Взрослых можно научить мыслить как дети, лугче обучаться

Взрослых можно научить мыслить как дети, лугче обучаться

Pixel-Shot / Shutterstock

Вы управляете проектами каждый день: строите карьеру, планируете путешествия и отдых. Рассказываем, как развить проектное мышление, управлять своим обучением, превращать мечты в проекты и решать общественные проблемы

Проекты окружают нас повсюду. Например, вы хотите детскую площадку во дворе дома. В голове появляется образ будущего — безопасная площадка с качелями, на которой играют счастливые дети. Здесь возникает проект, а вокруг него — люди.

Чтобы появилась площадка, нужно познакомиться с соседями, договориться с управляющей компанией, выбрать подрядчика, собрать деньги и проконтролировать установку. Управляя проектом, вы находитесь в середине системы и влияете на ее части.

Именно от вас зависит конечный результат — будет детская площадка во дворе дома или нет.

Дизайнер Айсе Бирсель считает, что самый большой проект — это наша жизнь. Она предлагает использовать инструменты дизайна в обычной жизни

Проектное мышление — умение четко видеть проблему в процессах и находить оптимальные решения, учитывая ресурсы и время. Навык становится необходимым для людей всех возрастов и профессий.

Инженеров учат этому в университете: студенты ищут и устраняют неисправности в установках.

Государственные структуры и бизнес активно переходят на проектное управление, чтобы не повторять ошибки, а предугадывать и решать проблемы.

Проектное мышление похоже на творческое, но отличается способностью видеть образ будущего и находить к нему путь. Управляя проектом, вы раскладываете проблему на части, ищите между ними связи и противоречия, подбираете подходящие инструменты для решения этой проблемы. Учитесь основам проектирования и технологии, развиваете критическое мышление, саморефлексию и другие гибкие навыки.

Что такое проект

Проект — это проблема, решенная по расписанию. Мы целенаправленно выбираем решение, ограниченное по времени и ресурсам, чтобы получить уникальный единовременный результат. Спланировать путешествие, найти работу, построить гараж — все проекты.

Проект начинается с проблемы или мечты. Проблема — это несоответствие наших ожиданий и реальности. Мы хотим удобные дороги, но по всему городу они разбиты, поэтому считаем дорогу проблемой. Мечта отличается от проблемы более позитивным и ярким эмоциональным образом. Например, мечта стать космонавтом может превратиться в проект с конкретным результатом.

Как развивать проектное мышление

Чтобы развить проектное мышление, нужно управлять проектами разной сложности. Переходить от простых проблем к более сложным — с этапами, делегированием и меняющимися условиями.

В проектном мышлении четыре этапа:

  1. Видим проблему.
  2. Продумываем образ будущего без проблемы.
  3. Понимаем, какие ресурсы потребуются для достижения этого образа и рассчитываем время.
  4. Планируем и действуем.

Взрослых можно научить мыслить как дети, лугче обучаться Взрослых можно научить мыслить как дети, лугче обучаться

Вместе с тренером Ассоциации тренеров Российского союза молодежи (АТ РСМ) Анной Аполосовой мы подобрали инструменты для управления собой, людьми и проектами. Они помогут развить проектное мышление и решить проблемы в повседневной жизни.

Управляем собой

Представьте рутину в виде проектов. Проект — это задача, которую нельзя решить за один подход. Любой проект можно разбить на задачи, а их тоже рассмотреть как проекты.

Представьте свои текущие дела в виде проектов с целью и сроками. Например, разложите ремонт в квартире на несколько задач. Подберите материалы, купите их или закажите доставку. Найдите подрядчика или сделайте все сами.

Подумайте, как оптимизировать проект и решить задачи оптимальным путем.

Автор книги «Сделайте это завтра» Марк Форстер разделяет проекты на два типа: продолжительные и организационные. Чтобы сделать продолжительный проект, нужно выполнять похожие действия длительное время. Например, учить испанский язык или играть на гитаре. Форстер предлагает превратить их в ежедневную привычку и выделить время в расписании.

Организационные проекты состоят из серии разных действий, которые приведут к определенной цели. Например, рекламная кампания или запуск сайта. Такие проекты лучше разбить на задачи и добавить в список дел на завтра.

Делайте постепенно. Форстер уверен, что худший вариант поведения — метаться между слишком большим количеством задач и предлагает делать дела по очереди. В ресторане вы физически не сможете съесть больше одного основного блюда. С задачами нужно поступать так же. Установите правило: работать только над одной задачей.

Чтобы оценить умение выполнять задачи по очереди, возьмите лист бумаги и составьте список дел, которые вы когда-нибудь хотели бы сделать. Запишите такие дела, до которых руки никак не доходят.

Выберите одну небольшую задачу из списка и примите два решения:

  1. Пообещайте себе, что сосредоточьтесь на выполнении этой задачи, пока не закончите ее.
  2. Не занимайтесь другими делами, пока не завершите первое.

Обучение как проект. Продуманный план помогает учиться и расти. Представьте свое образование в виде большого проекта с небольшими этапами. Для такого проекта в Бюро Артема Горбунова придумали метафору иллюзии альпиниста.

Представьте высокий пик и альпиниста, который мечтает его покорить. Он уверен, что это самая высокая вершина.

За несколько метров до пика альпинист чувствует, что уже все узнал и смысла идти дальше нет, поэтому поворачивает назад. Такой альпинист не узнает, что эта вершина — совсем не великая.

Это подножие более высокой горы, а за ней другие. План обучения помогает видеть несколько высоких вершин и превращать свое образование в проект.

Взрослых можно научить мыслить как дети, лугче обучаться

Согласно концепции, специалист, который поддается иллюзии альпиниста, прекращает расти. Он не узнает, что его ждет дальше

Пусть вершинами будут ключевые этапы обучения. Для каждого придумайте цель и поставьте сроки. Спланируйте покорение каждой вершины как проект: подберите источники и найдите людей, которые помогут развить нужные навыки.

Например, вы хотите стать арт-директором. Этапами может быть профессиональный рост: новичок → дизайнер → старший дизайнер → арт-директор. Для этого вам потребуются книги, курсы, наставники и коллеги на каждом этапе.

Такой путь может быть долгим, но он того стоит.

Управляем людьми

Основной инструмент управления людьми — делегирование. Вы передаете часть задач, дел и полномочий другим людям, чтобы достичь конкретного результата. Так вы учитесь объяснять задание другому человеку, контролировать и принимать результат.

Базовое делегирование. Вы можете делегировать простые бытовые задачи, чтобы сэкономить время для более важных дел:

  1. Готовку — заказывать приготовленную еду с доставкой.
  2. Поход в магазин за продуктами — покупать в онлайн-гипермаркетах с доставкой на дом.
  3. Уборку — заказать услуги клининговой компании.
  4. Выбор одежды — купить одежду в онлайн-магазине с доставкой и примеркой.

Делегировать простые бытовые задачи выгодно, если ваше время стоит дороже. Например, вы заказали пять книг в интернет-магазине.

Вы можете забрать их из пункта самовывоза и потратить на это два часа, либо оплатить курьерскую доставку за 400 руб. Допустим, час вашей работы стоит 600 руб., тогда два потраченных часа обойдутся в 1,2 тыс. руб.

В такой ситуации выгоднее заказать курьера, а свободное время потратить на фриланс, самообразование или отдых.

Профессиональное делегирование. Личные и профессиональные задачи можно делегировать удаленному помощнику:

  1. Заказать билеты на самолет, забронировать отель или записать вас на прием к врачу.
  2. Собрать информацию и подготовить выжимку. Найти потенциальных партнеров или выбрать курсы для обучения.
  3. Сделать рутинную или неинтересную работу. Ответить на комментарии и заявки, подготовить презентацию для выступления.

Вы платите удаленному помощнику за время, которое он потратит на задачу. Например, отправляете тезисы своего выступления и просите подготовить презентацию за три часа. Помощника можно найти через соцсети, знакомых или специальные сервисы — «Профи.ру» или YouDo.

Джона недавно повысили до менеджера. Он полностью погрузился в работу, но быстро понял, что не сможет сделать все сам. На помощь приходит коллега Рэйчел с советами о делегировании

Если вы пишете статьи, можно нанять корректора, который вычитает текст и исправит ошибки. Если ведете соцсети — контент-менеджера, который подготовит черновики постов. Для управления сложными проектами и людьми проектные менеджеры используют систему Agile и канбан-доски. Мы подробно рассказывали о них в статье о навыке бережливого производства.

Чтобы эффективно делегировать:

  1. Делегируйте задачи как можно быстрее. Так исполнителю будет проще спланировать работу, чтобы выполнить задачу вовремя.
  2. Не отдавайте работу, которую должны сделать к последнему сроку. Всегда оставляйте буфер времени для маневра. Например, если результат нужен через неделю, дайте помощнику пять дней.
  3. Понятно объясните: что и когда нужно сделать.
  4. Установите промежуточные сроки, если проект сложный. Это поможет сделать работу качественно и в срок.
  5. Сразу напоминайте о просроченном дедлайне исполнителю. Если этого не сделать, человек может подумать, что это неважно.

Управляем проектами

Dragon Dreaming (мечта дракона). Dragon Dreaming развивает новую культуру управления проектами, сосредоточенную на личностном росте, развитии сообществ и экологии. Метод разработали в Австралии работники экологического фонда Джон Крофт и Вивьен Эланта.

Проектное управление в Dragon Dreaming не замыкается на планировании и действии. Проект начинается с совместного мечтания, а заканчивается совместным празднованием. Это основная ценность подхода, — участники собираются, мечтают, благодарят друг друга, отмечают собственный рост и рост коллег.

Взрослых можно научить мыслить как дети, лугче обучаться

Колесо проекта из книги «Dragon Dreaming: дизайн проектов». В ней авторы рассказывают о философии подхода и работе с проектами по Dragon Dreaming

Управление проектов в Dragon Dreaming представляют в виде колеса из четырех частей:

  1. Мечтание: сбор информации, мотивация, осознание.
  2. Планирование: разработка стратегий, подходов, тестирование и прототипирование.
  3. Действие: реализация, управление и администрирование, оперативный контроль.
  4. Празднование: овладение новыми навыками, благодарность, результаты преображения, постижение мастерства.

Части постоянно сменяют друг друга. Если представить этот цикл в виде прожитых суток, получится, что ночью во сне мы мечтаем, утром планируем, днем делаем, а вечером празднуем и благодарим себя. Первый и последний этапы лучше провести в необычных местах, добавляя ко встрече ритуалы команды. Это укрепит доверие и раскроет команду изнутри.

Социальный проект. В социальном проекте люди объединяются вместе, чтобы решить общественную проблему, которая их беспокоит. Например, плохая экология, заброшенный парк, недоступная среда для маломобильных людей, бездомные животные. Даже небольшой социальный проект поможет развить навыки управления проектами, людьми и собой.

В проекте РСМ «Пространство развития» разработали набор карточек для социального проектирования, которые помогают поэтапно управлять проектом.

В основе набора — карта социального проекта, состоящая из девяти этапов:

  1. Мечтание.
  2. Поиск и формулировка проблемы.
  3. Поиск проектной идеи.
  4. Постановка цели проекта.
  5. Составление плана реализации проекта.
  6. Подготовка к реализации, работа с партнерами и информационное освещение.
  7. Реализация проекта.
  8. Анализ реализованного проекта.
  9. Празднование.
Читайте также:  Календарь прививок детям: почему нужно делать прививки, противопоказания и побочные действия вакцин

Социальный проект начинается с мечтания. Мечта поможет обрисовать образ будущего, найти социальную проблему, придумать идею и воплотить ее в жизнь. Например, в вашем городе есть большой заброшенный парк, в котором вы хотите отдыхать и проводить свободное время. Скорее всего, другие горожане тоже хотят там гулять.

Вам нужно найти их и вместе придумать решение проблемы. Чтобы восстановить парк, можно убрать мусор, организовать в парке бесплатные фестивали и проводить экскурсии, найти партнеров, которые восстановят скамейки и фонари.

Через такой проект вы прокачаете набор гибких, научитесь управлять проектами, принесете пользу обществу и себе.

Чек-лист проектного цикла

Вместе с коллегами тренер Анна Аполосова подготовила чек-лист проектного цикла. Он поможет придумать, спланировать и сделать проект.

Взрослых можно научить мыслить как дети, лугче обучаться

Чтобы научиться управлять проектами

  1. Пользуйтесь инструменты для управления собой, людьми и проектами.
  2. Представьте рутину в виде проектов.
  3. Учитесь делать постепенно.
  4. Представьте свое обучение в виде проекта.
  5. Делегируйте бытовые и профессиональные задачи.
  6. Создайте проект по Dragon Dreaming.
  7. Придумайте и реализуйте свой социальный проект.

Больше информации и новостей о трендах образования в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь.

Научить ребенка мыслить | ДЕТИ — цветы жизни

Взрослых можно научить мыслить как дети, лугче обучаться

Все мамы и папы мечтают, чтобы их дети получили хорошее образование, стали гармонично развитыми личностями и преуспели в жизни? Но все, же хорошие отметки в школе, занятия бальными танцами и знание языков — это вторично. Главное — научить ребенка мыслить.

Не стоит перекладывать эту важную задачу только на школу. Учить своих детей навыкам мышления родителям нужно самим, и чем раньше, тем лучше. Упущенное время восполнить потом окажется почти невозможным. Так, например, специалисты считают, что будущие успехи в точных науках закладываются на первых годах жизни ребенка. И помогает этому элементарная игра в кубики.

«Слышать самого себя…»

Для начала постараемся оценить понятливость своих детей, их способность мыслить, или, как говорил кто-то из великих, «слышать самого себя». Делать это нужно сообразно возрасту ребенка. К примеру, только после шести ребенок начинает понимать схематичное изображение предметов и ситуаций.

Попросите его изобразить на бумаге сценку, увиденную вами на улице — кто где стоял, куда потом пошел и т. д. Всех действующих лиц пусть обозначит буквами или цифрами, а их перемещение — стрелками. Шестилеткам это должно быть вполне по силам.

Если же он не может сделать этого сам, его легко научить.

Вы научили малыша считать. А улавливает ли он связь между названием чисел и понятием «количество»? Если ему уже больше четырех лет, попробуйте это выяснить: спросите, например, достаточно ли на столе тарелок для обеда всей семьей.

«Расскажи, как будешь делать…»

Для развития мышления главное — это способность действовать «в уме». Вы замечали, что даже среди взрослых часто встречаются люди, не умеющие думать «про себя», а не вслух?

Предложите ребенку: «Расскажи, как будешь делать, а потом делай». Например, вы собираетесь за город, на пикник. Пусть ребенок сам соберет сумку, рассуждая, что нужно класть вниз, а что сверху.

Готовя обед, делая какие-то домашние дела, объясняйте малышу, что рациональнее делать сначала, а что потом.

Помогая ребенку 6-7 лет ему решать задачу, попросите его рассуждать вслух и притворитесь непонимающей — дети обожают разъяснять взрослым их неправоту.

«Исключи лишнее слово»

Придумайте любые три слова и пусть ребенок оставит только те, которые имеют что-то общее. Например: бабочка, автобус, самолет. Можно исключить бабочку, ведь самолет и автобус — транспортные средства. А можно оставить бабочку и самолет — ведь они летают — а исключить автобус. Пусть ребенок научится продумывать и объяснять все варианты, какими бы парадоксальными они ни казались.

«Придумай применение предмету»

Назовите какой-нибудь хорошо известный предмет и перечислите как можно больше способов его применения. Например, ручкой можно писать, можно ее грызть (хотя это и плохая привычка), можно чесать ею в затылке, можно сделать из нее трубку-плевалку, воронку, указку, подпорку для цветка… А теперь, то же самое, но с канцелярской кнопкой…. Пусть ребенок даст волю своей фантазии.

  • И напоследок, несколько простых критериев, по которым можно определить уровень интеллекта ребенка, не прибегая к помощи специалистов.
  • Вам не стоит беспокоиться за интеллект ребенка, если он:
  • • быстро познает новое и все схватывает на лету
  • • обладает чувством здравого смысла и использует знания в повседневных ситуациях
  • • хорошо рассуждает, улавливает связь между причиной и следствием; догадывается о том, что часто взрослые не высказывают вслух
  • • быстро запоминает услышанное или прочитанное
  • • имеет соответствующий своему возрасту словарный запас
  • оригинально мыслит и предлагает неожиданные решения
  • • наблюдателен и восприимчив
  • • любит читать книги, которые обычно читают дети постарше
  • • может составить связный и «сюжетный» рассказ по предложенной картинке.

Читать книгу «Научите ребенка думать: Как вырастить умного, уверенного и самостоятельного человека» онлайн — Дарлин Свитленд — Страница 1 — MyBook

Взрослых можно научить мыслить как дети, лугче обучаться

Вот уже более 20 лет мы в качестве практикующих клинических психологов помогаем семьям и школьным педагогам. В последнее время мы стали замечать, что резко возросло число детей и подростков, которые испытывают сложности, столкнувшись с необходимостью решить самостоятельно даже несложную задачу, Вот несколько ситуаций, свидетелями которых мы стали в течение первой недели работы над этой книгой:

  • Семилетняя девочка, разозлившись на своего отца, кричит: «Мой планшет разрядился! Все потому, что ты не зарядил его!»
  • Мама дает обещание расстроенному сыну: «Я позвоню маме этого мальчика и пожалуюсь, что ее сын не взял тебя в гандбольную команду».
  • Семиклассница забыла подготовиться к школьному тесту и стала паниковать по этому поводу. Отец успокаивает ее: «Я отправлю твоему учителю письмо по электронной почте и попрошу разрешить тебе сдать тест на день позже».
  • Мама говорит сыну-старшекласснику, недовольному преподавателем, который будет вести у него историю: «Я позвоню в школу и попытаюсь добиться замены учителя».
  • Девочка-подросток раздраженно заявляет своей маме: «Мне нужен новый iPhone! Мой древний телефон никуда не годится!»

Независимо от того, с чем сталкивались эти дети — со сложностью в общении с ровесниками, с проблемами в обучении, с несогласием родителей, — они реагировали одинаково. Если выход из ситуации не обнаруживался моментально, они начинали раздражаться, тревожиться и даже паниковать.

Им и в голову не приходило задуматься о поиске возможного решения, они тут же теряли самообладание. Мы замечаем проявления этой тенденции не только в профессиональной деятельности, но и в обыденной жизни.

Родители, учителя, руководители учебных заведений и тренеры в беседах с нами выражают тревогу в связи с подобным поведением детей, которое они наблюдают все чаще.

Дети стали остро нуждаться в том, чтобы кто-то другой решал за них проблемы, возникающие в самых разных сферах жизни, и делал это безотлагательно. Эта поведенческая особенность становится все очевиднее, о ней все чаще говорят и пишут.

Тему нетерпимости детей и подростков к сложностям и неудачам стали горячо обсуждать как наши коллеги, так и друзья и родные, а также массмедиа. В мае 2013 г. в журнале Time была опубликована статья под заголовком «Поколение ЯЯЯ», в феврале 2012 г. в интернет-издании The Huffington Post появился материал, названный «Неужели мы воспитываем поколение беспомощных детей?»1.

Ситуация продолжала ухудшаться, и мы, как детские психологи и обеспокоенные родители, снова и снова задавались вопросами: «Что происходит с нынешним поколением детей?», «Почему они ожидают получить все, что им заблагорассудится, от других?», «Откуда берется эта уверенность?».

Потом мы поняли, что наше общество создает все условия для выработки у детей нетерпимости к трудностям.

На долю каждого поколения выпадают свои испытания, и каждое подвергается определенному влиянию общества. Влияние Великой депрессии и Второй мировой войны на представителей «тихого поколения» (людей, рожденных между 1925 и 1945 гг.) выразилось в стремлении к упорному труду.

Но эти люди сравнительно спокойно восприняли протесты и политические веяния, захватившие другие поколения2. Поколение беби-бумеров выросло в мире, где активно строились города, где было принято иметь очень большие семьи.

Представители этого поколения верили в то, что, если много работать, американская мечта непременно воплотится3. На долю поколения X (представители которого родились между 1965-м и началом 1980-х) пришлось появление первых персональных компьютеров, кабельного телевидения и интернета4.

Считается, что уровень образованности этого поколения выше, чем предыдущего, однако его представителей куда меньше занимают такие вопросы, как постоянная работа, пенсия и американская мечта.

25 полезных вещей, которым мы можем научить детей

Мы состоим из множества привычек. Одни пришли к нам из детства – это те ритуалы, о которых мы уже не помним, как они появились: сказать «будь здоров» чихнувшему человеку, перейти дорогу на зеленый свет, выключить свет, уходя из дома. Другие приросли в течение жизни – неизменная чашка кофе утром, день пиццы по субботам, 25% от зарплаты, отложенные на депозит…

Прямо сейчас на наших глазах привычки приобретают наши дети. В зарождении каких-то из них мы не будем участвовать, их продиктует природа и среда, окружающая ребенка. Но есть вещи, которым мы можем научить детей в раннем возрасте, чтобы эти полезные навыки в будущем помогали им взаимодействовать с другими людьми и облегчали жизнь.

Быть вежливым. Еще никогда употребление слов «спасибо», «пожалуйста», и умение пожелать доброго вечера не приносило вреда. Напротив, хорошие манеры и доброжелательное поведение упрощают отношения между незнакомыми людьми, украшают любой разговор, открывают не поддающиеся на первый взгляд двери.

Уметь говорить «нет». Незнакомцу по дороге из школы, который предлагает пройти вместе с ним в неизвестном направлении. Однокласснику, что постоянно одалживает вещи и не отдает их без напоминания.

Ровеснику, предлагающему выпить коктейль на школьной дискотеке.

Ребенок должен понимать, что вежливость – прекрасное качество, но им нужно уметь жертвовать в целях собственной безопасности, самоуважения и уважения к своему личному времени.

Читайте также:  Антибиотики при простуде

Соблюдать гигиену. Если с юных лет приучить ребенка заботиться о чистоте своего тела: мыть руки после улицы, чистить зубы два раза в день, регулярно стричь ногти, принимать душ и пользоваться средствами гигиены, в будущем эта привычка сослужит хорошую службу. Все любят иметь дело с опрятными людьми.

Не опаздывать. Непунктуальность – один из самых больших раздражителей.

Она может подводить и ученика в школе, и офисного работника, поэтому с медлительными детьми стоит с раннего возраста взять за правило выходить из дома на десять минут раньше, готовить одежду и учебники с вечера, чтобы избежать утренней суматохи, а также самим родителям показывать пример прихода к назначенному времени на дни рождения, дружеские встречи или к врачу.

Соблюдать правила безопасности. Жизненно важные правила необходимо выработать до автоматизма, пока дети еще маленькие и, если нужно, повторять их сотни раз, пока не впечатаются в памяти: не перебегать дорогу на красный свет, не играть на проезжей части, пользоваться электроприборами согласно инструкции, аккуратно обращаться с огнем.

Уметь слушать. Это одно из важнейших умений, которое пригодится и в школе (воспринимать информацию), и в работе (проходить собеседования, вести переговоры), и в межличностных отношениях. Поэтому родителям важно самим внимательно слушать детей. А также учить их ждать очереди, чтобы высказаться, не перебивать старших и быть внимательными.

Сосредотачиваться. Сейчас о прокрастинации говорят с некоторым вызовом и бравадой. А меж тем и современные дети, и взрослые утрачивают способность быть усидчивым, концентрироваться на одной задаче и доходить до сути. Мы можем научить детей отсекать лишнее, не отвлекаться на мелочи, сосредоточиваться на одном деле, а по его завершении приниматься за другое.

Класть вещи на место. Приучая ребенка убирать за собой игрушки и вешать на место одежду, в которой он пришел из школы, можно уменьшить энтропию разбросанных вещей сейчас и в будущем.

Извиняться. Важно не относиться к ошибкам как к чему-то постыдному, не вырабатывать у ребенка чувство стыда за любую оплошность.

Но ввести в лексикон простое слово «извините», когда наступил кому-то на ногу, нечаянно толкнул или обидел, необходимо. Это слово ребенок должен слышать и от родителей.

Способность попросить прощения у того, кому сделал больно, поможет не только наладить отношения, но и снять тяжелый груз с души, когда чувствуешь свою неправоту.

Читать. Читающему человеку никогда не будет скучно, литература поможет и с кругозором, и с грамотностью. Поэтому, чем раньше в руках ребенка появятся книги, тем интереснее и богаче будет его жизнь.

Питаться правильно. Дети перенимают пищевые привычки от родителей, поэтому если хочется, чтобы малыши ели здоровую пищу, начинать стоит с себя и с того, что мы ставим на стол.

Привередливые дети и из правильного продуктового набора составят список исключений, но все-таки, если в родительском рационе присутствуют только полуфабрикаты и сладости, сложно представить, чтобы ребенку захотелось съесть овощной салат или кусок рыбы.

Знакомиться. Начиная с детского сада можно учить ребенка подходить к другим детям и спрашивать, можно ли поиграть вместе. В первое время родитель может брать на себя функцию лидера и сам интересоваться у ребенка, играющего рядом на площадке, как его зовут, чтобы дети слышали и запоминали, как заводить новые знакомства и дружбу.

Уважать личное пространство. Некоторым тактильным детям ничего не стоит познакомиться с человеком и через пять минут сидеть на его коленках. Но совсем не многие люди готовы радостно принять столь доверительное к себе отношение.

Поэтому и открытых, тактильных детей нужно мягко учить понятию личного пространства, подсказывать, как близко можно подходить во время разговора с незнакомым человеком, кого можно смело обнимать и трогать, а кого это может поначалу испугать.

Выражать свои чувства. В стрессовых ситуациях и родителям, и детям важно обозначать, что с ними происходит. И когда случаются ссоры, нужно обязательно рассказывать о своих чувствах и учить детей говорить, что им больно, обидно, неприятно или страшно. Умение выражать чувства поможет не закрываться и не держать переживания внутри.

Задавать вопросы. В возрасте почемучек необходимо поощрять детские вопросы и обязательно удовлетворять любознательность. Тогда в дальнейшем дети не побоятся задавать вопросы учителю, захотят узнавать природу тысяч важных вещей и тем самым будут проявлять свое неравнодушие к окружающему миру.

Уметь сострадать и сочувствовать. Помощь больному котенку, покупка продуктов для одинокого соседа, благотворительный взнос позволят ребенку понять, что он в этом мире не один. Честный разговор о сложных жизненных ситуациях и чужой боли помогут научиться ставить себя на место других людей и понимать, как по-разному могут складываться обстоятельства.

Содержать вещи в порядке. Умение организовать школьные принадлежности, аккуратно раскладывать одежду в шкафу, рассортировать свои творческие материалы здорово упрощает быт.

Родители сами могут решить, с какого возраста доверить детям уборку своей территории, но до того, как этот вопрос окончательно положить под детскую ответственность, помощь по дому должна войти в привычку.

Готовить еду. Дети, которые умеют сделать бутерброд и простой салат, легко осваиваются в походах, могут помочь на семейных пикниках да и просто не чувствуют себя беспомощными, если родитель занят или неважно себя чувствует.

Делать зарядку. Здорово, когда спорт с детства – часть жизни. Но если ваш ребенок больше тянется не к секциям и бассейну, а к книгам и моделированию, то даже простая привычка делать по утрам зарядку поможет проснуться, привести мышцы в тонус и быть со спортом если не на дружеской, то хотя бы на приятельской ноге.

Выступать на публике.

Как бы ни противились некоторые родители муштре на детсадовских утренниках, наивные четверостишия про зайчиков и елочку пушистую – это первый опыт публичных выступлений, которые будут практиковаться в школе и институте, а во многих случаях и на работе.

Умению справиться со страхом выступлений психологи посвящают тома книг, мы же можем подбадривать и радоваться сначала стишкам для Деда Мороза, а в школьные годы – помогать продумывать концепцию выступлений и настраивать детей на успех.

Понимать природу денег. Первое представление о деньгах ребенок получит, играя в магазин, но настоящую цену заработанному он узнает не скоро.

Родительская задача – до вступления детей в самостоятельную жизнь обучить их финансовой грамотности. Каждый сам решит, что именно нужно знать: как вести бюджет, оплачивать счета, экономить, откладывать часть дохода или инвестировать его.

Важно, чтобы, начав зарабатывать деньги, дети понимали, как умело ими распоряжаться.

Верить в лучшее. Оптимистам все-таки легче живется, в конце их тоннеля всегда есть свет. Мы не можем повлиять на то, какой темперамент достанется нашим детям, но можем вселять уверенность в загрустивших меланхоликов, настраивать их на лучшее, верить в своих детей и собственным примером демонстрировать позитивное отношение к жизни.

Доводить дело до конца. Упорство и нежелание бросать на полпути то, что не получается – не самое распространенное детское качество. Но его все-таки стоит развивать, ведь в будущем предстоит встретиться с задачами, которые нельзя будет бросить, как недостроенную башню.

Чтобы ребенок учился добиваться поставленной цели, нужно давать ему простые задания и постепенно повышать их сложность. А при возникновении трудностей показывать, как можно просить о помощи, как искать способ решения проблем и доводить начатое до конца.

И обязательно дать прочувствовать удовлетворение от хорошо проделанной и завершенной работы.

Делиться. Сейчас нередко говорят о том, что не стоит заставлять ребенка делиться вещами, если он этого не хочет.

И, в общем, с этим сложно не согласиться, достаточно лишь спроецировать на себя ситуацию, когда нас, взрослых, попросят отдать кому-то вещь, которая нужна самим.

Но все-таки есть большой человеческий смысл в том, чтобы уметь разделить то, что у тебя есть, с другим человеком. Еще Джек Лондон писал, что милосердие – это кость, поделенная с собакой, когда ты голоден не меньше ее.

Заботиться о близких. Видеть, что кому-то необходима забота и участие (живущей одной бабушке, заболевшей тете, другу, сломавшему руку), и просто так предложить свою помощь – очень важно и для дружбы, и для будущей семейной жизни, и для того, чтобы, став родителем самому, уметь безусловно отдавать свою любовь, время и силы детям, не задумываясь о том, что получишь взамен.

Можно ли научить ребенка быть мыслителем? – Развитие ребенка

Кто-то может подумать, что научить ребенка тому, как быть мыслителем, просто невозможно. Существует распространенное убеждение, что человек либо рождается с определенным интеллектом, либо нет. Но это не так! Творческое и критическое мышление – это навыки, а значит, им можно научиться.

Однако существуют некоторые нюансы. Маленькие дети реже проявляют аналитические способности, чем дети старшего возраста. То, насколько хорошо мыслит молодой человек, зависит от того, насколько родители и учителя позволяли ему мыслить самостоятельно.

Школа слишком часто сосредоточена на обучении детей тому, о чем нужно думать, а не тому, как нужно думать. В свою очередь, родители, как правило, аналогичным образом рассказывают детям, о чем им думать.

Но ведь даже с точки зрения обучения надлежащему поведению, инструкцию примут быстрее, если детям дадут возможность обдумать, почему определенные типы поведения являются более предпочтительными по сравнению с другими.

К сожалению, многие школьники обладают плохими навыками мышления. Вот несколько причин, которые помогут объяснить, почему так происходит. Главными факторами являются культурные изменения, такие как отупляющая музыка, телевидение, видеоигры, сайты социальных сетей, текстовые сообщения на мобильном телефоне и так далее.

Мы без проблем рассказываем детям, о чем им следует думать, но затем, когда их мышление искажается, мы не желаем вмешиваться. Многие родители (и даже учителя) считают, что бросить вызов мышлению ребенка, когда оно имеет какие-либо проблемы, плохо.

Они опасаются, что обращение внимания на имеющиеся недостатки может обидеть ребенка и навредить его самооценке.

В реальности же такие дети в конечном итоге сами обнаруживают, что они не настолько способны, как их сверстники, владеющие эффективными навыками мышления, и это как раз и приводит их к низкой самооценке.

Школы и государственные органы также вносят свой вклад в эту проблему. Слишком часто учеников тренируют искать один «правильный ответ». Также существуют государственные стандарты знаний и навыков, которые активно препятствуют детям мыслить нестандартно.

Читайте также:  Последствия инсульта можно устранять музыкой, пением

Многим школьникам не хватает уверенности, чтобы думать самостоятельно, более того, зачастую они боятся даже пробовать. Правда заключается в том, что все ученики являются прирожденными творческими мыслителями, но конформизм и ортодоксальность школы настолько прочно укрепились в их сознании, что это исключает их аналитическое и творческое мышление.

Итак, как же помочь нашим детям и научить их критически мыслить? Существует три простых способа:

1. Ожидайте от них мыслительного процесса. Требуйте от детей защищать свои идеи и ответы на вопросы. Научите их тому, что не достаточно иметь свое мнение или знать «правильный» ответ. Дети (школьники) должны отстаивать свое мнение, понимать, как они пришли к определенному ответу и почему этот ответ является правильным.

2. Моделируйте на примерах. Родители могут показать детям, как нужно критически и творчески размышлять об учебном материале. Даже при подготовке к тесту демонстрируйте детям, как нужно рассматривать альтернативные варианты ответов, а не просто запоминать правильные. Объясняйте, почему некоторые ответы правильные, а некоторые неправильные.

3. Вознаграждайте. Когда ребенок приходит к хорошей мысли, важно обращать внимание и на мысль, и на самого ребенка, придумавшего ее.

Предлагайте детям занятия и всевозможные задания, работа над которыми пробудит их творческое мышление и заставит мыслить критически. И непременно вознаграждайте детей за успешные результаты.

Их аналитический подход будет включаться тогда, когда он ожидается и поощряется.

И помните: ваш ребенок может быть умнее, чем вы можете предположить!

Уильям Клемм, профессор, доктор философии Журнал «Psychology Today»

Оцените публикацию

Рейтинг статьи: 4.80 из 5 на основе 5 оценок.

Как научить детей мыслить системно. Разбор физики за 10 минут

Лето на дворе, каникулы, а я о физике.
Всем очень хочется, наконец, отдохнуть от круглосуточного напряжения, связанного с учебой. Знаете фразу ТОП-1, которую мы слышим на собеседовании от родителей?

«Уроки занимают все свободное время в сутках всей семьи!»

Нам рассказывают, что у бабушек, дедушек, мам и пап – есть своя зона ответственности по урокам.
Кто-то заставляет самого ребенка «вкладывать информацию в голову». Кто-то проверяет вечером после работы «что задержалось в голове». Кто-то готовит доклады, презентации, кто-то зарабатывает на репетиторов, кто-то рисует,… . Всем находится «дело по душе и по силам» в структуре учебного процесса.

  • Вторая фраза в ТОП-3, которую мы слышим на собеседовании: «ему неинтересно учится. Книг не читает, сидит за компьютером целыми днями»
  • Ну и третья фраза в ТОП-3 – «он / она ленятся учиться».
  • Наши тренинг САМ СЕБЕ РЕПЕТИТОР и ЕГЭ НАЛЕГКЕ – учат детей самостоятельно выстраивать в голове структуру материала любого школьного предмета.

Есть дети, которые испытывают трудности при чтении, потому что их глаза не натренированы на работу с текстом. Я уже писала о причинах этого явления в предыдущих статьях. Есть дети, у которых словарный запас в голове – небольшой. Они просто не понимают значения многих слов. Не понимают, соответственно не могут запомнить и не могут рассказать. О том, как работает память, я тоже писала уже в предыдущих статьях. Есть дети, которые не понимают, зачем им надо тратить время на изучение школьных предметов. Ведь они занимаются, например, танцами. И когда вырастут, они тоже будут заниматься танцами и путешествовать. Зачем им изучать математику или физику? Есть еще одна группа детей, которые ведут очень активный образ жизни. Они серьезно занимаются спортом или творчеством. Часто уезжают на соревнования или сборы. Много пропускают занятия. Поскольку в школе изучают материал последовательно, параграф за параграфом, любой пропуск занятий приводит к тому что теряется связь нового материала с информацией, которая уже есть в голове. А если мозг не понимает, куда ему «сложить на хранение» новый материал, он его не запоминает.
Такая же проблема с освоением материала есть и у детей, которые часто болеют и тоже пропускают занятия в школе.

Итак, в прошлой статье «Как научить ребенка учиться» мы разобрали перечень школьных предметов.

Узнали, что уровней знаний бывает несколько.
И что в любом школьном предмете (забегая вперед скажу, что в любой области знаний) можно выделить БСЗ (базовую систему знаний).
В прошлой статье я задавала вопрос – можете ли вы сказать, из каких разделов состоит физика и что изучает каждый раздел?
Ладно вы, можете сказать, что это было давно и вы забыли.

К нам на тренинг пришел ученик 11 класса, который собирается сдавать ЕГЭ по физике. Он занимается с 2-я репетиторами. С одним готовит теорию. Со вторым практику. Он тоже не смог разделить физику на разделы. Главная причина этого – принцип последовательности, который является неопровержимым постулатом школьного образования.

Дети изучают предмет последовательно – параграф за параграфом, тема за темой. И уже через 5 уроков мало кто помнит, что было вначале. Результат такого обучения: в голове каша и огромное количество несвязанных между собой элементов.

А если заглянуть вглубь физики, то можно сказать, что в действительности, физики (в школьном формате) – это простая наука, которая объясняет явления живой и неживой природы.
Она четко структурирована. И если бы вам вначале объяснили эту структуру, то понять и запомнить физику стало бы гораздо проще.
Итак, физика – это предмет, который изучается с 7-го по 11 класс.

Это основной предмет на ЕГЭ после математики при поступлении в технические вузы.
Физика состоит из 5 основных блоков (хотя можно разбить и на девять блоков, но наша задача сейчас – понять механизмы работы памяти на максимально простом примере, поэтому будем использовать 5 блоков).

  • Механика
  • Молекулярная физика и термодинамика
  • Электродинамика
  • Оптика и электромагнитные явления
  • Атомная и ядерная физика, квантовая физика, Специальная теория относительности

Выделить главные блоки в материале – это только первый шаг. Мы просто не задумываемся в обычной жизни, значение скольких слов мы не осознаем.

Знаем примерно, что означает то или иное слово, но объяснить понятными словами, чтобы «даже ребенок понял» — не можем. Вот и дети, не понимают более половины слов в учебниках. Мозг не может хранить в памяти то, что он не понял. Начнем с МЕХАНИКИ:

Механика – это раздел физики, изучающий механическое движение тел и происходящие при этом взаимодействия между ними. Основные разделы механики – кинематика и динамика.

Говоря простым языком, «чтобы понял даже ребенок», речь будет идти о движении тел и о силах.
Кинематика описывает движение тел.
Динамика описывает силы, которые вызывают это движение.
Представлю движение тел и силы в виде шестеренок.

МОЛЕКУЛЯРНАЯ ФИЗИКА – это раздел физики, который изучает физические свойства тел на основе рассмотрения их молекулярного строения, то есть изучает строение вещества, его состояние (газ, жидкость, твердое тело) и т.д.

Какой образ у вас возникает при упоминании фразы «молекулярная физика»? У меня рисунок самой молекулы.

Далее, АТОМНАЯ, ЯДЕРНАЯ И КВАНТОВАЯ ФИЗИКА И СПЕЦИАЛЬНАЯ ТЕОРИЯ ОТНОСИТЕЛЬНОСТИ А.ЭЙНШТЕЙНА.

Эти разделы здесь объединены в один, так как по каждому из них в курсе школьной физики лишь небольшой экскурс. Здесь говорится о строении атома и ядре атома, о радиоактивности и специальной теории относительности.
Первая моя ассоциация – бочка с ядерными отходами.

У каждого из вас может быть любая ассоциация, начиная от ядерной станции и заканчивая лицом Эйнштейна.
Далее, ОПТИКА и ЭЛЕКТРОМАГНИТНЫЕ ЯВЛЕНИЯ.

Оптика – это раздел физики, рассматривающий явления, связанные с распространением электромагнитных волн видимого инфракрасного и ультрафиолетового диапазона спектра.

Проще говоря, оптика описывает свойства света и объясняет связанные с ним явления.
У меня первый образ – это лупа. Через нее можно пропустить свет, сфокусировать его на одной точке и зажечь листок бумаги на солнце. Думаю, что многие из вас проводили этот опыт в детстве. Я точно это делала.
Последний раздел – ЭЛЕКТРОДИНАМИКА.

Электродинамика – раздел физики, изучающий электромагнитное поле в наиболее общем случае и его взаимодействие с телами, имеющими электрический заряд (электромагнитное взаимодействие). Предмет электродинамики включает связь электрических и магнитных явлений, электромагнитное излучение, электрический ток и его взаимодействие с электромагнитным полем.

Если не вдаваться в подробности, то речь идет про электрический ток, электрические и магнитные поля.
Первый образ, который у меня возник – это лампочка
Теперь у вас в голове есть, хоть и смутное, но все-таки представление о всех разделах физики.
Возможно, оно неверное, но все же – это обзорное представление о предмете.

Следующий шаг – запомнить все это.

Как запоминать, я напишу в следующей статье, во вторник. Лето – самое подходящее время научиться этому навыку, чтобы потом во время учебного года – меньше времени тратить на приготовление уроков, не зависеть от качества преподавания предмета в школе, не терять качество знаний, если возникнет потребность пропустить занятия.

Поверьте, у ребят, которые за 12 дней освоили целый учебник, разобрали незнакомые слова и определения. Не просто освоили, а еще и рассказали его в формате интересного рассказа – обязательно появится интерес к учебе.

Сделайте первый шаг, чтобы пробудить интерес к учебе у своих детей – запишите их на собеседование по телефону 7(347) 266-87-83

или оставьте заявку на сайте ufa-turboread.ru

1 июня стартует группа детей 6-8 кл. Будут осваивать обществоведение.
Присоединяйтесь!

Еще больше вы сможете узнать в нашей группе во ВКонтакте — http://vk.com/ufa_turboread

НАПОМИНАЮ! Для тех, кто пройдет собеседование до 31 мая — СКИДКА — 1 тысяча рублей на любой тренинг. Антропова Гюльнара, руководитель школы скорочтения по методике Шамиля Ахмадуллина в Уфе

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *