кого нет подобных отклонений, видит это с раннего детства на примере родителей, старших детей. Аутист не может этого сделать, к нему нужен специальный подход и особые коррекционные действия.

Методы лечения

Способ лечения, подобранный специалистом, будет зависеть от состояния больного и стадии расстройства. Положительный результат не наступает одномоментно, а требует терпения и значительных усилий.

Комплексный подход всегда имеет эффект. В первую очередь применяются терапевтические действия, направленные на коррекцию общения и поведения ребенка. Для этого используют следующие виды терапии:

  • речевая – занятия с логопедом;
  • поведенческая – основана на системе мотивации и поощрения;
  • оккупационная или трудотерапия – акцент на формировании навыков повседневной жизни;
  • социализации – умение общаться и строить отношения;
  • развивающая – способствует раскрытию интеллектуальных и эмоциональных способностей;
  • игровая – применяется для обучения;
  • визуальная – с использованием картинок, фотографий или видеоматериалов
  • сенсорная – стимулирует способность мозга обрабатывать информацию, полученную через прикосновения;
  •  пет–терапия – тесное взаимодействие с животными: лошадьми, собаками, кошками, дельфинами.

Медикаментозное лечение стает актуальным лишь в случаях проявления приступов агрессии, судорог, эпиактивности. При отсутствии подобных симптомов лекарственные препараты не применяются.

Аутизм в различных проявлениях, как и шизофрения, относится к хроническим заболеваниям. Это означает, что полностью избавиться от него невозможно.

Однако люди ведь научились жить с сахарным диабетом, бронхиальной астмой и прочими неизлечимыми недугами. То же самое происходит и с расстройствами аутического спектра. Современные методики коррекции поведения, применяемые на ранних стадиях болезни, позволяют вести активный образ жизни, самостоятельно обслуживать себя, быть полноценным членом общества.

Аутизм: признаки, симптомы и причины

В интернете довольно часто встречаются вопросы типа «аутизм – что это за болезнь» и «как проявляется аутизм». Данная патология выделена в отдельное заболевание сравнительно недавно, поэтому у многих людей отсутствует информация о его особенностях, причинах развития, возможных последствиях и мерах профилактики.

Существуют три определения данной патологии, взаимодополняющие друг друга:

  • аутизм – это расстройство психики. Суть аутизма состоит в нарушении социальных взаимодействий по причине возможного снижения когнитивных способностей;
  • аутизм – нарушение по своей природе неврологическое;
  • аутизм – врожденное заболевание, возникающее на основе генетической предрасположенности.

Генетическая природа заболевания проявляется в том, что аутизм у детей, признаки и симптомы которого зависят от множества факторов, диагностируют чаще у малышей до 3 лет.

Ранний аутизм у детей выражается в эмоциональных и поведенческих нарушениях.

Аутизм у взрослых проявляется несколько иначе, чем проявляется данная патология у детей, но при этом имеется много общего, в том числе в области социальной дезадаптации.

В тех случаях, когда аутизм у взрослых диагностируется впервые, вполне вероятно, что патология присутствовала в детском возрасте, но не была своевременно выявлена. В большинстве случаев речь идет об атипичной форме заболевания или о легкой форме, которые были не замечены у детей, но развились на фоне переживаний, стрессовых ситуаций или гормональных изменений в подростковом возрасте.

Если аутизм у детей могут диагностировать педиатры, к которым обратятся родители, заметившие странности в поведении ребенка, то симптомы у взрослых чаще всего приписывают сезонной депрессии или переутомлению, в результате чего помощь больным своевременно не оказывается.

У взрослых данная патология встречается чаще у мужчин, чем у женщин, примерно в 5 раз.

Формы патологии

Аутизм у взрослых современные медики разделили на несколько направлений:

  • синдром Каннера или собственно аутизм с наличием полного спектра симптомов: асоциальность, атрофия речевого аппарата, неразвитость важных нервных структур, средний уровень интеллекта или тяжелая умственная отсталость. Самостоятельно жить такие люди не могут, поэтому в большинстве случаев их помещают в специализированные медицинские учреждения;
  • синдром Аспергера (патология проявляется в облегченной форме). Когнитивные и речевые способности присутствуют. Даже при условии проблем с социализацией и общением люди могут стать полноценными членами общества;
  • синдром Ретта, представляющий собой передающееся по женской линии хроническое психоневрологическое заболевание. Проявляется патология не ранее одного года. Больные с синдромом Ретта стремительно регрессируют и доживают максимум до 30 лет, поэтому взрослых женщин с таким заболеванием немного;
  • атипичная или комбинированная форма устанавливается при невозможности идентификации конкретной формы заболевания.

Особенности заболевания у взрослых

Синдром аутизма Аспрегера у взрослых встречается довольно часто. Появившиеся в детстве симптомы могут сохраниться или трансформироваться, изменить степень выраженности.

Развитие аутизма во взрослом возрасте обычно приводит к появлению атипичной формы с небольшой степенью выраженности или проявлением не всех симптомов. Синдром Аспергера был определен у многих талантливых программистов, писателей, ученых.

Синдром Ретта является результатом изменений, сформировавшихся в детстве, прогресс которых приводит к деформациям костно-мышечной системы и умственной отсталости.

Нередко аутизм у взрослых, признаки которого зависят от степени проявления патологии, остается не диагностированным. Обидчивость и зависимость от чужого мнения пациентов списывают на особенности характера, результатом чего может быть переход заболевания в тяжелую форму. Своевременная диагностика и качественное лечение позволяют больному успешно справляться со многими проблемами.

Классификация заболевания у взрослых

Психологи выделяют пять групп патологии:

  • в первую группу входят пациенты, которые не взаимодействуют с окружающим миром. Представителям данной группы ставится диагноз аутизма и инвалидности;
  • во вторую группу входят больные, общающиеся с окружающим миром исключительно по собственной инициативе;
  • в третью группу входят взрослые, не принимающие нормы и взгляды общества;
  • в четвертую группу входят люди несамостоятельные, не умеющие справляться с проблемами, обидчивые. Диагностировать патологию может только психиатр;
  • в пятую группу входят люди с диагнозом легкий аутизм и уровнем интеллекта выше среднего.

Симптомы и признаки аутизма у взрослых

Признаки аутизма у взрослых людей проявляются по-разному, но наиболее часто встречающимися являются:

  • сложности при контакте с окружающими, причем даже с близкими, отсутствие эмоций при общении;
  • снижение мимической активности лица;
  • очень часто аутизм, симптомы у детей которого могут быть различными, выявляют по тому, что ребенок не поддерживает контакт глазами. Взрослые аутисты часто отводят глаза;
  • проявляются чрезмерная раздражительность или апатия, вспышки гнева, черты характера, которые ранее отсутствовали;
  • человек перестает испытывать чувство вины и другие эмоции по отношению к окружающим;
  • сфера интересов предельно сужается, человек словно выпадает из реальности;
  • появляется привычка многократно повторять фразы или слова, движения.

Если признаки аутизма замечены своевременно и больной обратился за помощью к медикам, развитие патологии удается успешно купировать.

Причины возникновения

Проявляется у взрослых аутизм, симптомы которого могут иметь различную интенсивность, в результате генетических мутаций, определивших особенности функционирования нервной системы.

Возникновение аутизма во взрослом возрасте может быть сопряжено различными внешними воздействиями (инфекциями, стрессами, переутомлением и пр.).

Точные причины аутизма до сих пор не установлены, но современные ученые все чаще называют аутизм у детей генетическим заболеванием, которое развивается под воздействием различных негативных факторов.

Основные не генетические причины аутизма таковы:

  • нарушение обмена веществ и неподходящий рацион;
  • прием беременными лекарств при угрозе выкидыша;
  • нарушения костного развития;
  • нарушения мозговой деятельности;
  • попадание в организм опасных веществ и пр.

Ученые считают, что в большинстве случаев аутизм, причины возникновения которого зависят от внешних факторов, прогрессирует при условии пребывания человека в неблагоприятной психологической обстановке и при сильном физическом перенапряжении.

Факторы риска

Расстройство аутистического спектра или аутизм, симптомы которого зависят от состояния здоровья больного, быстрее прогрессирует, если присутствуют следующие факторы риска:

  • вирусное заболевание (грипп);
  • интоксикации;
  • лихорадка;
  • антибиотикотерапия;
  • нарушения иммунной системы;
  • отравления.

В числе причин, вследствие которых развивается аутизм у детей, признаки которого несколько отличаются от симптомов патологии у взрослых, медики называют:

  • проблемные или тяжелые роды;
  • прием лекарств беременной;
  • инфицирование во время вынашивания ребенка;
  • астма, гиперемия, ожирение или истощение матери во время вынашивания плода.
Читайте также:  Как сбить температуру без лекарств ребенку, взрослому

Когда следует обратиться к врачу

У взрослых людей лечит аутизм врач психотерапевт. При необходимости специалист может направить к психиатру или другому специалисту. Обратиться за медицинской помощью следует при наличии таких признаков:

  • отсутствие желания общаться с окружающими, в том числе с близкими;
  • отсутствие желания участвовать в групповых занятиях, в общих беседах;
  • появились пассивность или раздражительность;
  • полное игнорирование событий в своей жизни и в жизни близких;
  • появились стереотипные движения, тенденция повторять фразы;
  • утрачивается чувство реального времени.

Больные аутизмом могут не осознавать проблемы. В таких случаях к врачам рекомендуется обратиться родственникам.

АО «Медицина» (клиника академика Ройтберга) в Москве предлагает услуги квалифицированных психотерапевтов в области лечения аутизма. Расположена клиника по адресу 2-й Тверской-Ямской переулок, дом 10, в 5 минутах ходьбы от метро Маяковская. Высокая квалификация специалистов-психотерапевтов и применение современных методов лечения позволяют пациентам быть уверенными в успешности терапии.

Диагностика аутизма

Диагноз аутизм взрослым людям ставит квалифицированный врач на основе данных анамнеза, опроса и результатов инструментального обследования.

Инструментальное обследование (электроэнцефалография) позволяет исключить вероятность сопутствующих патологий и провести дифференциальную диагностику.

Дифференциальная диагностика аутизма во взрослом возрасте проводится при подозрениях на шизофрению или депрессивные расстройства.

Наиболее часто применяемыми диагностическими методами являются:

Назначаются также консультации психиатра, невролога, сурдолога. АО «Медицина» (клиника академика Ройтберга), расположенная в центральном округе в двух шагах от метро «Маяковская», «Чеховская», «Новослободская» располагает новейшим лабораторным и диагностическим оборудование для проведения всестороннего обследования.

Лечение

Лечение аутизма у взрослых предусматривает применение различных методик. Заболевание аутизм хорошо поддается лечению терапевтическими методами, целью которых является формирование внутреннего равновесия и снижения уровня стресса.

Медикаментозное лечение аутизма назначается в случаях, когда состояние больного требует коррекции, и включает ряд препаратов:

  • транквилизаторы, антидепрессанты, нейролептики, ноотропы;
  • противосудорожные;
  • стимуляторы.

При заболевании аутизма терапия психологическая при правильном выборе методики позволяет значительно повысить адаптацию пациента в социуме. Люди с аутизмом успешно справляются с болезнью при своевременном обращении за помощью.

Как записаться к психотерапевту

Чтобы записаться на прием к психотерапевту в АО «Медицина» (клиника академика Ройтберга), можно воспользоваться любым из следующих способов:

  • онлайн-формой на сайте;
  • по телефону +7 (495) 995-00-33.
  • Вызвать скорую помощь можно по телефону +7 (495) 229-00-03.

Клиника находится в центре Москвы по адресу переулок 2-й Тверской-Ямской, дом 10 (станции метро Маяковская, Тверская, Чеховская, Белорусская).

Симптомы аутизма у детей 3 лет

Родители и воспитатели, замечающие определенные изменения или проблемы у трехлетнего ребенка, могут задаться вопросом, указывают ли они на аутизм.

Расстройство аутистического спектра (РАС) встречается примерно у 1 из 59 детей и охватывает ряд состояний, включая аутизм и синдром Аспергера.

Поведенческие симптомы зачастую проявляются в раннем детстве, и родители замечают их до первого года рождения ребенка.

Несмотря на это, центры по контролю и профилактике заболеваний  (CDC) сообщают, что большинству детей с РАС не ставят диагноз до 4 лет.

Что такое аутизм?

Аутизм является одним из наиболее распространенных неврологических нарушений. Данное состояние характеризуется проблемами с социальным взаимодействием, общением, гибкостью мышления и поведением.

Дети с РАС испытывают трудности в общении с окружающими, развитии дружеских отношений и понимании чувств других людей. Детки также могут иметь повторяющиеся мысли и выполнять повторяющиеся действия.

Люди с расстройством аутистического спектра зачастую имеют высокие показатели сопутствующих состояний. Некоторые из этих состояний включают:

  • припадки;
  • пищеварительное расстройство;
  • психические проблемы, такие как тревога или депрессия.

Согласно некоторым исследованиям, 70% детей с аутизмом имеют одно сопутствующее заболевание, в то время как 41% имеют два или более, включая синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ).

Признаки аутизма в 3 года

Признаки и симптомы аутизма у 3-летних детей могут включать:

Социальная отстраненность

Дети с аутизмом не могут играть с другими детьми. Они:

  • играют в одиночку;
  • не заинтересованы в общении;
  • не делятся игрушками;
  • не понимают правила игры;
  • не отвечают на имя;
  • не могут притворяться.

Различия в эмоциональном выражении

Дети с аутизмом испытывают полный спектр эмоций, но они выражают их иначе. 3-летний ребенок с РАС:

  • с трудом выражает свои чувства;
  • имеет проблемы с пониманием чувств других людей;
  • избегает физического контакта с другими людьми;
  • не любит, когда его обнимают;
  • не проявляет никаких эмоций, когда родители покидают комнату.

Трудности в общении

В 3 года ребенок с РАС имеет:

  • задержку или регресс в языковых навыках;
  • говорит в певческой манере;
  • не говорит вообще;
  • избегает зрительного контакта;
  • кажется невыразительным;
  • не отвечает на вопросы;
  • повторяет слова, фразы или звуки, врачи называют это эхолалией;
  • использует неправильные местоимения, например, «вы» вместо «я»;
  • не использует жесты;
  • не реагирует на указания;
  • не понимает юмор.

Поведение

Дети с аутизмом зачастую демонстрируют необычное или повторяющееся поведение. Они могут:

  • взмахивать руками несколько раз;
  • вращаться;
  • двигаться взад и вперед;
  • играть только с определенной игрушкой;
  • имеют навязчивое поведение;
  • выстраивают игрушки в упорядоченном порядке;
  • гиперактивны в определенных ситуациях;
  • имеют непродолжительную концентрацию внимания;
  • настаивают на определенных процедурах или ритуалах;
  • не любят, когда кто-то нарушает их рутину или ритуал;

Другие симптомы аутизма у детей трех лет

  • агрессия;
  • импульсивность;
  • нанесение телесных повреждений;
  • интенсивные реакции на звуки, запахи, текстуры, цвета или вкусы;
  • вспышки гнева;
  • необычные привычки в еде.

Не все аутичные дети проявляют эти признаки, и многие нейротипичные дети иногда демонстрируют некоторые из них. По этой причине необходима профессиональная диагностика.

Возрастные признаки аутизма 

С возрастом дети с аутизмом могут испытывать трудности в общении, социализации и поведении. Отчасти это связано с повышением социальных требований в школе и в обществе. Дети и подростки школьного возраста могут иметь некоторые признаки:

  • потребность в рутине;
  • предпочтение одиночества;
  • отсутствие дружеских отношений;
  • агрессия;
  • волнение или разочарование, когда нарушаются рутины;
  • тревога;
  • трудность ведения разговора;
  • повышенное или пониженное обоняние, вкус, осязание, зрение и слух;
  • зацикленность на конкретных темах или видах деятельности;
  • проблемы интерпретации невербальных и социальных сигналов;
  • не соблюдение правил в школе и спорте;
  • необычная поза или движения, такие как покусывание или щелканье пальцами;
  • необычные речевые образцы и тон.

Аутизм в 4 раза чаще встречается у мальчиков, чем у девочек. Исследования показывают, что аутичные девочки имеют более легкие симптомы.

Это может привести к гиподиагностике или постановке неправильного диагноза и трудностям с лечением.

Авторы исследования с участием более 800 детей с аутизмом сообщили, что девочки и мальчики имели различия в структуре мозга и поведения. У девочек, как правило, меньше встречается повторяющееся поведение.

Почему аутизм у девочек реже диагностируют?

  • Аутизм у девочек реже наследуется.
  • Девочки могут лучше «маскировать» свои социальные проблемы.
  • Средства диагностики основаны на выявлении симптомов у мужчин, что приводит к гиподиагностике у женщин.

Диагностика аутизма у детей 3-х лет

Для того, чтобы знать, когда обратиться за помощью, важно знать основные этапы, которые ребенок должен иметь в каждом возрасте. Педиатр или детский психиатр может поставить официальный диагноз. Эти специалисты будут наблюдать за поведением ребенка и отслеживать его развитие.

Врачи также проверят слух и зрение ребенка и проведут дополнительные тесты, чтобы исключить другие основные состояния, которые могут быть причиной симптомов. Например, ребенок с проблемами слуха может иметь социальные трудности или не реагировать, когда к нему обращаются.

Врач может диагностировать некоторые симптомы аутизма.

Раннее вмешательство имеет ключевое значение для улучшения результатов у аутичных детей.  Детей могут научить полезным социальным, коммуникативным и поведенческим навыкам. Существует много вариантов поддержки детей с РАС, и они зависят от симптомов ребенка. 

Терапия и другие формы поддержки, которые могут быть полезны для детей с аутизмом, включают:

  • поведенческую терапию;
  • обучение коммуникативным навыкам;
  • образовательную программу;
  • семейную терапию;
  • трудотерапию;
  • физическую терапию;
  • психологическое вмешательство;
  • логопедию;
  • применение препаратов;
  • изменения образа жизни, такие как создание и соблюдение определенной рутины.

Важно управлять любыми состояниями, которые возникают у детей, подростков и взрослых с аутизмом. Они могут включать:

  • СДВГ;
  • депрессию;
  • тревогу;
  • припадки.

Выводы

Чем раньше ребенок получит точный диагноз и поддержку, тем лучше будет результат. Родители и воспитатели должны обратиться к врачу, если замечают признаки аутизма у ребенка. Аутизм не излечим, и многие люди с аутизмом чувствуют, что данное состояние является неотъемлемой частью их личности. Врачи могут помочь людям управлять симптомами и поддерживать счастливую, здоровую жизнь.

Научная статья по теме: Дети с аутизмом часто подвергаются насилию со стороны братьев и сестер.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector