Воспоминания из детства сфабрикованы головным мозгом

Воспоминания из детства сфабрикованы головным мозгом

События из раннего детства редко остаются в памяти. Это связано с недостаточной сформированностью сознания и незнанием ребенка категории времени.

Феномен «инфантильной амнезии» характерен для всех людей. Он не связан с нарушением функций мозга.

Что это такое?

Воспоминания из детства сфабрикованы головным мозгомАмнезия детства – вид потери памяти, вязанный с невозможностью воспроизвести жизненные события раннего периода.

Большинство людей могут вспомнить и описать школьные годы, рассказать о том, что происходило в возрасте 5 лет, особенно значимые события (рождение сиблинга, переезд, смерть).

У амнезии детства есть биологические предпосылки. Структура мозга, в которой «закрепляется» опыт, окончательно формируется к 2 годам. К этому времени невозможно воспроизвести события, прожитые ранее, потому что закрепляется новый способ запоминания и воспроизведения.

Некоторые люди утверждают, что помнят себя в младенческом возрасте. Однако не удается экспериментально подтвердить подлинность рассказов.

Мозг обладает интересным свойством: при дефиците информации он «достраивает» события и образы. Человек верит, что его воспоминания реальны, но они могут быть искажены.

Как объяснял это явление Зигмунд Фрейд?

Феномен амнезии детства можно объяснить с психологической точки зрения. Фрейд исследовал пациентов и выяснил, что самые ранние события, которые они способны были воспроизвести в памяти, относятся к возрасту 3-х лет.

Ученый объяснил детскую амнезию тем, что психикой подавляются агрессивные и сексуальные проявления в отношениях между ребенком и родителями.

Позднее теория подверглась критике, поскольку ранние детские воспоминания шире, чем агрессивное и сексуальное поведение.

Объяснение с точки зрения неврологии

Воспоминания из детства сфабрикованы головным мозгом

В одной из канадских лабораторий был проведен эксперимент, в ходе которого выяснилось, что грызуны утрачивали способность воспроизводить ранее полученный опыт после того, как длительное время бегали в колесе.

Оказалось, что физическая активность поспособствовала тому, что в мозге стали образовываться новые нейронные связи, которые заменили старые.

Способность мозга развиваться и образовывать нейронные сети, обусловлена эволюционно. У взрослых людей это происходит в процессе деятельности, обучения, при этом память сохраняется.

Во время роста организма этот же процесс приводит к забыванию старого опыта. Новые клетки замещают или вытесняют старые, из-за чего перестраиваются ментальные схемы.

Ученые попытались узнать, что происходит в мозге, когда новые клетки приходят на место старых. Новые нейронные связи вступают во взаимодействие со старыми, образуются новые схемы. Старые воспоминания не стираются, а преломляются и видоизменяются.

Человеческие воспоминания состоят из опыта, рассказов других людей, сфабрикованных мозгом событий.

Родственники и близкие испытуемых делились рассказами о событиях давно минувших дней, причем одна из историй была выдумана. Затем испытуемые сами рассказывали о своих воспоминаниях и были убеждены, что выдуманная история происходила с ними в действительности. Утрата детских воспоминаний — плата за возможность развиваться и получать новый опыт.

Влияние особенности развития речи и эмоций

Воспоминания из детства сфабрикованы головным мозгомС точки зрения когнитивной теории причина детской амнезии кроется в различии кодирования опыта ребенка и взрослого. Ранние события не привязаны к каким-либо категориям,существуют изолированно.

В старшем возрасте психика перестраивается: опыт сохраняется в контексте времени, места, взаимодействия людей и событий. После того, как опыт становится структурированным, события раннего детства стираются.

Недоразвитие речи осложняет процесс запоминания. Проговаривание событий помогает осознать опыт, упорядочить воспоминания. Когнитивные процессы напрямую влияют на кодирование и хранение информации. Развитие сознания способствует откладыванию автобиографического опыта. Малыш осознает, что есть знания, убеждения, которые принадлежат только ему.

Дети понимают семантическую информацию, но не могут припомнить достаточно информации из прошлого, чтобы сложить образ о себе. В раннем детстве страдает описательная функция речи.

Через разговоры со взрослыми формируются представления о себе, события классифицируются, выделяются общие и главные события прошлого.

Типы воспоминаний

Воспоминания из детства сфабрикованы головным мозгомВоспоминаниями называется процесс восстановления в памяти образов, событий, ассоциирующихся с временными и пространственными событиями.

Образы всплывают неосознанно при непроизвольных воспоминаниях и под воздействием силы воли.

Произвольное воспроизведение подразумевает личностное отношение человека и эмоциональную окраску событий. Умение создавать связь между прошлым и настоящим связана с умственным усилием.

Достоверность воспоминаний зависит от развития личностных качеств, умственных способностей, условий запоминания, значимости событий для человека. Механизм запоминания помогает осознанно перерабатывать образы.

Доступные и недоступные

Воспоминания взрослых выборочны. Одни легко воспроизводимы, к другим доступ закрыт. Степень доступности зависит от того, насколько события значимы для индивида, в какой степени относятся именно к нему, несут ли эмоциональную окраску.

Ранние воспоминания лишены перспективы, они монотонны. Человеку легче воспроизвести образы животного, подаренного в детстве, чем посещение детского сада. Существенные события, которые может вспомнить человек, датируются возрастом 2-3 года.

До 4 лет у детей недостаточно развита предлобная кора. Из-за этого воспоминания вырваны из контекста, изолированы. Известные воспоминания воспроизвести сложнее. Физиологически такая возможность появляется к 4,5 годам.

Исчезающие

Воспоминания из детства сфабрикованы головным мозгом

Малыши в состоянии помнить время, когда еще не была развита речь (в предсловесный период). После появления лингвистических навыков опыт, который не был закодирован устно, терялся.

Из-за утраты вербальных компонентов многие воспоминания фрагментированы. Тем не менее, дети в возрасте 6-9 лет более детально описывают пережитый опыт раннего детства.

Способность воспроизводить очень ранние события сохраняется до 10-11 лет. Воспоминания начинают исчезать после 11 лет в связи с развитием мозга: нейробиологические процессы вызывают детскую амнезию.

Забытые

Опыт раннего детства может быть настолько травматичным, что психика, защищаясь, заменяет его другим. Взрослый человек может помнить, что с ним происходило с 3-х лет фрагментарно. Осознанное воспроизведение появляется к 4-5 годам. У людей, переживших потрясение в этот период, детская амнезия наступает в 5-7 лет.

Трагические события разрушительно влияют на центры памяти, воспроизведение опыта становится затруднительно. У детей с трудным детством формируются неявные связи памяти, сформировавшиеся в ответ на травму.

События откладываются в подсознании, они никуда не исчезают, но и не воспроизводятся волевыми усилиями. Такой опыт называется «подавляемыми воспоминаниями».

Ложные

Воспоминания из детства сфабрикованы головным мозгом

Проводился эксперимент на мышах. Их запускали то в «опасную», то в «безопасную» клетку. В «опасной» среде мышек били током.

В результате у грызунов появился страх. После этого у мышей были активизированы нейроны, отвечающие за память о безопасном месте. Оказалось, что страх теперь присутствовал и в безопасной среде.

На формирование ложных воспоминаний оказывает влияние когнитивный диссонанс. Человеку свойственно новую информацию интерпретировать исходя из предыдущего опыта. Воспоминания лежат в памяти в виде схем, слов, образов.

Новый опыт присоединяется к уже существующему. Вот почему ранние события в детстве и во взрослой жизни воспринимаются по-разному.

Инфляция воображения также искажает память. Суть явления в том, что воображаемые события воспринимаются, как реальные. Воспоминания имеются свойство смешиваться. Ложный прошлый опыт может восприниматься, как реальный, под влиянием эмоционального и социального давления.

Причины

Воспоминания из детства сфабрикованы головным мозгомДостоверные причины появления детской амнезии не известны. Каждая психологическая школа объясняет этот феномен по-своему.

Психоаналитики интерпретируют детскую амнезию как результат подавления и вытеснения инстинктов. Когнитивные психологи считают, что детские воспоминания утрачиваются в силу развития когнитивных и речевых функций.

Физиологи и нейроученые имеют свою точку зрения. Специалисты считают, что инфантильная амнезия возникает вследствие недоразвитости мозга в детском возрасте. До 5 лет гиппокамп нестабильно хранит опыт. Нейогенез (образование новых связей) приводит к стиранию уже существующей информации.

Нейропсихологи считают, что у малышей не развита часть нервной системы, отвечающая за работу долговременной памяти, из-за чего утрачиваются воспоминания.

Специфические симптомы

Характерны признак инфантильной амнезии – неспособность взрослого человека воспроизвести информацию из раннего детства и младенчества. Детская амнезия – это эволюционное приспособление. Отсутствие воспоминаний о своей незащищенности и уязвимости оберегает психику от травм.

Половые различия

Воспоминания у мужчин и женщин отличаются. Девочки помнят более ранний опыт, причем воспоминания имеют детали, эмоциональную окраску.

Это связано с тем, что мамы чаще разговаривают с дочерьми, употребляя оценку, напоминания, эмоционально окрашенные слова. Такая подача информации лучше откладывается.

Женские воспоминания информационно плотные, события связаны не только с собой, но и с эмоционально значимыми людьми. У мужчин больше воспоминаний о себе. Они воспроизводят отрицательный опыт более детально. Хорошо помнят опыт социального взаимодействия, например, игры.

Читайте также:  МРТ пояснично-крестцового отдела позвоночника: что показывает, подготовка

Культурные

Воспоминания из детства сфабрикованы головным мозгом

Мужчины способны вспомнить более ранние события детства, чем женщины. Женский пол способен воспроизвести события возраста 6 лет.

Африканцы способны вспомнить довольно ранние события. Особенно чернокожие женщины. Взрослые, принадлежащие к западной культуре, отличаются образностью, эмоциональностью речи, тогда как азиаты больше склонны рассказывать о фактах.

Можно ли вылечить?

Воспроизвести события раннего периода возможно, прибегнув к помощи психотерапевта. Существуют методы работы, при которых человек погружается в состояние транса, его мозг расслабляется и появляются образы детства.

Способы «лечения» детской амнезии:

  • гипноз;
  • свободная беседа;
  • методы психоанализа, когнитивной, поведенческой психотерапии.

Существует информация, которую невозможно воспроизвести по физиологической причине (несформированность определенных центров мозга).

Припоминание с подсказкой

Суть метода в том, что человеку дается слово, связанное с детством. Тот начинает вспоминать все, что имеет какие-то ассоциации. Воспоминания, добытые таким способом, датируются возрастом 3-4 лет. Спустя какое-то время после сеанса человек может припоминать новые события, связанные со словом.

Свободное

Воспоминания из детства сфабрикованы головным мозгомПациент в произвольной форме рассказывает о том, что помнит. Ему не даются наводящие слова-маячки.

Упражнение проходит в форме свободной беседы. Сложно определить, относится ли полученная информация к наиболее ранним воспоминаниям.

Эксперименты показывают, что нет существенной разницы между первым и вторым методом. Одним клиентам проще рассказывать, опираясь на ассоциативную память, другие предпочитают свободный рассказ.

Полное

Клиент должен не только вспоминать прошлый опыт, но и записывать его. Этот метод также представляет собой свободный рассказ без подсказок. Он более эффективный: позволяет лучше понять и осознать опыт детства.

Способ трудоемкий, клиент должен потратить много времени на попытки вспомнить и записать информацию. Информация, полученная в результате полого припоминания, более детальная.

Детская амнезия – загадочный феномен, не изученный в полной мере. Экспериментальным путем не удается получить информацию о достоверности воспоминаний.

Существуют методы, позволяющие оживить ранние события в памяти, но к ним следует прибегать только по необходимости. Пережитый осознанный опыт влияет на сегодняшнюю жизнь.

Ваши детские вспоминания сфабрикованы головным мозгом

Исследование британских ученых говорит о том, что историю о собственном младенчестве люди зачастую выдумывают или домысливают.

В одном из крупнейших исследований ученые сделали недавно весьма интересное открытие: почти у 40% людей первые воспоминания полностью вымышлены. Дело даже не в том, что их воспоминания спутаны или не соответствуют друг другу, а в том, что того, что они помнят, вообще никогда не было.

Исследование проводили ученые из Лондонского университета (University of London), Университета Брэдфорда (University of Bradford) и Университета Ноттингем-Трент (Nottingham Trent University). Отчет был опубликован в журнале Psychological Science. 

Исследователи опросили 6 641 респондента об их самых ранних воспоминаниях, спрашивая также, в каком возрасте они появились. И они обнаружили, что 2 487 человек или 38,6% сообщили о своих первых воспоминаниях в период до двухлетнего возраста. Из них 893 сообщили о первых воспоминаниях в возрасте до 1 года. И в этом-то и заключается проблема.

Большинство людей не могут иметь словесно выразимых воспоминаний до возраста 3-3,5 лет. Наш мозг, похоже, просто неспособен сохранить такую информацию. 

Мы все знаем, что наша память ненадежна – именно поэтому свидетельские показания о преступлении могут быть поставлены под сомнение. Но исследователи хотели узнать, почему многие люди утверждают, что у них есть воспоминания с того времени, когда они просто не могли бы сформироваться.

В ходе опроса респондентов просили описать их воспоминания. Затем группа исследователей проанализировала язык, используемый участниками, содержание и характер воспоминаний, а также возраст человека. Они обнаружили, что чем старше человек, тем более вероятно, что он сообщит о невероятно ранних первых воспоминаниях.

Они также обнаружили, что эти воспоминания, все-таки, соответствовали младенческому возрасту. В них речь идет обычно о детских кроватках, подгузниках, колясках, первых шагах или желании общаться, возникшему еще до умения говорить. 

Исследователи полагают, что эти неправдоподобные воспоминания не обязательно происходят из ниоткуда – они возникли позже на основании детских фотографий, знания того, что собой обычно представляет младенчество, а также на основании рассказов других членов семьи.

«Мы полагаем, что невероятные и вымышленные ранние воспоминания — это ментальное представление, напоминающее эпизодическую память, состоящее из запоминающихся фрагментов раннего опыта и некоторых фактов или знаний о своем детстве и младенчестве», — объясняет психолог Шазия Ахтар (Shazia Akhtar) из британского университета Брэдфорда (University of Bradford).

«Кроме того, дальнейшие подробности могут быть неосознанно вставлены или добавлены в воспоминания, например, о том, как вы стояли в кроватке в подгузниках. Такие эпизодические представления, похожие на воспоминания, возникают со временем, ассоциируясь с личным опытом индивидуума и становясь его воспоминаниями о младенчестве», — говорит Шазия Ахтар. 

Исследователи полагают, что это может быть связано с необходимостью индивидуума составить себе полное повествование о своей жизни, хотя причина тому остается пока неизвестной.

Однако, как отмечают исследователи, позитивная и полная история своей жизни может коррелировать с положительной самооценкой и улучшением качества жизни. И этому, вероятно, помогает подсознательное заполнение пустот в воспоминаниях о наших ранних годах.

Тем не менее, данные исследования заставляют задаться вопросом: насколько и в других моментах наша память могла быть изменена нашим же собственным лживым мозгом.  «В данном случае важно то, что человек, «помнящий» неправдоподобные воспоминания, не сознает, что они вымышлены. Когда людям говорят, что их воспоминания –  ложные, они часто не верят этому.

И это отчасти связано с тем, что системы, которые позволяют нам запоминать что-либо, очень сложны, и до 5-6 лет у нас не формируются такие же воспоминания, как у взрослых, из-за того, что наш мозг еще развивается и мы только учимся познавать окружающий мир», — говорит психолог Мартин Конвей (Martin Conway) из Лондонского университета (University of London).

 

Ложные воспоминания.Почему так происходит? И как это рушит жизни

Все ли наши воспоминания реальны? Действительно ли события происходили именно так как мы помним? А что если наши воспоминания – это ничто иное как фантазия или глупый вымысел?

Жутко, если это действительно так. Но вполне вероятно, что большая часть наших воспоминаний деформирована, изменена, а есть и то, чего вовсе не существовало.

Наша память – одна из важнейших когнитивных функций. Она нам жизненно необходима, для нормального и адекватного существования. К сожалению, механизмы памяти до конца не изучены и нам приходится довольствоваться скромной частью знаний, которые мы имеем на сегодняшний день.

В психиатрии есть термин «конфабуляция», что представляет собой конкретный симптом, встречающийся при некоторых психических расстройствах (при шизофрении, сосудистой деменции или психозе).

Это когда больной рассказывает о событиях, которые с ним никогда не происходили, но он их помнит и абсолютно уверен, что они были в реальности. Переубедить больного не удастся, да и зачем.

Информация о событии может быть позаимствована из художественного фильма, литературного произведения, из его сна. Откуда угодно. И она в его памяти выдается за что-то совершенно обычное, верное, реальное.

Это все очень интересно, скажете вы, но какое отношение это имеет к нормальным людям?

А такое, что феномен «ложных воспоминаний» встречается у вполне здоровых людей и является частью нормы.

Это может случиться после сильной интоксикацией алкоголем или наркотическими веществами. Когда под их воздействием человеку приходят в голову мысли, сюжеты, диалоги, а на следующий день он уверен, что они на самом деле происходили.

Это могут быть травмирующие воспоминания из детства, о которых очень хотелось забыть или хотя бы видоизменить, чтобы они не причиняли боль.

Могут быть фантазии, настолько яркие и эмоциональные, что они закрепились в памяти.

Много чего это может быть. Главное результат – мы помним то, чего на самом деле не происходило.

Читайте также:  Как сделать укол внутримышечно, самому себе, в ягодицу

Как это происходит?

Интеграция новой, ложной, неверной информации происходит путем активации у человека уже существующих нейронных групп, которые лежат  в основе существующего воспоминания, что и приводит к их перекрытию.Т.е. к имеющимся воспоминаниям добавляются новые, вымышленные детали, искажая первоначальный вид воспоминаний и таким образом перекрывают, блокируют существовавшую информацию.

Также пытаясь что-то вспомнить, мозг может нарисовать образы, которые мы воспримем за правду, а не фантазию. Нам кажется мы вспомнили. Но это не так.

Почему это происходит?

В более серьезных случаях, явление ложных воспоминаний сопровождается прогрессирующей амнезией. В следствие болезни, травмы головы или других причин, у человека возникают провалы в памяти, которые нужно чем-то заполнить. Они-то и забиваются фантазиями. Не может же быть там совсем пусто.

В других случаях, как уже было сказано выше, ложные воспоминания могут прийти на смену травмирующих событий, дабы человек не переживал и не прокручивал постоянно в памяти болезненный опыт.

Но также это явление может носить совершенно сознательный характер. Когда кто-то целенаправленно пытается исказить воспоминания свои или другого человека, из благих (или не очень) намерений. Вспоминаем манипуляторов, газлайтеров и других психопатических личностей.

В любом случае, никто из нас не может вспомнить какое-либо событие из прошлого абсолютно точно. Наш мозг хоть и сравнивают с компьютером, но в полной мере он им не является. Хорошо это или плохо, я не знаю. Но наверное у каждого человека есть ситуации, которые очень хочется стереть из памяти. Так вот, это в нашей власти.

Как ложные воспоминания могут разрушать жизнь?

В один роковой вечер, возвращаясь с любимой невестой после романтического ужина, Стив Тайтус был остановлен полицией. Автомобиль Стива был по описанию похож на тот, что принадлежал насильнику. Автомобиль описала жертва и он был объявления в розыск.

Одинаковых машин много, перепутать не сложно, поэтому мужчину сфотографировали и показали фотографию жертве вместе с фотографиями других подозреваемых. Жертва, указав на Стива произнесла » он похож больше всех».

Но когда Стив предстал перед судом, она сказала «Я абсолютно уверенна, что это он».

Этого было достаточно, чтобы признать Тайтуса виновным и увести из зала суда под истошные крики ужаса его родных.

Стив решил не сдаваться, он хотел оправдать свое имя и обратился к местному репортеру и репортер сотворил чудо: он нашел реального преступника.

Но к сожалению на это потребовалось пять лет и из тюрьмы уже вышел озлобленный на мир мужчина. Тайтус потерял все и единственное, что ему хотелось, хоть каплю справедливости. Он подал в суд против сотрудников полиции и других лиц причастных к этому делу. Это стало делом его жизни и он умер за несколько дней до заседания от сердечного приступа. Стресс унес жизнь 35-летнего мужчины.

(Стив Тайтус)

Но случай Тайтуса не единственный. Есть сотни сулчаев, когда за решеткой оказываются невиновные, осужденные по показаниям жертвы.

Ученая, Элизабет Лофтус провела ряд экспериментов основанных на смоделированных преступлениях и имитации катастроф . Приведем в пример один:

Двум группам людей, показали аварию, а затем задали ряд вопросов. Таких же вопросов, которые были бы им заданы в реальном случае. Единственно,что вопросы формулировались двум группам по разному.

С какой скоростью двигались автомобили до столкновения?

С какой скоростью двигались автомобили до катастрофы?

Группа людей, услышавших слова «катастрофа» отвечала, что машины двигались быстрее, к тому же многие утверждали, что видели битое стекло и даже кровь. Воображение само породила эту картинку. Нам очень легко обмануть самих себя.

Наша память может меняться, наше подсознание может её переписывать так, чтобы сохранить психику или по большому потаенному желанию или по внушению других лиц. Не дайте обмануть сами себя. Пытайтесь перепроверить важные моменты жизни. И помните если люди говорят вам что-то с уверенностью, это не значит, что это правда, но это и не значит, что они хотят вас обмануть.

Воспоминания детства: куда и почему уходят

Куда уходят детские воспоминания? Почему наш мозг умеет забывать? Можно ли верить осколкам памяти?

  • Проблема детских воспоминаний волнует учёных не первый год, а последние исследования психологов и нейрофизиологов способны многое прояснить в этих вопросах.
  • Мои воспоминания — словно золотые в кошельке, подаренном дьяволом:откроешь его, а там сухие листья.
  • Жан-Поль Сартр
  • ©Elena Shumilova

Детство. Речка. Переливающаяся вода. Белый песок. Папа учит меня плавать.

Или вот ещё: кладики. Наберёшь всякого барахла типа бусинок, цветных стёклышек, фантиков от конфет и жвачек, разроешь в земле небольшую ямку, сбросишь туда свои сокровища, прижмёшь всё это предварительно найденным стеклом от бутылки и засыплешь земелькой. Никто никогда их потом не находил, но мы любили делать эти самые кладики.

Моя память времён детского сада сокращена до вот таких отдельных моментов: рисунок пальцем на запотевшем стекле окна, клетчатая рубашка брата, тёмная зимняя улица, усеянная рыжими огнями, электрические машинки в детском парке.

Когда мы пытаемся вспомнить свою жизнь до момента рождения, получается увидеть только такие проблески в чулане памяти, несмотря на то, что мы ведь о чём-то думали тогда, что-то чувствовали и многое узнавали о мире в те дни.

Куда ушли все эти детские воспоминания, эти годы?

Проблема детских воспоминаний и неизбежного забывания укладывается в простое определение психологов — «детская амнезия». В среднем, воспоминания людей доходят до возраста, когда им было 3-3,5 года, а всё, что происходило до этого, становится тёмной бездной. Ведущий эксперт по развитию памяти из университета Эмори доктор Патриция Бауэр отмечает:

Этот феномен требует нашего внимания, потому что в нём заключается парадокс: очень многие дети отлично помнят события своей жизни, но, став взрослыми, они сохраняют малую часть своих воспоминаний.

В последние несколько лет ученые особенно плотно занимались этим вопросом и, кажется, им удалось распутать то, что происходит в мозге, когда мы теряем воспоминания самых первых лет.

А всё началось с Фрейда, который ещё в 1899 году придумал для описанного явления термин «детская амнезия». Он утверждал, что взрослые забывали о своих первых годах жизни в процессе подавления мешающих сексуальных воспоминаний.

В то время как некоторые психологи поддерживали это заявление, наиболее общепринятое объяснение детской амнезии сводилось к тому, что до семи лет дети просто не способны образовывать устойчивые воспоминания, хотя доказательств в поддержку этой теории было ничтожно мало.

В течение почти ста лет психологи предполагали, что воспоминания о детстве не выживают в первую очередь потому, что они неспособны быть долговечными.

Конец 1980-х ознаменовался началом реформации в области детской психологии.

Бауэр и другие психологи стали исследовать детскую память, используя весьма нехитрый способ: на глазах ребёнка строили очень простую игрушку и разбивали её после сигнала, а потом наблюдали, сможет ли ребёнок подражать действиям взрослого в правильном порядке, но в растянутом временном диапазоне: от нескольких минут до нескольких месяцев.

Один эксперимент за другим показывали:

  • воспоминания детей 3-х лет и младше на самом деле сохраняются, хотя и с ограничениями; 
  • в возрасте 6 месяцев младенцы помнят, по крайней мере, прошлый день;
  • в 9 месяцев события в памяти сохраняются минимум 4 недели;
  • в возрасте двух лет — в течение года.

А в историческом исследовании 1991-го года  учёные обнаружили, что ребёнок четырёх с половиной лет мог подробно вспомнить поездку в Disney World, которая состоялась за 18 месяцев до этого.

Однако около 6-ти лет дети начинают забывать многие из этих ранних воспоминаний.

Очередной эксперимент 2005-го года, который проводила доктор Бауэр со своими коллегами, показал, что дети в возрасте пяти с половиной лет вспоминали более 80% опыта, который у них был до 3-летнего возраста, в то время как дети, которым было семь с половиной лет, могли вспомнить менее 40% происходящего с ними в детстве.

Читайте также:  Реабилитация после коронавируса в домашних условиях, восстановление после пневмонии

Эта работа обнажила противоречия, которые находятся в самой основе «детской амнезии»: маленькие дети способны запоминать события в первые несколько лет жизни, но большинство из этих воспоминаний в конечном счёте исчезают со стремительной скоростью, что никак не похоже на механизмы забывания, свойственные взрослым людям.

Озадаченные этим противоречием, исследователи стали строить догадки: может быть, для долговечных воспоминаний мы должны овладеть речью или самосознанием, — в общем, обзавестись тем, что не слишком развито в детском возрасте.

Но, несмотря на то, что устное общение и самосознание, несомненно, укрепляют человеческую память, их отсутствие не может сполна объяснить феномен детской амнезии.

В конце концов, некоторые животные, которые имеют достаточно большой мозг относительно их тела, но не имеют языка и нашего уровня самосознания, также теряют воспоминания, которые относятся к их младенчеству (например, крысы и мыши).

Догадки длились до тех пор, пока учёные не обратили внимание на самый главный орган, участвующий в процессе памяти, — наш мозг. С этого момента проблема детских воспоминаний стала предметом внимания нейроученых всего мира и одно за другим стали появляться исследования, объясняющие причину исчезновения нашей памяти.

Дело в том, что между рождением и подростковым возрастом структуры мозга продолжают развиваться.

С массивной волной роста мозг обзаводится огромным количеством нейронных связей, которые с возрастом сокращаются (на определённом этапе нам просто необходим этот «нейронный бум» — чтобы быстро адаптироваться к нашему миру и обучиться самым необходимым вещам; больше такого с нами не случается).

Так вот, как выяснила Бауэр, эта специфическая адаптивность мозга имеет свою цену.

В то время как мозг переживает затянувшееся после рождения развитие за пределами материнского лона, большая и сложная сеть нейронов мозга, которые создают и поддерживают наши воспоминания, сама находится в стадии строительства, поэтому она не способна образовывать воспоминания так же, как это делает мозг взрослого человека. Как следствие, долгосрочные воспоминания, сформированные в первые годы нашей жизни, являются наименее устойчивыми из всех, которые у нас появляются за время жизни, и склонны распадаться во время взросления.

А год назад невролог из детской больницы Торонто Пол Франкланд и его коллеги опубликовали исследование «Нейрогенез гиппокампа регулирует процесс забывания в младенчестве и взрослом возрасте», демонстрирующее ещё одну причину детской амнезии. По мнению учёных, воспоминания не только ухудшаются, но также становятся скрытыми.

 Несколько лет назад Франкланд и его жена, которая также является неврологом, начали замечать, что у мышей, которых они изучали, по отдельным видам тестов памяти, она ухудшилась после жизни в клетке с колесом.

Учёные связали это с тем, что бег на колесе способствует нейрогенезу — процессу появления и роста целых новых нейронов в гиппокампе, области мозга, которая имеет важное значение для памяти.

Но в то время, как нейрогенез гиппокампа взрослых, вероятно, вносит свой вклад в способность к обучению и запоминанию, он может иметь отношение к процессу забывания во время роста организма. Так же, как в лесу может вырасти лишь определённое количество деревьев, гиппокамп способен вместить ограниченное число нейронов.

В итоге происходит то, что случается в нашей жизни сплошь и рядом: новые клетки мозга вытесняют другие нейроны с их территории или даже иногда вовсе их замещают, что в свою очередь ведёт к перестройке ментальных схем, которые могут хранить отдельные воспоминания. Как предполагают учёные, особенно высокий уровень нейрогенеза в младенчестве частично ответственен за детскую амнезию.

Кроме экспериментов с беговым колесом учёные использовали «Прозак», который стимулирует рост нервных клеток.

Мыши, которым давали препарат, начинали забывать эксперименты, которые с ними проводили до этого, в то время как особи, не получающие лекарства, всё помнили и хорошо ориентировались в знакомых им условиях.

Наоборот, когда исследователи препятствовали нейрогенезу маленьких особей с помощью средств генной инженерии, у молодых животных стали формироваться гораздо более стабильные воспоминания.

Правда, Франкланд и Джозелин пошли ещё дальше: они решили внимательно изучить, как нейрогенез изменяет структуру мозга и что происходит со старыми клетками.

Последний их эксперимент достоин самых смелых догадок писателей-фантастов: с помощью вируса учёные вставили в ДНК ген, который способен закодировать белок на флуоресцентное свечение.

Как показали светящиеся красители, новые клетки не заменяют старые — скорее, они присоединяются к уже существующей схеме.

Эта перестройка схем памяти означает, что в то время, как некоторые из наших воспоминаний детства действительно уходят, другие сохраняются в зашифрованном, преломлённом виде. Видимо, это объясняет ту трудность, с которой нам даётся порой что-то вспомнить.

Но даже если нам удастся распутать клубки нескольких различных воспоминаний, мы никогда не сможем полностью доверять воскрешённым картинам — некоторые из них могут быть частично или полностью сфабрикованы.

Это подтверждает исследование  Элизабет Лофтус из университета Калифорнии в Ирвине, благодаря которому стало известно, что наши самые ранние воспоминания представляют собой нерастворимые смеси подлинных воспоминаний, рассказов, которые мы впитывали от других, и мнимых сцен, придуманных подсознанием.

В рамках эксперимента Лофтус и её коллеги представили добровольцам несколько коротких рассказов об их детстве, поведанных родственниками.

Без ведома участников исследования, учёные включили одну придуманную историю, которая, по сути, была фикцией — о потере в пятилетнем возрасте в торговом центре. Тем не менее, четверть добровольцев заявили, что они помнят об этом.

И даже тогда, когда им сказали, что один из рассказов выдуман, некоторые участники не смогли определить, что это была история о торговом центре.

Научный журналист, заместитель главного редактора журнала Scientific American Феррис Джабр (Ferris Jabr) размышляет на этот счёт:

Когда я был маленьким, я заблудился в Диснейленде. Вот что я помню: был декабрь, и я наблюдал за ходом железного поезда через рождественскую деревню. Когда я обернулся, мои родители исчезли. По моему телу прошёл холодный пот.

Я начал всхлипывать и бродить по парку в поисках мамы и папы. Незнакомец подошёл ко мне и отвёл к гигантским зданиям, наполненным экранами телевизоров с трансляцией видеокамер безопасности парка. Видел ли я своих родителей на одном из этих экранов? Нет.

Мы вернулись к поезду, где и нашли их. Я побежал к ним с радостью и облегчением.

Недавно впервые за долгое время я спросил маму, что она помнит о том дне в Диснейленде. Она говорит, что была весна или лето и что она в последний раз видела меня рядом с пультом дистанционного управления лодок из аттракциона «Круиз по Джунглям», а не рядом с железной дорогой.

Как только они поняли, что я потерялся, они пошли прямо к центру потерянных и найденных. Смотритель парка действительно нашёл меня и привёл в этот центр, где меня, довольно вкушающего мороженое, и нашли родители.

Конечно, никаких доказательств ни её, ни моих воспоминаний найти не удалось, однако мы остались с чем-то гораздо более неуловимым: этими маленькими угольками прошлого, встроенными в наше сознание, мерцающими, как золото дурака.

Да, мы утрачиваем наши детские воспоминания, чтобы иметь возможность расти и развиваться дальше. Но, если честно, я не вижу в том большой беды.

 Самое дорогое, самое важное мы всегда берём с собой во взрослую жизнь: запах маминых духов, ощущение тепла её рук, самоуверенную улыбку отца, блестящую речку и волшебное ощущение нового дня —  все те кладики детства, которые остаются с нами до конца.

Источник

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *