Стресс, перенесенный в детском возрасте, ускоряет созревание мозга

Стресс влияет на всех людей без исключения — как на детей, так и на взрослых. Чтобы понять, насколько губителен стресс для головного мозга человека, ученые постоянно проводят исследования с участием людей разных возрастных групп.

Стресс, перенесенный в детском возрасте, ускоряет созревание мозга

Если уже сейчас достаточно хорошо известно, что влияние стресса на мозг взрослого человека разрушительно, тогда возникает закономерный вопрос, насколько разрушителен стресс для развивающегося мозга ребенка?

Дать ответ на этот вопрос пытаются многие ученые, но выводы, которые они делают по результатам своих исследований, не слишком оптимистичные.

Практически все исследователи утверждают, что стресс, пережитый ребенком в детстве, оказывает негативное влияние на всю его дальнейшую жизнь, так как в развивающемся головном мозге малыша на фоне постоянного негативного стресса происходят необратимые нарушения.

Негативные последствия стресса

Несколько лет назад группа исследователей из Института неврологии при Университете штата Джорджия (Georgia State University Neuroscience Institute) обнаружила, что стресс, который испытывает ребенок в раннем детстве из-за боли, приводит к необратимым изменениям в головном мозге ребенка в тех нейронных сетях, которые несут ответственность за регулирование ответа на стресс. Ученые отмечают, что это навсегда изменяет реакцию ребенка на беспокойство, стресс и боль.

Еще одно исследование, проведенное в Университете Джонса Хопкинса (Johns Hopkins University), позволило ученым утверждать, что дети, остро реагирующие на стресс, могут подвергаться более высокому риску пострадать от избыточного веса или даже от ожирения, чем дети с благополучным жизненным опытом.

Пару лет назад исследователи из Университета Висконсин-Мэдисон (University of Wisconsin-Madison) нашли доказательства того, насколько негативным может быть влияние стресса на развитие головного мозга ребенка.

Ученые пришли к выводу, что стресс, пережитый детьми на ранних этапах жизни, приводит к возникновению проблем с некоторыми видами познавательных процессов, происходящих в мозге.

Например, у детей, переживших интенсивный продолжительный стресс, намного хуже пространственная рабочая память, а также возникают проблемы с кратковременной памятью.

Чтобы детальнее изучить все негативные последствия воздействия длительного стресса на детей, ученые из Университета Висконсин-Мэдисон недавно провели еще одно исследование, которое подтвердило полученные ранее результаты и еще раз показало, что стресс на самом деле приводит к изменениям в головном мозге ребенка.

Стресс ухудшает память и способность к обучению

Стресс может оказывать значительное влияние на развитие детей. Как известно, небольшой стресс служит платформой для обучения, адаптации и развития способности преодолевать жизненные сложности.

Однако если из-за бедности, физического насилия и из-за отсутствия нормального ухода стрессовое состояние у ребенка становиться хроническим и, в буквальном смысле этого слова, токсическим, это может привести к долгосрочным негативным последствиям.

Интернет-издание ScienceDaily рассказывает о недавнем исследовании, проведенном учеными из Университета Висконсин-Мэдисон, которое показало, что некоторые виды стресса, пережитые детьми в начале жизни, могут изменить развития тех областей головного мозга ребенка, которые несут ответственность за обучение, память и обработку стресса и эмоций. На более поздних этапах жизни эти изменения могут быть связаны с негативным влиянием на поведение, здоровье, занятость и даже на выбор романтических партнеров.

Ведущий автор исследования доктор Джейми Хэнсон (Jamie Hanson) говорит, что это исследование, отчет о котором был опубликован в журнале «Биологическая психиатрия» (Biological Psychiatry), может иметь большое значение для руководителей государств, экономистов и эпидемиологов.

Один из руководителей исследования, профессор психологии в Университете Висконсин-Мэдисон Сет Поллак (Seth Pollak), говорит, что на самом деле ученые до сих пор не понимали, почему вещи, которые случаются с людьми в возрасте двух, трех, четырех лет, путешествуют с нами всю жизнь и оказывают на нас столь долгосрочное воздействие.

Стресс, перенесенный в детском возрасте, ускоряет созревание мозга

Доктор Поллак также отмечает, что стресс, пережитый человеком на ранних этапах жизни, связан, прежде всего, с развитием депрессии, тревожности, болезней сердца, раковых заболеваний, а также с плохими успехами в учебе и с отсутствием работы в старшем возрасте.

А учитывая то, насколько дорогими для общества могут оказаться стрессовые переживания детей, ученым стоит более глубоко изучить влияние стресса на головной мозг ребенка, так как в противном случае медицинские работники не будут иметь возможность адаптировать ребенка, успев вовремя что-либо для него сделать.

Стресс приводит к изменению структур мозга ребенка

В исследовании принимали участие 128 детей в возрасте около 12 лет, которые в раннем возрасте испытали либо физическое насилие, либо пренебрежение ими родителей или опекунов, либо воспитывались в семьях с низким социально-экономическим статусом.

Чтобы можно было определить совокупный жизненный стресс, полученный детьми на ранних этапах жизни, ученые провели обширные интервью с детьми и их опекунами, а также изучили задокументированные поведенческие проблемы этих детей.

Исследователи сделали также снимки головного мозга детей, сосредоточив особое внимание на гиппокампе и миндалине — областях, которые участвуют в обработке стресса и эмоций.

Затем ученые сравнили эти снимки с изображением аналогичных областей мозга детей, проживающих в семьях с достатком среднего уровня, которые не подвергались жестокому обращению.

Доктор Хэнсон вместе с сотрудниками вручную измерили и рассчитали объемы гиппокампа и миндалевидных тел (миндалин) каждого ребенка.

Доктора Хэнсон и Поллак говорят, что эти обе структуры головного мозга очень малы, особенно у детей (латинское название миндалевидные тела или миндалины – amygdaloideum, происходит от слова «amygda», которое переводится как миндаль, отражая размер и форму этой части мозга взрослого человека).

Именно по этой причине автоматизированные измерения, полученные с помощью программного обеспечения, а также измерения, которые были получены с помощью компьютерных программ в других исследованиях, могут быть с погрешностями.

Стресс, перенесенный в детском возрасте, ускоряет созревание мозга

На самом деле, измерения, которые ученые сделали вручную, показали, что у детей, испытавших в начале жизни любой из трех типов стресса, размер миндалин (миндалевидных тел) был меньше, чем у детей, которые не подвергались воздействию постоянного негативного стресса.

Оказалось также, что у детей из семей с низким социально-экономическим статусом и у детей, подвергшихся физическому насилию, объем гиппокампа также был меньший. Когда же ученые вводили изображения мозга в компьютерные программы для автоматизированного измерения, никакого отличия отмечено не было.

Исследователи считают, что поведенческие проблемы и увеличение общего жизненного стресса были связаны с меньшим объемом гиппокампа и миндалин.

Доктор Хэнсон, который сейчас работает в Лаборатории нейрогенетики при Университете Дьюка (Duke University's Laboratory for NeuroGenetics), говорит, что в настоящее время остается непонятным, почему стресс, которому подвергается ребенок на ранних этапах жизни, может привести к тому, что некоторые структуры головного мозга становятся меньше.

Тем не менее, как показали эти исследования, гиппокамп меньшего объема может быть фактором риска для развития определенных негативных последствий.

Пока еще не слишком хорошо понятно, насколько большую негативную роль могут играть миндалины меньшего объема, но, как считают ученые, будущая научная работа должна быть сосредоточена на определении точного значения изменений, которые происходят в объемах этих областей головного мозга под воздействием стресса.

Стресс, перенесенный в детском возрасте, ускоряет созревание мозга

Человека формирует общество

Доктор Поллак говорит, что для него эти открытия стали важным напоминанием о том, что общество должно озаботиться, какой жизненный опыт может быть у того или иного ребенка. Ведь именно общество формирует то, каким человеком станет ребенок, став взрослым.

Доктора Хэнсон и доктор Поллак считают, что сделанные в этом исследовании выводы – это всего лишь маркеры нейробиологических изменений, демонстрация надежности человеческого мозга и гибкости человеческой биологии. Но это вовсе не хрустальный шар, который можно использовать, чтобы увидеть чье-либо будущее и сказать, что это его судьба.

По материалам ScienceDaily

Влияние стресса на развитие мозга ребенка

У детей избыточный или длительный ответ организма на стресс может повлиять на их развитие. Стресс может оказывать вредное воздействие на обучение, поведение и их здоровье на протяжении всей жизни.

Умение справляться с трудностями является важной частью развития здорового детства. Когда ваше тело находится под угрозой, оно реагирует, увеличивая частоту сердечных сокращений, кровяное давление и гормоны стресса, такие как кортизол.

Читайте также:  Вправление вывиха плеча

Когда угроза активирует системы реагирования на стресс маленького ребенка в среде, характеризующейся поддерживающими отношениями со взрослыми, эта среда смягчает психологические последствия.

 Поэтому они разрабатывают здоровые системы реагирования на стресс.

 Однако, если реакция на стресс является экстремальной и продолжительной, и ребенок видит нарушение в этих отношениях, это может повлиять на его системы и структуру мозга.

В отсутствие отношений реагирования со взрослыми, осуществляющими уход, системы реагирования на стресс у ребенка переключаются и остаются в состоянии повышенной готовности.

 Общие эффекты увеличивают вероятность задержек в развитии, проблем с обучением и поведенческих проблем у детей.

 Кроме того, они более подвержены риску диабета, болезней сердца, депрессии, наркомании, алкоголизма и других проблем со здоровьем в зрелом возрасте.

Исследования показали, что хронический и тяжелый стресс может стать токсичным для развивающегося мозга и биологических систем. Значительные ситуации в жизни, такие как бедность, жестокое обращение, отсутствие заботы или агрессивная среда, могут быть пусковыми механизмами.

Стресс, перенесенный в детском возрасте, ускоряет созревание мозга

Стресс в детстве

Опыт раннего детства играет важную роль в том, как мозг развивается и функционирует. Взаимодействие между ребенком и его окружением влияет на долгосрочное обучение, поведение и здоровье. Чтобы развить здоровую структуру мозга, для ребенка очень важно иметь восприимчивых родителей. Кроме того, они должны развивать позитивные отношения. 

В общем, реакция на стресс — это физиологическая реакция на неблагоприятное событие или сложные обстоятельства. Это вызывает биохимические изменения в нервной, эндокринной и иммунной системах. Тем не менее, стресс не всегда негативная вещь. Он может быть положительным, терпимым или токсичным.

Положительная реакция на стресс необходима для роста и развития ребенка. Ребенок получает поддержку через социальные и эмоциональные амортизаторы, такие как спокойствие и защита родителей. Ребенок приобретает мотивацию и сопротивление после каждого положительного стрессового ответа.

Реакции на токсичный стресс являются более серьезными, частыми и стойкими. Точно так же организм реагирует в большей степени, и эти биохимические реакции потенциально могут негативно повлиять на структуру мозга.

В терпимых реакциях на стресс, когда неприятности устранены, мозг и органы полностью восстанавливаются, если ребенок защищен восприимчивыми отношениями. Таким образом, их родители должны поддерживать их как в социальном, так и в эмоциональном плане.

Стресс, перенесенный в детском возрасте, ускоряет созревание мозга

Токсический стресс у детей

Токсический стресс у детей является ненормальной реакцией на стресс. Это приводит к устойчивому повышению уровня кортизола. Кроме того, существует стойкое воспалительное состояние, при котором организм не может исправить эти изменения. Это происходит независимо от того, прошел стресс или нет.

Токсический стресс приводит к постоянной активации реакции на стресс. В частности, тело не может вернуться к нормальной жизни. Отсутствие поддержки, уверенности или эмоциональной привязанности со стороны лиц, осуществляющих уход, может помешать нормальной реакции на стресс.

Токсический стресс у детей является очень серьезной проблемой. Дети, которые испытывают токсический стресс, подвержены риску неблагоприятных долгосрочных последствий для здоровья.

 Тем не менее, многие из эффектов могут проявиться только в зрелом возрасте. Эти неблагоприятные последствия для здоровья включают неадекватные навыки преодоления стресса.

 Кроме того, они могут быть подвержены риску психического заболевания, нездорового образа жизни или физических заболеваний.

Чем более неблагоприятен опыт ребенка, тем больше вероятность того, что задержки развития и последующие проблемы со здоровьем проявятся. Например, болезни сердца, диабет, токсикомания, депрессия и другие.

Стресс, перенесенный в детском возрасте, ускоряет созревание мозга

Развитие мозга и токсический стресс

Дети испытывают внешнее поведение, такое как агрессия, и внутреннее поведение, такое как тревога и депрессия.

 Проблема заключается в том, что такое поведение не является уникальным для детей, чье развитие затронуто стрессом и травмой. Часто люди, окружающие ребенка, видят только агрессивного ребенка.

 Они не видят ребенка, который просто пытается заставить кого-то осознать боль, в которой он находится.

Травма, которая вызывает токсический стресс и его последствия, также может иметь тонкий эффект нормализации. Дети, которые не имеют более широкого представления о мире, могут подумать, что насилие в семье является нормальным явлением или что насилие в обществе так же естественно, как дождь.

С точки зрения развития, ребенок, который испытывает трудности, подвержен риску постоянных изменений структуры мозга, эпигенетических модификаций и измененной генетической функции. Долгосрочные последствия для здоровья и развития имеют решающее значение и включают повышенный риск заболеваний, связанных со стрессом.

Реакция на токсический стресс влияет на нейроэндокринно-иммунную сеть. Следовательно, это также приводит к длительному и ненормальному ответу кортизола. Результирующая иммунная дисрегуляция, которая включает стойкое воспалительное состояние, увеличивает риск и частоту инфекций у детей.

Кроме того, ученые считают, что реакция на токсический стресс может привести к другим  психологическим расстройствам,  таким как депрессивные расстройства, отсутствие самоконтроля, посттравматическое стрессовое расстройство и психоз.

Кроме того, мы знаем, что взрослые, которые испытывали трудности в раннем детстве, также страдают от большего количества физических заболеваний и плохих результатов в отношении здоровья.

 Эти плохие последствия для здоровья варьируются и включают в себя алкоголизм, хроническую обструктивную болезнь легких, депрессию, рак, ожирение, мысли о самоубийстве или заболевание коронарной артерии, а также многие другие.

Преждевременное половое созревание у детей

Преждевременное половое развитие (ППР) – это раннее начало формирования вторичных половых признаков у детей: до 8 лет у девочек и до 9 лет у мальчиков.

Симптомы преждевременного полового развития

Начало полового развития характеризуется физическими и эмоциональными изменениями, которые, как правило, не остаются незамеченными родителями.

Раннее половое развитие у девочек младше 8 лет проявляется увеличением молочных желез, появлением волос на лобке и в подмышечных впадинах, возникновением угревой сыпи.

  У мальчиков младше 9 лет увеличиваются яички и пенис, «ломается» голос, появляется половое оволосение, также возникает угревая сыпь.

Увеличение уровня половых гормонов в крови ведет к повышенным темпам развития костей, у девочек перераспределяется жировая клетчатка по женскому типу (округляются бедра, появляется талия), у мальчиков нарастает мышечная масса. Бывает, что первым симптомом, обращающим на себя внимание, является ускорение роста: ребенок, который раньше был одного роста со своими сверстниками или ниже, вдруг начинает стремительно расти, опережая других ребят.

Причины и формы преждевременного полового созревания

Есть два вида ППР. Центральное ППР – это преждевременное «включение» центральных механизмов, регулирующих пубертат (половое развитие). Другое его название – гонадотропинзависимое ППР (обусловленное действием гонадотропных гормонов гипофиза).

Центральные механизмы регуляции полового развития располагаются в гипоталамусе и гипофизе, где вырабатываются гормоны, которые воздействуют на гормон-продуцирующие клетки яичников и яичек, стимулируя выработку в них половых гормонов — эстрогенов у девочек и андрогенов у мальчиков (см.рисунок).

Стресс, перенесенный в детском возрасте, ускоряет созревание мозга

Схема регуляции полового развития. В гипоталамусе вырабатывается гонадотропин-рилизинг гормон (Гн-РГ), который запускает синтез лютеинизирующего гормона (ЛГ) и фолликулостимулирующего гормона (ФСГ) в гипофизе. ЛГ и ФСГ в свою очередь действуют на половые железы, стимулируя синтез андрогенов в яичках и эстрогенов в яичниках.

«Преждевременный старт» может быть следствием органических повреждений нервной системы, последствием травм, наличием объемного образования в головном мозге. Иногда бывает так, что обследование не выявляет серьезных органических причин, и в этом случае устанавливается так называемое идиопатическое (“беспричинное”) центральное ППР.

Второй тип ППР – это периферический. Периферическое ППР характеризуется тем, что яичники или тестикулы (яички) начинают сами продуцировать повышенное количество половых гормонов. Причиной могут быть гормонпродуцирующие кисты, объемные образования.

Также стоит отметить, что существует деление ППР на полную и неполную формы. При полной форме половые гормоны действуют на все зависящие от них органы и ткани, поэтому в таких случаях отмечается не только появление вторичных половых признаков, но и увеличение и развитие матки и яичников у девочек, пениса и яичек у мальчиков, ускоряются процессы роста.

  • Неполную форму преждевременного полового развития отличает либо изолированное появление молочных желез у девочек (телархе), либо изолированное появление лобкового оволосения (адренархе, пубархе) в отсутствие других признаков полового развития.
  • Осложнения и последствия
  • ППР может быть связано с большим психо-эмоциональным стрессом для ребенка: в возрасте, когда естественно стремление во всем походить на друзей, ребенок начинает резко отличаться от других ребят, что может стать источником комплексов и трудностей в общении.

Другим значимым осложнением при ППР является ухудшение ростового прогноза. Опережение в росте сверстников обусловлено ускоренным созреванием костей. У ребенка рано происходит «ростовой скачок», раньше закрываются зоны роста и поэтому конечный рост детей с ППР может быть ниже среднего.

Читайте также:  Глазные капли с антибиотиком широкого спектра действия, список

Методы диагностики

Стресс, перенесенный в детском возрасте, ускоряет созревание мозгаПоявление признаков полового развития у девочек младше 8 лет и у мальчиков младше 9 лет – повод обратиться к детскому эндокринологу.

Для того, чтобы установить, есть или нет ППР и разобраться в причинах появившихся изменений, врач проводит осмотр с оценкой степени полового развития, измерением роста и скорости роста. Исследуется анамнез жизни ребенка с целью выявления возможных причин, повлекших за собой ППР.

Далее проводится исследование, включающее в себя оценку гормонального профиля, определение костного возраста, ультразвуковое исследование половых желез, МРТ (при необходимости).

Часто для оценки функциональной активности центрального звена, регулирующего функцию гонад, может потребоваться проведение специального лабораторного теста. Это связано с тем, что гонадотропные гормоны гипофиза секретируются в кровь в импульсном режиме и взятие крови просто натощак не всегда может отразить их истинный уровень.

Поэтому для дифференциальной диагностики между центральной и периферической формами ППР по показаниям проводится тест с препаратом, позволяющим оценить максимальный уровень гонадотропных гормонов крови.

Лечение преждевременного полового созревания у девочек и мальчиков

Для лечения центральной формы преждевременного полового развития используются аналоги гонадотропин-рилизинг гормона (Гн-РГ). При регулярном введении этот препарат блокирует секрецию половых гормонов гипофиза (ЛГ и ФСГ). Наиболее распространенный режим введения препарата —   внутримышечные инъекции 1 раз в 28 дней.

Лечение аналогами Гн-РГ переносится, как правило, хорошо. В течение первого месяца лечения может быть усиление признаков полового развития, уменьшающиеся при соблюдении правильного режима введения.

Побочные эффекты возникают редко и включают в себя головную боль, симптомы менопаузы, возможно развитие воспаления в месте введения препарата.

Периферические формы ППР требуют иного подхода к лечению. В этих случаях терапия аналогами Гн-РГ неэффективна, так как при этих вариантах ППР нет повышенной пубертатной секреции гонадотропных гормонов гипофиза.

Выбор тактики лечения зависит от причины ППР.

  В некоторых случаях может потребоваться хирургическое вмешательство (удаление кисты или опухоли) либо может быть рассмотрена возможность применения препаратов, блокирующих действие половых стероидов на органы-мишени.

Центральное преждевременное половое развитие: лечить или не лечить?

Стресс, перенесенный в детском возрасте, ускоряет созревание мозгаРешение вопроса о необходимости терапии центрального ППР решается индивидуально. Лечение преследует несколько целей: с одной стороны, остановить действие половых гормонов на костную ткань и улучшить ростовой прогноз, с другой стороны, убрать негативное влияние на психоэмоциональный фон ребенка. Поэтому, решая вопрос о терапии цППР, врач оценивает несколько факторов: возраст и рост ребенка на момент установления диагноза, скорость прогрессирования признаков полового развития, степень психологической готовности ребенка к половому развитию.

Половое развитие: разговор с ребенком

Не только лечащему врачу, но и родителям следует обсуждать с ребенком то, что происходит с его организмом.

Очень важно дать понять ребенку, что он нормален и те изменения, которые претерпевает его тело, являются естественными, пусть и несколько преждевременными.

В возрасте до 8 лет половое развитие может пугать детей, но если они будут чувствовать уверенность и поддержку со стороны родителей, то принять ситуацию им будет значительно проще.

Надажда Маказан, детский эндокринолог

Оценить

Средняя: 5,00 (1 оценка)

Стресс в детском возрасте способствует ускоренному взрослению мозга, а в подростковом — наоборот

Лонгитюдное исследование, длившееся 20 лет и охватившее 39 индивидов, показало, что, если ребёнок переживает стресс в возрасте 0—5 лет, его мозг взрослеет быстрее, а если в возрасте 14—17 лет, — наблюдается противоположный эффект, взросление замедляется.

Неймегенское лонгитюдное исследование (Nijmegen Longitudinal Study, от названия города Неймеген, Nijmegen) началось в 1998-м году, в нём приняли участие 129 детей и их родители. Исследователи из Неймегенского университета Радбода (нидерл.

Radboud Universiteit Nijmegen), Голландия, в течение 20 лет с момента рождения наблюдали детей, из которых до конца эксперимента дошли только 39, и хотели определить, как на развитие мозга влияет взаимодействие с родителями и друзьями.

В рамках этого исследования был осуществлён подпроект по изучению влияния определённых типов стресса — например, болезни или развода родителей в раннем возрасте ребёнка (1—5 лет), или неудачной социализации в школе в подростковом возрасте (14—17 лет) — на развитие мозга человека.

Учёные стали проводить ежегодные наблюдения среды, в которой растёт ребёнок, того, как дети играют, как взаимодействуют с родителями, друзьями и одноклассниками.

Полученные данные были впоследствии проанализированы исследователями Карин Рулофс (Karin Roelofs) и Анной Тыборовской (Anna Tyborowska).

Когда мы взрослеем, в нашем мозге происходит нейронный прунинг — «ненужные» нейронные соединения, которых у детей очень много, «вычищаются», и остаётся лишь малая их часть.

В исследовании рассмотрен прунинг в трёх частях мозга — префронтальной коре, миндалевидном теле (амигдале) и гиппокампе.

Эти области задействованы в эмоциональных или требующих взаимодействия с людьми ситуациях, а также известны чувствительностью к стрессу.

Дети, у которых исследователи наблюдали стрессовую ситуацию типа развода или болезни в раннем возрасте, потом, в подростковом возрасте, на МРТ показывали более быстрый прунинг в областях амигдалы и префронтального кортекса.

В то же время, наблюдалась корреляция проблем с друзьями в школе в возрасте 14—17-ти лет и замедленного прунинга в гиппокампе и другой части префронтального кортекса при дальнейшем взрослении. То, что детский стресс вызывает ускоренное взросление, не противоречит эволюционной биологии.

Но учёные были удивлены тем, что стресс в подростковом возрасте ведёт к замедлению развития.

Нельзя с точностью быть уверенными, что описанные стрессы являются основной причиной такого поведения мозга, так как есть много других влияющих факторов, которые не были рассмотрены.

Однако исследования на животных показывают похожие результаты — например, исследователи из Брауновского университета (Brown University) в 2016-м году выяснили, что мыши тоже взрослеют быстрее, если подвергаются стрессу в раннем возрасте.

Поэтому нужно работать далее, чтобы подтвердить или опровергнуть гипотезу.

Это особенно важно в свете того, что гиппокамп, амигдала и префронтальная кора отвечают за контроль эмоций, — далее можно отследить, как через механизмы прунинга детские стрессы влияют на умение взрослого человека контролировать эмоции. Для этого Тыборовская продолжает наблюдение, начатое в 1998-м.

Влияние стресса на головной мозг ребенка – Развитие ребенка

Все мы читали статьи о негативном воздействии стресса на организм, смотрели передачи о «тихом убийце» и жаловались друзьям и членам семьи на то, как много стрессовых факторов в нашей жизни.

Хотя мы знаем, что у взрослых людей стрессовое состояние может привести к серьезным заболеваниям, таким как язва и гипертония, мы не связываем эти недуги с детьми.

Однако исследования показывают, что дети, пребывающие в состоянии хронического стресса, страдают от него ничуть не меньше – они подвергаются риску серьезных когнитивных нарушений, поскольку их мозг еще не полностью развит.

Старая реакция на новые проблемы

Для того чтобы получить представление о том, с чем приходится сталкиваться нашим детям, полезно разобраться в физиологическом влиянии стрессов на головной мозг. Когда ребенок испытывает стресс, гипоталамус (отдел в промежуточном мозге) выделяет гормон, который устремляется к гипофизу.

Гипофиз вырабатывает другой гормон, который по кровеносной системе попадает в надпочечники. Надпочечники синтезируют адреналин и кортизол. Адреналин ускоряет сердцебиение ребенка и повышает артериальное давление.

Кортизол повышает уровень сахара в крови, увеличивает мышечную силу, эффективность запоминания и повышает порог болевой чувствительности.

Так что же тут плохого, спросите вы? Разве высокая эффективность памяти и повышенный болевой порог не помогают детям учиться быстрее и лучше? Отнюдь нет.

Наша реакция на стресс «бей, беги или замри» предназначена для критических ситуаций жизни или смерти, в которых счет идет на секунды. К сожалению, современные проблемы и задачи, – прекрасным примером которых служит одиннадцатилетняя учеба в школе, – не решаются так быстро.

Они требуют долгосрочного сосредоточения и психологической устойчивости – тех качеств, которые стресс может дестабилизировать.

Испытывает ли ребенок хронический стресс?

Что происходит, когда мозг находится в состоянии стресса (не в течение нескольких секунд, а год за годом)? Стрессовые гормоны постепенно накапливаются в организме. Исследования показывают, что кортизол, в частности, повреждает мозг, если задерживается в нем на длительный срок.

Когда лабораторным крысам в течение нескольких недель делали инъекции крысиного кортизола, он убивал клетки мозга в их гипоталамусе, оставляя животных в состоянии депрессии, тревоги, страха, незрелыми, излишне требовательными и не способными обучаться новым моделям поведения (например, зацикленными на «крысиной возне»).

Читайте также:  Не заваривайте кофе кипятком

Хронический стресс оказывает влияние на мозг и другими способами

Ученые перечисляют несколько видов нарушений функционирования мозга, подверженного воздействию хронического стресса: нейроны гиппокампа перестают функционировать должным образом, разъединяются нейронные сети, замедляется выработка новых нейронов. Проще говоря, мозгу под воздействием хронического стресса сложно учить новый материал и сохранять его в памяти.

Одно из исследований доказало, что долгосрочный стресс иссушает дендриты гиппокампа (отростки нервных клеток, воспринимающие сигналы от других нейронов), сокращает их длину и количество ответвлений. Дендриты предоставляют путь в мозг новым знаниям, а повреждение гиппокампа (ключевой области для функционирования памяти) приводит непосредственно к нарушениям обучаемости.

Как различные виды стресса влияют на ребенка

Ничего из вышеперечисленного не приносит пользу мозгу взрослого человека, но быстро развивающийся мозг ребенка с его миллионами дендритов, особенно подвержен разрушительному воздействию кортизола.

Многочисленные исследования показали, что дети, которые подвергаются воздействию экстремальных стрессовых ситуаций, таких как домашнее насилие или телесные наказания, обладают значительно более низким IQ, чем дети, которые не подвергаются воздействию эмоциональных травм.

Но новые исследования обнаружили, что не только экстремальные виды стресса могут влиять на способность детей учиться и думать.

Ученые пришли к выводу, что дети, которые подвергаются воздействию «бытового хаоса», имеют более низкий IQ и более высокий уровень поведенческих проблем.

Также было обнаружено, что дети, которые слышали словесные оскорбления от матерей, хуже владеют речью и имеют меньше белого вещества в мозге. (Белое вещество влияет на обучение, координируя связи между различными участками мозга.)

Стресс: им можно заразиться

Достаточно ли родителям содержать дом в порядке, избегать шлепанья детей (и других телесных наказаний) и воздерживаться от словесных оскорблений, чтобы сократить количество стресс-факторов? Это, конечно, желательно, но эксперты предполагают, что всего перечисленного может быть не достаточно, чтобы защитить детей от нарушений работы мозга, связанных со стрессами дома. Уровень стресса родителей может влиять на когнитивные способности детей, потому внутреннее напряжение «заразно». Ученые утверждают, что в экстремальных условиях стресс родителей может ослабить развитие мозга ребенка.

Эмоциональная стабильность дома является самым существенным фактором, определяющим успех в обучении. Если вы хотите, чтобы ваш ребенок поступил в самый престижный вуз, идите домой и проявляйте любовь к своему супругу.

Родители могут делать все возможное, чтобы защитить своих детей от стрессов, но иногда жизненные обстоятельства и повороты судьбы делают стрессы неизбежными. К счастью, специалисты считают, что родителям не нужно помещать детей в кокон, лишенный каких бы то ни было стрессов.

Можно ли лечить стресс другим стрессом?

Не все виды стресса плохие. Сам процесс обучения – это тоже стресс для мозга, но он способен быть позитивным и поддерживать здоровое развитие нейронов и образование синапсов. Ученые советуют родителям подвергать детей воздействию «правильных» видов стресса и учить их справляться с потенциально вредными видами.

Важно также отметить, что повреждение мозга детей, вызванное стрессом, может быть не постоянным. Влияние стресса это скорее не «повреждение мозга», а явление обратимое или излечимое.

Мощное противоядие

Как же все-таки эффективно бороться со стрессом? Все эксперты единодушны в одном. Физические упражнения – это великолепное лекарство. Исследования обнаружили, что физическая активность стимулирует развитие гиппокампа, а групповые упражнения (такие командные виды спорта, как футбол и игры-догонялки) способствуют росту нейронов.

Физические упражнения это лучшее, что могут делать дети для борьбы со стрессом. Занятия спортом способствуют росту новых нейронов, переносимости и устойчивости к психологическим травмам и стрессам.

Регулярная физическая активность – один из способов увеличения сопротивляемости и устойчивости к стрессам.

В целом, физические упражнения во всех их бесчисленных формах остаются самым эффективным средством для снятия внутреннего напряжения.

Оцените публикацию

Рейтинг статьи: 4.86 из 5 на основе 7 оценок.

Ученые: пережитый в детстве стресс ускоряет развитие мозга

Стресс в раннем детстве стимулирует процесс формирования определенных областей мозга в подростковом возрасте. К такому выводу пришли голландские ученые, о новом исследовании которых сообщил портал medicalxpress.com

Стрессовые ситуации в раннем возрасте также увеличивают риск развития антисоциальных черт личности

Специалисты из университета Радбуда под руководством профессора Карины Рулофс в течение 20 лет изучали развитие и поведение 129 детей с их раннего возраста. Ученые анализировали взаимодействие детишек с родителями и сверстниками. Также исследователи изучили стадии созревания мозга детей с помощью МРТ.

Ученых прежде всего интересовало влияние стрессовых ситуаций на развитие интеллекта ребенка. Выяснилось, что стресс, вызванный болезнью или разводом родителей, стимулировал развитие префронтальной коры и миндалины головного мозга в подростковом возрасте.

Специалисты объяснили данный факт с точки зрения эволюции. Еще много лет назад человек стремился вырасти как можно быстрее, чтобы отправляться на охоту и создавать семью. Однако ученые отметили, что при раннем «созревании» мозга человек может хуже и медленнее приспосабливаться к социальной жизни. Другими словами, мозг становится «зрелым» слишком рано.

Ученые планируют провести еще ряд исследований, чтобы лучше изучить влияние стресса на развитие мозга ребенка.

Специалисты выяснили, что испытанный в младенчестве стресс негативно воздействует на организм и может привести к развитию сахарного диабета и гипертонии во взрослой жизни. Испытанный в раннем возрасте стресс меняет количество важных белков, рецепторов ГАМКА, которые отвечают за нервное возбуждение и работу мозга.

Психологические травмы в детстве ускоряют биологическое старение

Ученые обнаружили, что пережившие травму и жестокое обращение в детстве имели признаки ускоренного старения на клеточном уровне. Это объясняет, почему эти люди более склонны не только к психоневрологическим расстройствам в течение жизни, но и другим заболеваниями, включая диабет и рак.

Исследование ученых из Стэнфорда и Гарварда показывает, что перенесшие травму в результате жестокого обращения или насилия дети проявляют признаки биологического старения быстрее, чем те, кто никогда не сталкивался с такими проблемами. Работа опубликована на сайте Американской психологической ассоциации.

Ученые оценили три признака биологического старения — раннее половое созревание, клеточное старение и изменения в структуре мозга. Оказалось, что последствия травмы были связаны со всеми тремя признаками.

Воздействие неблагоприятных факторов в детском возрасте является мощным предиктором не только последствий для психического здоровья, включая повышенную тревожность и депрессию, но и для физического здоровья. Например, сердечно-сосудистых заболеваний, рака и сахарного диабета.

«Наше исследование показывает, что опыт насилия может ускорить старение организма на биологическом уровне, что позволяет объяснить эту взаимосвязь», — заявила соавтор исследования Кэти Маклафлин.

Ученые провели мета-анализ почти 80 исследований, в которых приняли участие более 116 тысяч человек. Они решили отдельно рассмотреть две категории неблагоприятной обстановки в детстве: жестокое обращение и насилие, а также отсутствие заботы и бедность.

Пережившие насилие или жестокое обращение в детстве быстрее достигали полового созревания, а также имели признаки ускоренного старения на клеточном уровне, включая укороченные теломеры. Эти «наконечники» ДНК уменьшаются с возрастом и считаются биомаркером старения.

Напротив, дети из бедных семей или без должной родительской заботы не проявляли этих признаков раннего старения.

Затем ученые рассмотрели еще 25 исследований с участием почти 3 300 человек, чтобы оценить последствия этих неблагоприятных факторов на развитие мозга.

Оказалось, что они влияли на толщину коры, однако ее истончение была разным у двух групп участников.

Травма и насилие влияли на изменения в вентромедиальной префронтальной коре, которая участвует в социальной и эмоциональной обработке. Бедность, а также отсутствие внимания и заботы влияли на лобно-теменные области, которые задействованы в сенсорной и когнитивной обработке.

Во всех исследованиях рассматривалось ускоренное старение у детей и подростков в возрасте до 18 лет. «Убедительные доказательства ускоренного старения в таком юном возрасте свидетельствуют, что эти биологические механизмы приводятся в движение очень рано», — пояснила Маклафлин.

Сегодня существует множество методов лечения, которые способны улучшить психическое здоровье детей, перенесших травму. Пока не ясно, могут ли они замедлить ускоренное старение на клеточном уровне. Этот важный вопрос ученые планируют выяснить в новых этапах исследований.

Ранее ученые из Гарварда смогли обратить вспять клеточное старение, восстановив длину теломер. Каждый раз, когда клетка делится, длина теломер уменьшается. Постепенно они становятся слишком короткими, чтобы предотвратить повреждение генетического материала.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *