Ученые доказали, что классическая музыка положительно влияет на организм человека.
Прослушивание бессмертных произведений великих композиторов с детства, помогает развиваться ребенку в интеллектуальном плане, обладать большей стрессоустойчивостью и восприимчивостью к наукам.
Особенно рекомендуются к прослушиванию произведения Моцарта. Они действуют на человеческий организм следующим образом:
- Стимулируют работу головного мозга перед экзаменами и любыми другими серьезными испытаниями;
- Развивают стремление к самосовершенствованию и волю к победе;
- Особенно заметно влияние музыки Моцарта на людей, занимающихся умственным трудом или тех, кто выбрал полем своей деятельности творчество.
Был проведен эксперимент, в ходе которого куриное яйцо положили перед колонками на концерте металлической музыки. Визжащие и лязгающие звуки, которые издавались, заставили свернуться белок, он стал похож на вареный. Отличие было лишь в том, что этот белок стал вязким и тягучим, похожим на мед.
Кроме того, рост и развитие растений останавливается в том случае, если рядом с ними включать тяжелый металл или рок. В конечном итоге, растение гибнет.
Рядом с аквариумом, в котором плавали рыбки, включили тяжелый рок и направили светомузыку в сторону живых существ. Через десять часов больше 50% рыбок погибло.
Известно, что подростки, которые продолжительное время пребывают на дискотеке или концерте, где в музыке преобладают тяжелый рок и металл, по психологическому состоянию близки к гипнотическому трансу.
Обратное действие оказывает как современная классическая музыка, так и старинные произведения известных композиторов.
Классическая музыка для здоровья
Совсем недавно стало ясно, что классическая музыка, слушать которую стало не модно, оказывает положительный эффект при лечении многих заболеваний. Она не заменяет лекарства, но хорошо снимает негативное напряжение и нормализует биоритмы органов человека.
Моцарт
Произведения этого композитора несут в себе максимум позитивной энергии, потому что в них преобладают мажорные ноты. Они помогают при головных болях, мобилизуют мозговую активность и формируют четкость мыслей. Особенно часто включают музыку Моцарта тем, кто страдает онкологическими заболеваниями.
Известен случай, когда экспериментально повышали надои у коров с помощью прокручивания им композиций Моцарта.
Мендельсон
Недаром под «Свадебный марш Мендельсона» проходит одно из самых значимых событий в жизни каждого человека – свадьба. Его произведения способны вселять веру в себя, повышать самооценку и помогать избавиться от неуверенности. «Весенняя песня» лечит от головной боли, а «Свадебный марш» нормализует сердечную активность и артериальное давление.
Штраус
Его произведения классической музыки онлайн и в записи слушали многие поколения людей.
Талант этого композитора вылился в красивые вальсы и пронзительно-нежные произведения, которые способны настроить любого человека на лирический лад, дать ему покой и удовлетворение.
И действительно, тем, кто страдает мигренями, головными болями и нервными срывами, рекомендуется слушать музыку Штрауса.
Бетховен
Стоит только вспомнить этого композитора и на ум приходит «Лунная соната». Что может быть прекрасней этих нежных, обволакивающих звуков? Только пение птиц или шелест листвы в удивительную лунную летнюю ночь.
Каждое произведение Бетховена, «Лунная соната» или «К Элизе» — это наполненная смыслом музыкальная поэма о жизни и чувствах человека, способного рассказать о своих переживаниях посредством звуков.
Тем, кто находится в постоянном эмоциональном напряжении или подвержен депрессиям, стоит послушать бессмертные шедевры великого композитора.
Бах
Музыка Баха (особенно органные пьесы) оказывают удивительный стимулирующий эффект на развитие логического мышления, памяти и концентрацию внимания. Его музыку рекомендуется слушать тем, кто не любит к точные наукам. Она помогает человеку развивать талант к математике, физике, химии.
Бессмертные произведения Вивальди, Чайковского, Грига, Шопена, Шуберта и многих других композиторов – это залог духовного здоровья и физического самочувствия человека.
Кто из нас не слушал музыку в тяжелые моменты своей жизни? Мало кто. Учеными доказано, что прослушивание классических произведений действует на нервную систему человека наравне с антидепрессантами и успокоительными средствами. Плюсом здесь является и то, что в отличие от лекарств, музыка не вызывает побочных эффектов и отравления организма.
Пятнадцать минут прослушивания классического произведения по ценности равняются одному часу пребывания на свежем воздухе
Утром прослушайте веселые, легкие звуки классических мелодий. В обеденный перерыв – бодрящие марши. На вечер желательно оставить спокойные, лирические произведения, слушая которые вы с благодарностью вспомните прошедший день и с нетерпением ожидать следующий. Она поможет спокойно засыпать и крепко спать тем, кто страдает бессонницей.
Важно подбирать композиции в соответствии с внутренним настроем и состоянием здоровья. Если вы хотите успокоиться и обдумать важную проблему, это должна быть спокойная, умиротворяющая мелодия.
Если же цель — взбодриться или настроиться на воинственный лад (в хорошем смысле этого слова), выбирайте Баха или «всемогущего» Моцарта. Если вы включили композицию и чувствуете дискомфорт, не принуждайте себя, выберите другую или выключите музыку.
Иначе вместо положительного эффекта вы получите противоположный – отрицательный. Это может окончательно испортить настроение и заставит надолго отказаться от музыки вообще.
Рекомендации, которые даются к прослушиванию классической музыки, распространяются и на фольклорные произведения. Или те, которые написаны на их основе. От национальной принадлежности людей во многом зависит восприятие музыкальных произведений.
Допустим, японцу сложно оценить произведения Моцарта или Баха. А для европейца традиционная музыка японского народа с мурлыкающими звуками и пронзительными нотками – не всегда приятна для слуха.
Поэтому музыкотерапевты рекомендуют к прослушиванию классическую и фольклорную музыку, созданную композиторами той народности, к которой вы принадлежите. Для общего развития полезно, конечно же, прослушивать и другие произведения, но не стоит ими увлекаться.
Этнические мотивы способны очистить организм человека и окружающее пространство от негатива и скверны, дать силы жить и трудиться, насытить позитивной энергетикой биополе и активизировать жизненно важные центры.
Музыкальные инструменты и их влияние на организм
Начиная разговор о музыкальных инструментах, нужно отметить, что речь идет об исполнении на них классической музыки.
- Пианино или рояль. Люди, которые любят и умеют играть на этих инструментах, отличаются устойчивой психикой. Установлено, что клавишные инструменты способны положительно влиять на работу почек, щитовидной железы и мочеполовой системы.
- Виолончель, скрипка, арфа (струнные инструменты). При звуках этих инструментов стабилизируется работа сердечно-сосудистой системы, и нормализуется давление.
- Труба, контрабас, флейта. Люди, которые играют на духовых инструментах, отличаются тем, что редко болеют заболеваниями бронхо-легочной системы. Кроме того, кровеносные сосуды организма не засоряются холестериновыми бляшками и пребывают в тонусе.
- Барабаны, тарелки, ксилофон. Оказывают благотворное воздействие на работу сердца, сосудов, печени и почек.
Как классическая музыка влияет на детей
Врачи рекомендуют начинать прослушивание классической музыки, начиная с периода, когда малыш находится в утробе мамы. Список композиторов, которые рекомендованы педиатрами обширен. Среди них следующие:
- Моцарт;
- Вивальди;
- Штраус;
- Шопен и другие.
Главное, чтобы в музыке присутствовали мажорные ноты, и маме тоже было приятно ее слушать. Выбирайте произведения, руководствуясь собственным настроением и реакцией малыша на музыку.
Рекомендации к прослушиванию музыки детьми
Главная задача музыкотерапии – помочь человеку и не навредить душевному состоянию. Поэтому существует несколько рекомендаций, которые желательно принять к сведению:
- Динамики, из которых звучит музыка, должны находиться от ребенка на расстоянии метра (как минимум);
- Звук не должен быть слишком громким или чересчур тихим. Изберите приемлемую для вас и малыша громкость;
- Если вы включаете классическую музыку с утра, перед дневным и вечерним сном ребенка по полчаса, этого вполне достаточно. Хорошо, когда ребенок засыпает под нежные мелодии композиторов-классиков.
Не всегда получается включить детям классическую музыку тогда, когда нужно, поэтому слушайте в то время, когда есть возможность.
Замечательно, если во время приема пищи или игр классическая музыка звучит, как фон. Меняйте композиции по мере того, как малышу они надоедают.
О необходимости создания целой науки – музыкотерапии, спорят ученые всего мира. Выводы и постулаты этого учения спорные. На каждого человека одно и то же классическое произведение может оказывать противоположный эффект. Результаты исследовательской деятельности музыкотерапевтов – это сбор статистических данных о влиянии музыки на людей.
Как на взрослого человека, так и на малыша, классическая музыка будет оказывать свое положительное влияние только в том случае, если он действительно хочет ее слушать. К тому же, выбор мелодий напрямую зависит от темперамента самого малыша. Лучше всего, если мама и ребенок выбирают подходящее произведение вместе.
Потом с помощью музыки вы сможете даже корректировать настроение и эмоциональное состояние вашего ребенка.
Прилив сил: Как музыка влияет на наш мозг
Люди — далеко не единственные существа на планете, способные издавать мелодии, но только мы можем так сильно наслаждаться и вдохновляться ими (хотя у животных тоже есть к этому предпосылки). Но почему музыка играет такую важную роль в нашей жизни? Как именно мы воспринимаем её и как ведёт себя при этом наш мозг? Собрали десять фактов, которые помогут в этом разобраться.
Учёные задались вопросом, в каком возрасте мы начинаем слышать музыку — не как набор отдельных звуков, а как мелодию. Для этого они провели эксперимент: измерили, как мозг новорождённых реагирует на мелодии, использовав в том числе отрывки с нарушенным ритмом.
Выяснилось, что дети реагируют на эту «поломку», — это было видно по изменениям активности мозга. Исследование было небольшим, но оно позволяет предположить, что способность понимать ритм мелодии есть у нас с рождения. К тому же в утробе зародыш может слышать различные ритмы — например, сердцебиение матери.
Также младенцы могут различать длительность и высоту звуков, что тоже помогает воспринимать мелодии.
Логично, что многие задаются вопросом, какую музыку стоит ставить детям, — самая популярная версия гласит, что классическую. Есть даже так называемый эффект Моцарта — гипотеза, которая гласит, что прослушивание музыки этого композитора повышает IQ.
В 1993 году учёные провели следующий эксперимент. Студентов поделили на три группы: первой дали послушать произведения Моцарта, второй — инструкции по релаксации, а третью оставили в тишине.
После этого участникам дали тест на пространственное мышление — выяснилось, что результаты улучшались только у тех студентов, которые слушали Моцарта.
Что же не так с этим экспериментом? Как это часто бывает, проблема в массовой интерпретации: IQ повышался лишь на десять минут, а долговременных изменений не было.
Позже выяснилось, что результаты теста улучшаются, если человеку поставить любую мелодию, которая ему нравится (будь то Моцарт, Шуберт или даже зачитанное вслух произведение Стивена Кинга).
Любимая музыка активизирует центральную нервную систему, поднимает настроение и бодрит — и именно поэтому тесты получается решать лучше.
Итак, умнее нас музыка не сделает. Но как-то же она должна влиять на наше мышление? В одном исследовании приняли участие разработчики — работники достаточно творческой специальности.
На протяжении нескольких недель они то слушали музыку во время работы, то работали в тишине.
Через пять недель выяснилось, что, работая под музыку, люди были более продуктивны и пришли к большему количеству креативных решений.
Другие учёные выяснили, что быть креативными нам скорее помогает «счастливая» музыка — то есть та, где больше мажорных и торжественных нот. Кроме того, здесь может играть роль тот же механизм, что и при эффекте Моцарта: повышение настроения стимулирует креативность.
У привычки слушать музыку, чтобы отвлечься, есть научное объяснение: она действительно может снижать стресс и регулировать настроение. Одна из возможных причин этого процесса — песни повышают самооценку и уверенность в себе.
Есть и другое объяснение — биологическое.
Доказано, что прослушивание музыки снижает уровень кортизола — гормона, который выделяется при переживании тяжёлых и стрессовых ситуаций (не важно, идёт речь о классической музыке или поп-песнях).
Прослушивание музыки также может помогать снижать давление, пульс и расслабляться. Этот факт, например, используют, чтобы снизить волнение пациентов перед операцией.
Многие люди во время занятий спортом слушают музыку — и правильно делают. Исследования показали, что она усиливает выносливость и работоспособность во время тренировок.
Одна из причин, по которой музыка эффективна, — она отвлекает нас от усталости.
При этом подкасты и аудиокниги выполняют ту же функцию, но меньше помогают облегчить тренировки — так что дело не только в том, чтобы отвлечь внимание от нагрузки.
Музыка, особенно быстрая (в пределах 125–140 BPM), повышает настроение и мотивацию для занятий спортом. Многие спортсмены перед серьёзными стартами слушают музыку «для правильного настроя» и говорят, что это помогает им зарядиться уверенностью и сосредоточиться. К тому же ритмические особенности музыки помогают не сбавлять темп при нагрузках аэробного типа — скажем, беге.
Считается, что по предпочтениям в музыке можно предсказать черты характера человека и что любители определённых жанров часто схожи между собой.
Учёные провели тестирование среди более тысячи подростков, чтобы определить главные характеристики их личности — так называемую big five, или большую пятёрку (сюда относят экстраверсию, доброжелательность, эмоциональную стабильность, сознательность и открытость опыту).
Затем эти черты сопоставили с их музыкальными вкусами.
Выяснилось, что, например, у подростков, предпочитающих рок, низкие показатели по шкале сознательности и высокие по открытости к опыту, а те, кто предпочитают поп и танцевальную музыку, в большей степени экстравертны и доброжелательны. Но, конечно, не стоит говорить, что мы любим рок или хип-хоп из-за определённого характера — на это влияет ещё множество факторов.
Спорить с тем, что человечество любит слушать музыку, сложно. Нас выдаёт даже наш мозг: при её прослушивании активируются центры, связанные с системой наслаждения и вознаграждения. Они же приходят в действие, например, во время приёма пищи и секса — но при этом музыка, в отличие от пищи и размножения, для выживания человечеству не нужна. Возникает вопрос: с чем же связано удовольствие?
Есть теория, согласно которой нам нравится предсказывать возможные повороты мелодий. Люди вообще склонны пытаться предсказывать будущее, и музыка — отличный материал для этого. Слушая музыку, мы строим догадки, какая нота прозвучит дальше и как будет меняться ритм. Если мы угадали, в мозге активируется система вознаграждения и мы испытываем положительные эмоции.
Часто можно услышать, что какие-то исполнители вживую звучат лучше — но это не всегда связано только с качеством выступлений. Одна из причин, по которым нам нравится ходить на концерты, кроется в зеркальной системе мозга.
Она включает в себя нейроны, которые активируются, когда мы переживаем определённую эмоцию, а также когда мы видим человека, который испытывает её. Например, отвращение и наблюдение за кем-то другим, кто испытывает его же, активирует островковую кору.
А чувство боли и наблюдение за страданием другого — поясную извилину.
На живых выступлениях музыканта именно это и происходит: мы видим, какие эмоции исполнитель вкладывает в песню, и начинаем испытывать их же. Кроме того, на концерте может сработать эмоциональное заражение — механизм, с помощью которого настроение передаётся людям вокруг. Стоя в толпе, легче начать радоваться или переживать из-за звуков музыки, чем слушая запись в одиночестве.
Далеко не все люди получают одинаковое удовольствие от музыки. Начнём с того, что существует заболевание амузия, проявляется оно в неспособности понимать и исполнять мелодии.
Чаще всего у людей с этой особенностью поражены некоторые отделы височных долей мозга или проводящие пути. Сталкиваются люди с ней нередко — по разным данным, от 1,5 до 4 % населения имеют врождённую амузию.
Кроме этого, она может возникнуть после инсультов и других нарушений работы мозга.
Разумеется, не у всех, кто не любит слушать музыку, есть заболевание — часто человек просто не получает удовольствия. Это может быть связано и с особенностью мозга: у таких людей он реагирует на мелодии слабее, чем у тех, кто любит слушать музыку.
Существует даже музыкотерапия — когда врачи используют музыку в качестве лечебного средства. Когда мы слушаем мелодии, происходит релаксация вегетативной нервной системы — это приводит к снижению давления и пульса, мышечного напряжения и поглощения кислорода. Благодаря этому снижается уровень тревожности, а также меньше ощущается боль.
Но это ещё не всё. Музыка может влиять на иммунитет: в одном эксперименте детям, находившимся в больнице, давали слушать мелодии, чтобы выяснить, улучшится ли у них настроение. Оно улучшилось — а вместе с этим возросло содержание иммуноглобулина в слюне. Правда, важно заметить, что исследований в этом направлении пока недостаточно, чтобы делать далеко идущие выводы.
ФОТОГРАФИИ: New Africa — stock.adobe.com (1, 2), Nitiphol — stock.adobe.com
Снимите стресс и напряжение вместе с мощными медитациями для успокоения нервной системы
Побороть апатичное состояние, высокий уровень стресса и внутреннюю слабость поможет медитация «исцеления нервной системы и психики». Систематические медитации помогут восстановить эмоциональное состояние, избавят от депрессии, вернут уверенность в своих силах и доверие.
Влияние практики на нервную систему
Находясь в таком состоянии, человек постоянно испытывает тревогу, чувство собственной беспомощности. Переживая это, люди не видят собственной ответственности за происходящее и не стремятся приложить усилия для исправления ситуации. Всю вину они возлагают на внешние обстоятельства или окружающих людей.
При некорректной работе нервной системы, людей мучают неврозы, депрессия, непреходящая усталость. Это вызывает нарушение работы сердечно-сосудистой системы и аутоиммунные заболевания. Для устранения этих недугов рекомендованы медитативные практики, которые способствуют устранению бессонницы, восстанавливают эмоциональный фон, снимают физическое напряжение.
Польза от практики медитации для снятия стресса и глубокого расслабления:
- восстановление ритма сердцебиения, нормализация артериального давления;
- кровь получает больше кислорода за счет специальной дыхательной техники;
- гормоны стресса в меньшем объеме попадают в организм, что положительно сказывается на работе нервной системы.
Три техники выполнения
Медитация не требует особого оснащения или усилий сосредоточения. Как правило, ее выполняют сидя, прикрыв глаза.
Дыхательная гимнастика
- Подготовьте место для практики.
- Займите комфортное положение, закройте глаза.
- Следите за каждым вдохом и выдохом, стараясь, чтобы они были плавные и глубокие.
- Расслабьте все мышцы тела.
- Когда уйдут все неприятные эмоции, медленно вдохните полной грудью и откройте глаза.
Завершив медитацию, не совершайте резких движений. Позвольте себе вливаться в текущие дела размеренно. Медитативная практика хороша для начинающих, так как она проста в исполнении, позволяет вернуть чувство умиротворения и гармонии. Функции дыхательной системы приходят в норму, что положительно влияет на работу мозга.
Аудиозаписи
Хорошим решением для тех, кто только пришел к практике будут аудиомедитации. Все что вам понадобится, это любое устройство, способное воспроизвести запись.
Вы можете практиковать в транспорте, гуляя по парку, на работе или учебе, лежа в ванной. В общественном месте можно слушать записи в наушниках.
Если они сопровождаются указаниями диктора к каким либо действиям, лучше делать это дома, чтобы не нарушать структуру практики.
- Успокаивающая медитация:
- Успокоение нервов за 8 минут:
Визуализация
Техника выполнения:
Легендарный курс по медитации без оплаты
Рекомендуем! Самый популярный курс по медитации для начинающих на русском языке. Более 100 тыс человек уже научились медитировать. Попробуйте сами. Подробнее.
- Подготовьте помещение для практики.
- Расположите тело в удобной позиции.
- Расслабьте тело, сосредоточьтесь на дыхании.
- Четко визуализируйте то, к чему вы искренне стремитесь.
- Разрешите эмоциям радости, счастья, спокойствия вами завладеть.
- Завершая практику, вдохните полной грудью, откройте глаза.
Практикуя медитацию визуализации, постарайтесь увидеть не абстрактный образ, а реальную картину, к которой вы искренне стремитесь. Для того, чтобы достичь гармонии, представьте место, где вам хорошо и спокойно: морское побережье, вершины гор, лесная поляна. Ваше место должно быть уединенным, отстраненным от суеты и людей.
Глубокое расслабление перед сном
Попробуйте эту несложную технику, которая позволяет войти в чертоги парасимпатической нервной системы:
Базовые уроки медитации, меняющие жизнь к лучшему
Начните проходить базовый курс медитации, чтобы изменить жизнь к лучшему. Этот метод работает на 100%.
Видео и музыка
- Для снятия стресса и тревоги:
- Вы можете слушать и выполнять эту практику:
- Лечение нервов:
В ритме продуктивности: как музыкальный вкус влияет на успех в работе
Фото Getty Images Совмещать музыку и работу можно достаточно эффективно, если выбрать подходящий жанр и правильные композиции. Александр Казаков, основатель музыкальной онлайн-школы EDROOM, рассказал, как музыка влияет на продуктивность
С недавних пор музыка стала активно проникать в рабочую среду. По данным BBC, около половины британцев, опрошенных в 2019 году, признались, что регулярно прослушивают музыкальные композиции во время работы. Более того, в 2 случаях из 5 они также подтверждали, что музыка им помогает больше успевать. Что же стоит за музыкальным вкусом? И как именно он увеличивает работоспособность?
Впервые музыка появляется в жизни человека еще в детстве, поэтому важную роль в формировании вкуса играет воспитание. Марицуз Козак считает, что «музыка, которую мы слушаем в раннем детстве сохраняется в виде некой системы мелодий». Если впоследствии мы слышим мелодию с похожим звучанием, то она чаще вызывает приятные впечатления.
Наибольшую роль в выборе музыкальных предпочтений, по мнению американского социолога Герри Винстра, играет социальное расслоение общества.
Он провел около 1500 телефонных опросов в Ванкувере и Торонто, выявил, что «люди с низким уровнем дохода чаще слушают кантри, диско, рэп». Богатые отдают предпочтение джазу, регги, опере и даже поп-музыке.
Отчасти это может быть связано с тем, что жанры для малоимущих развивались более стихийно.
Также, в Германии существует концепт «ключевого момента». Он заключается в том, что в какие-то конкретные моменты наши музыкальные предпочтения могут кардинально меняться под воздействием обстоятельств.
Например, под воздействием саундтрека к «Звездным войнам» многие люди начали гораздо больше слушать композиции из фильмов и симфоническую музыку. Психологи отмечают, что воздействию ключевого момента в большей степени подвержена молодежь.
Это связано с общей тенденцией к новаторству среди молодых людей в отличие от старшего поколения, а также с не очень устоявшейся системой мировосприятия и большей восприимчивостью у первых.
Американские ученые проследили связь между типом прослушиваемой музыки и характером человека.
В процессе наблюдения было отмечено, что экстравертные личности чаще слушают джаз и поп музыку и реже — рок, поскольку он меньше подходит для установления социальных контактов.
Рок и инди слушают интровертивные люди с высокой креативностью, но низкой самооценкой. Те интроверты, у кого самооценка повыше, предпочитают классику.
Жанр прослушиваемой музыки зависит и от психотипов. К примеру, плейлист сангвиников очень разнообразен и не привязан к конкретной музыке, которая зачастую совсем не похожа друг на друга. Они открыты ко всему новому и необычному. Холерики чаще выбирают агрессивные жанры, такие, как альтернативный и тяжелый рок.
Также они предпочитают электронную музыку звукам природы. Флегматики привыкают к конкретному музыкальному жанру и не меняют его по жизни. Они чаще выбирают звуки природы и используют музыку в качестве фона в оживленных местах. Меланхолики выбирают музыку по настроению, а оно у них крайне не стабильно.
Такие люди чаще углубляются в классику, а в моменты раздрая слушают мелодичный рок и готические композиции.
Согласно исследованию Университета штата Иллинойс, музыка повышает продуктивность любого вида работы на 6,3%.
Помимо этого, как показало исследование Лауры Феррери, когнитивного психолога Лионского университета, когда человек слушает любимую музыку, в его организме вырабатывается больше дофамина.
Именно этот гормон является ключевым в достижении успеха, поскольку он влияет на память, мотивацию, внимание, креативность и настроение.
В то же время, другое исследование показало, что с помощью музыки уменьшается концентрация гормона стресса — кортизола, что препятствует возникновению стрессов и нервного напряжения. А те люди, которые перед сном посвящают 45 минут классической музыке, спят крепче и просыпаются легче и бодрее.
Вдобавок, согласно этому исследованию, многим в работе помогает игра на музыкальных инструментах. После музицирования у людей появляются новые силы, чтобы идти продолжать делать то, чем они занимаются.
Возможно, поэтому игра на музыкальных инструментах набирает все большую популярность у топ-менеджеров и предпринимателей.
Музицирование вечером, крепкий ночной сон и бодрое пробуждение с утра — залог успешной и продуктивной работы днем. Но какую конкретно музыку слушать, чтобы всегда оставаться в ресурсе?
Прослушивание подходящей музыки само по себе уже приносит пользу процессу работы. Те люди, которые слушали любимые песни в процессе выполнения заданий, проделывали все быстрее и продуктивнее, чем те, кто занимался без этого. Такие результаты были получены Терезой Лесьюк, доцентом кафедры Музыкальной терапии университета Майами, в ходе исследования.
Однако решающим все-таки является конкретный тип прослушиваемой музыкальной композиции. Одним из наиболее продуктивных типов является классическая музыка.
По данным университета Мэриленда, 7 из 8 радиологов обнаружили, что «музыка эпохи барокко повышает настроение и концентрацию внимания во время работы».
Так, для первичного прослушивания отличный вариант — «Времена года» Вивальди в ускоренном темпе.
Также продуктивность повышает народная, эпическая музыка. Например, если вы устали, то, послушав такие композиции, взбодритесь и будете снова готовы сворачивать горы.
Чтобы успокоиться и сконцентрироваться на процессе, хорошо подойдет прослушивание звуков природы, например, шелеста листьев или шума воды. На удивление, идеальны для повышения продуктивности саундтреки из видеоигр.
Они пишутся таким образом, чтобы играть на заднем плане без привлечения внимания и одновременно помогать сосредоточиться.
Не только музыка, но и игра на музыкальных инструментах способствует работе, независимо от профессии и образования.
Все дело в эффекте Моцарта, который заключается в активизации мозга во время прослушивания музыки, а также к увеличению его производительности при выполнении трудоемких задач. Но этот эффект — не единственный плюс музицирования.
Игра на инструменте тренирует дисциплину, самообладание и концентрацию. Музыка помогает подключить почти все области мозга к процессу и сфокусироваться на одной задаче. Последнее особенно важно для предпринимателей.
Учёные доказали: музыка меняет настроение и влияет на скорость работы мозга
Способность воспринимать, производить и наслаждаться музыкой — типичная человеческая черта. На разных континентах, от раннего детства до старшего возраста, люди, группы и общества слушают и играют музыку, которая вызывает эмоции, удовольствие, снимает стресс и способствует благополучию. Музыка может изменить деятельность во всех структурах мозга, связанных с эмоциями.
Правда, далеко не все учёные так думают.
Все еще весьма распространено мнение, что вызванный музыкой психологический процесс является просто эстетическим феноменом и, таким образом, не очень подходит для изучения поведения человека в реальном мире.
Это понятие настолько ошибочно, что причиняет боль… — говорят те, кто изучает воздействие музыки на человека и уже получил достоверные данные об эффективности музыкальной терапии.
Неужели наше понимание человеческого мозга остается неполным без правильного понимания того, как мозг обрабатывает музыку?
В большинстве музыкальных традиций двумя фундаментальными структурными принципами музыки являются:
- ритм — такт, основа метра и ритма
- масштаб — организация нескольких классов основного тона в порядке возрастания или убывания.
Способность гибко синхронизировать движения (в том числе вокализации) в группе с внешним импульсом (тактом) уникальна для человека. Эта способность является простейшей когнитивной функцией, которая отделяет нас от животных.
Музыка может вызывать изменения во всех пяти подсистемах (или компонентах) эмоций:
- Удовольствие или неудовольствие (когнитивная составляющая)
- Сильное желание действовать, например, присоединиться к танцам или принять участие (мотивационный компонент) в чем-либо
- Изменение периферической физиологической активности, связанной с расслаблением или возбуждением (физиологический компонент)
- Выражение эмоций, например выражение лица на эмоциях во время создания музыки или во время прослушивания музыки (компонент выражения)
- Вызов чувств радости, смелости, ностальгии, миролюбия, грусти, удивления, напряжение и т. д. (субъективная составляющая чувств).
Музыка может изменить активность практически во всех структурах мозга, связанных с эмоциями. Интересно, что при прослушивании классической музыки в концертном зале, мотивирующий и экспрессивный компоненты задействованы минимально. Тем не менее, другие культурные практики, такие как танцы и совместное пение под музыку в танцевальном клубе или на рок-концерте, могут мощно удовлетворить потребность испытать социальную связь и выразить социальную принадлежность, ясно выразить свои эмоции.
Это делает музыку очень ценным инструментом для исследования эмоций. Фактически, учитывая повсеместное распространение музыки в разных культурах и, скорее всего, в истории человечества, наше понимание эмоций останется неполным без должного понимания эмоций, вызванных музыкой.
Нейронные корреляты
В метаанализе функциональных нейровизуальных исследований музыки и эмоций, опубликованных в 2014 году (Koelsch, 2014), сообщалось об изменениях активности многочисленных структур мозга, которые, как известно, играют решающую роль в эмоциях (Рисунки 1A-1C).
Опубликованные исследования функциональных нейровизуализаций подтверждают выводы о том, что вызванные музыкой эмоции изменяют активность в различных частях мозга.
Например, самые первые стадии слуховой обработки в стволе мозга, кохлеарном и вестибулярном ядрах, проецируются в ретикулярную формацию (способствуя возбуждению или успокаивающему эффекту Музыки).
Нижний колликулус кодирует созвучие и диссонанс (а также слуховые сигналы, вызывающие страх или чувство безопасности), и это кодирование связано с предпочтением согласной, а не диссонирующей музыки.
- указывают на кластеры изменений активности в области формирования переднего гиппокампа, миндалины
- показывают скопления в орбитофронтальной коре (OFC), медиодорсальном таламусе (MD), преддополнительной моторной области (SMA) и ростральной зоне поясной извилины (RCZ)
- показывает кластеры в правом вентральном стриатуме и левом хвостатом ядре
- иллюстрирует четыре аффектные системы в соответствии с теорией квартетов (Koelsch et al., 2015): системы, ориентированные на мозг (оранжевый), центры, ориентированные на промежуточный мозг (зеленый), центр на гиппокампе (синий) и орбитофронт (красный).
1-D «Квартетная теория человеческих эмоций». Изображения показаны в соответствии с неврологическим соглашением, а координаты относятся к пространству Talairach.
Таким образом, музыка с одной стороны, ценный инструмент для исследования нейронных коррелятов эмоций; с другой, это открывает новые возможности для использования музыки в терапии психиатрических и неврологических расстройств и заболеваний, связанных с дисфункцией в этих системах.
Например, обнаружение того, что музыка может изменять активность в переднем гиппокампе, дает основание исследовать влияние музыкальных вмешательств на функциональные и пластические изменения в этой структуре мозга у пациентов с болезнью Альцгеймера, депрессией, посттравматическим стрессом, расстройствами и хронические заболеваниями иммунной системы, такие как болезнь Крона.
Недавние метаанализы показывают положительные эффекты музыкальной терапии у пациентов с депрессией (Aalbers et al., 2017) и пациентов с деменцией (Fusar-Poli et al., 2017), но существует и острая необходимость в рандомизированных контролируемых исследованиях, подтверждающих эти отчеты.
Роль слуховой коры в эмоциях
Строение уха
Важно отметить, что различия в активности слуховой коры, связанные с разными эмоциями, имеют не просто с акустические различия. Например, между музыкой, звучащей счастливо и грустно: несколько недавних исследований показывают, что слуховая кора играет гораздо более важную роль в эмоциях, чем считалось ранее, за пределами традиционного представления о том, что сенсорные коры имеют просто перцептивные функции.
Ученые предположили, что слуховая кора содержит области, которые вызывают радость или страх при обработке музыки. Оказалось, что слуховая кора непосредственно стимулирует и модулирует разные эмоциональные процессы в ответ на звучание музыки.
Это позволяет предположить, что слуховая ассоциативная кора не только обрабатывает информацию об объектах и реальной действительности, но также влияет на эмоциональные процессы в зависимости от входного восприятия.
Функциональная связь между слуховой корой и прилежащим ядром снижается у людей с «специфической музыкальной ангедонией (утратой способности получать удовольствие)», тогда как люди со средней или большей, чем в среднем, чувствительностью, показывают лучшую связь между этими структурами.
Роль гиппокампа в эмоциях
Большинство исследований гиппокампа исследовали его роль в когнитивных функциях, таких как память, навигация и исследование (что привело к Нобелевской премии в 2014 году, присуждаемой Джону О'Кифу, Мэй-Бритт Мозер и Эдварду И. Мозеру).
Примечательно, что нейробиологические исследования эмоций с музыкой показывают, что (передний) гиппокамп также играет решающую роль в эмоциях человека.
Это стало очевидным в значительной части исследований музыки, сообщающих об изменениях активности в переднем формировании гиппокампа: самые большие кластеры в мета-анализе эмоций, вызванных музыкой (Koelsch, 2014), были расположены в переднем образовании гиппокампа.
Активация гиппокампа музыкой может быть связана с необычайной способностью музыки задействовать социальные функции, связанные с социальной привязанностью и социальными связями.
Музыка и социальные связи
Все больше свидетельств также показывает нам, что музыка является мощным стимулятором социальных связей. Например, синхронизация движений в такт с другими людьми имеет социальные последствия, такие как повышение доверия и сотрудничества (Tarr et al., 2014) и связана с положительными эмоциями (Trost et al., 2017).
Влияние музыки на сознательное познание и неосознанный разум
Хорошо известно, что сознательно управляемая мысль может модулировать и регулировать эмоции (важный краеугольный камень клинической психологии). Как эмоции влияют на мысль, с другой стороны, изучено недостаточно. Поэтому интересным событием стало то, что в последние годы в нескольких исследованиях началось изучение влияния эмоций, вызванных музыкой, на познание мира, на процессы оценки, риска или «блуждания ума».
Поведенческое исследование Schulreich et al. (2014) предполагает, что вызванные музыкой эмоции определяют вероятность рискованного выбора. В этом исследовании участники выбирали более рискованные лотереи значительно чаще после прослушивания музыки с приятным звучанием по сравнению с грустно звучащей музыкой или случайными тонами.
Музыка с приятным звучанием способна остановить «странствующий ум».
Последние данные имеют особую клиническую значимость, потому что повторяющиеся спонтанные мысли с отрицательным содержанием являются серьезной проблемой у людей с такими психологическими расстройствами, как депрессия.
Даже у здоровых людей «странствующий ум» часто ассоциируется с негативным содержанием мыслей, поэтому люди часто несчастны. Использование музыки, чтобы вызвать эмоции и настроения, влияющие на мысли имеют огромный потенциал для здоровья и благополучия.
С другой стороны, исследования по этой теме (такие как работы Эмили Карлсон и Суви Саарикаллио) также могут дать нам информацию о нездоровых способах использования музыки для регуляции настроения, например, когда музыка вызывает размышления.
В будущих исследованиях по этой теме следует учитывать, что важно проводить различие между сознательно контролируемой мыслью (то есть сознательной мыслью с осознанием контроля над мыслями) и мыслью «подсознания» (без осознания контроля над мыслями).
Что касается нейронных коррелятов, мы описали в нашей теории квартетов (Koelsch et al., 2015), что аффект-орбитофронтально-центрированная система (см. Красный цвет на рис. 1D) представляет собой систему, характеризующуюся быстрым, легким, эмоциональным мышлением и отсутствием логического мышления. Мы предположили (Koelsch et al.
, 2015), что многие когнитивные искажения (как, например, описано в теории перспектив) связаны с подсознательными мыслями, осуществляемыми орбитофронтальной корой, и с тем, что один тип когнитивной операции обрабатывается в этой системе — это быстрая и автоматическая оценка объектов и обстоятельств с учетом усвоенных социальных норм, ценностей и самооценки. Такое подсознательное познание может привести к возникновению моральных эмоций, таких как чувство вины, вины, стыда, смущения и позора.
Музыка может изменить активность в орбитофронтальной коре и влияет на блуждание ума. Это позволяют предположить, что музыка может изменить подсознательное мышление, т. е. деятельность «неосознанного разума».
Музыка — это очень ценный, действительный и надежный стимул для исследования как повседневных, так и эстетических эмоций в лаборатории.
Это не означает, что музыка идеальна для исследования каждого типа эмоций (как и любой другой экспериментальный стимул). Например, отвращение или ревность трудно вызвать в музыке.
Однако эмоции, вызываемые музыкой, могут быть очень интенсивными, и способны изменять активность практически всех эмоциональных структур в мозге.
Источник