Неврозы – это функциональные расстройства. Их возникновение связано с защитой организма от чрезмерных интенсивных, длительных переживаний, страха, тревоги. Невроз у детей может препятствовать общим рассуждениям и поведению.
Нарушения некоторых функций у детей возникают быстрее из-за незрелости ЦНС, поэтому важную роль играет стадия развития. При неврозе у детей симптомы расстройства более разнообразны и изменчивы, чем во взрослом возрасте.
Оно может влиять, как на психические, так и на соматические функции.
Невротические расстройства, типичные для детского возраста
Неврозы у детей и подростков весьма вариабельны. Хотя стрессовые ситуации необходимы для нормального развития, чрезмерные психоэмоциональные нагрузки негативно сказываются на нервной системе.
Пищевой невроз
Детский пищевой невроз имеет характер отказа от пищи, придирчивости или, наоборот, повышенной потребности в еде. Еда служит заменой удовлетворения в другой, проблемной, области.
Также может присутствовать рвота. Распространенные расстройства пищевого поведения – психическая анорексия и нервная булимия.
Согласно статистическим данным, около 5% пациентов составляют представители возрастной группы до 12 лет.
Подобные расстройства более типичны для девочек. Процент мальчиков в младшем возрасте выше, чем в старшем.
Основные критерии диагностики нервной анорексии:
- Потеря веса или отсутствие прибавки в весе, приводящая к массе тела, как минимум, на 15% ниже по сравнению с нормальным или ожидаемым весом для этого возраста и роста.
- Неадекватное восприятие веса или пропорций тела, их преувеличенное влияние на самооценку.
- Поведение, направленное на снижение веса. Чрезмерная физическая активность.
Основные критерии диагностики нервной булимии:
- Повторные контролируемые эпизоды переедания (минимум 2 раза в неделю в течение 3 месяцев). Употребление большого количества пищи за короткий промежуток времени, несмотря на отсутствие чувства голода.
- Болезненный страх перед полнотой, низкая оценка собственного тела.
- Ненадлежащее компенсаторное поведение после переедания, направленное на предотвращение увеличения веса (спровоцированная рвота, голодание, чрезмерная физическая нагрузка, применение слабительных, мочегонных препаратов и трав, клизм или других средств).
Нарушения сна
Детская психика чувствительна к любым семейным проблемам. Поэтому нарушения сна могут иметь причину в семье. Другое объяснение – эмоциональное расстройство в детстве.
Практика показывает, что около 20-30% детей (в возрасте до 18 лет) страдают от значительного нарушения сна, часто продолжительного. Частые последствия нарушений сна у детей школьного возраста – проблемы с успеваемостью, поведенческие изменения.
Наблюдается ухудшение настроения, снижение жизненных сил, внимания. Могут быть нарушены другие когнитивные функции (креативность, дивергентное мышление, память) и физическое развитие.
Нарушениям сна более подвержены новорожденные с перинатальным риском, дети с различными хроническими заболеваниями.
Расстройства засыпания
Этот невроз у ребенка 7 лет и младше связан с отказом спать в одиночестве, без присутствия родителей (обычно малыш требует внимания матери). Часто время засыпания продлевается, бдение усиливается исключительным вниманием, получаемым в это время от родителей.
У других детей проблема засыпания является признаком сильной эмоциональной перегрузки, преходящей тревоги.
Еще одна причина расстройства засыпания – полное осознание ребенком универсальности и необратимости смерти. Часто дети боятся смерти во сне (либо своей, либо кого-то из близких).
С расстройствами засыпания связаны некоторые тревожные стереотипы самоуспокоения (сосание пальца, покачивание и т.д.).
Частые ночные пробуждения
О частых пробуждениях идет речь, если они происходят более 6 раз за ночь. В это время ребенок требует внимания и заботы родителей. Исследования показывают, что больший процент дошкольников и младших школьников, просыпаясь ночью, переходят в постель родителей.
Обязательное условие успешного лечения – детальная диагностика, определение причины нарушения сна, сотрудничество семьи ребенка.
Кошмары
Это яркие сны со страшным содержанием. Они часто бывают реакцией на текущее бремя, соматическое заболевание. Если ночные кошмары повторяются слишком часто, являются интенсивными, они могут указывать на чрезмерный стресс или эмоциональную перегрузку.
Чрезмерная сонливость
Часто упоминается как лень, отсутствие интереса или даже депрессия. В патогенезе расстройства присутствуют длительные проблемы со сном, здоровьем (напр., эпилепсия с ночными пароксизмами и т.д.), инфекции, астенический синдром, врожденные болезни.
Одна из причин – нарколепсия (ежедневные пароксизмальные сонные состояния) – это относительно редкое заболевание, требующее системного неврологического лечения.
Парасомния
Расстройство связано с фазой глубокого сна. Ребенок внезапно пробуждается с сильными криками, часто с открытыми глазами, не реагирует на окружение. После пробуждения он ничего не помнит.
В этих случаях лучше пройти неврологическое обследование. Парасомния может поддерживаться повышенной нагрузкой, внутренними и межличностными конфликтами. Расстройство также включает в себя сомнамбулизм (ходьба во сне) и сомнилоквию (разговор во сне). Эти состояния, в основном, являются проявлениями незрелости ЦНС и большой нагрузки на организм малыша.
Соматические проблемы
Тревожные дети часто реагируют на бремя физическими проявлениями. У них связь между психическими и соматическими компонентами более сильная, чем у взрослых. При детском неврозе симптомы могут включать проблемы с пищеварением, нарушение дыхания, кашель, различные боли.
Организм ребенка посредством соматических признаков сигнализирует о субъективной непереносимости бремени. Это неосознанный, непроизвольный процесс. Боль реальна, часто приносит душевное облегчение. Например, если ребенка считают больным, он может остаться дома, родители не ссорятся, уделяют ему внимание и т.д.
Невротические привычки и тики
Привычки невротической природы можно охарактеризовать как навязчивые. Параллельно с ними возникают чувства тревоги или напряжения. Типичное проявление – физическая активность, характерная автоматичностью, стереотипом.
Поскольку это проявление неосознанное, неуместно пытаться решить его наказанием. Суть в том, что невротическая природа при чрезмерной нагрузке действует, как клапан (напр.
, школьник начинает грызть ногти, потому что боится писать контрольную работу).
Одна из наиболее распространенных невротических привычек, сопровождающих неврастению у детей, – упомянутое кусание ногтей, прикосновение к различным частям тела, царапание кожи, пощипывание. Менее распространенный признак – скручивание прядей волос, что в продолжительной перспективе может привести к их заметной потере. Подобная привычка – вырывание бровей и ресниц.
Распространенные проявления – тики, непреднамеренные, быстрые движения различных частей тела, особенно небольших групп мышц лица, рук, ног. Проблемы вызываются нарушением импульсов в нервах.
Следующая разновидность – фокальные тики, типичные различными стереотипными звуками, слогами, словами.
Интенсивность проявлений зависит от общего физического состояния и уровня напряжения пациента. Иногда состояние улучшается или ухудшается даже без лечения.
Фобические тревожные расстройства
Это психические расстройства, при которых развитию беспокойства и страха способствуют четко определенные факторы, не опасные в данный момент. Результатом является типичное избегание или преодоление таких ситуаций с тревогой и страхом. Эти ситуации могут привести к обмороку, сердцебиению; они часто связаны со вторичным страхом смерти.
Страх в большей степени формируется уже у маленьких детей (грудничков) в связи с развитием символического мышления. В дошкольном возрасте он обусловлен развитием фантазии.
Частый стимул развития страха – сказки или страшные истории, драматические сцены из жизни. Тревожным детям для создания фобии достаточно минимального импульса.
Наиболее распространенные предметы детских фобий – это животные, тьма, одиночество, доктора, нереальные существа. У 3-8% детей, страдающих фобиями, эти проблемы сохраняются или ухудшаются.
Школьная фобия
Невротические расстройства у младших школьников включают школьную фобию, которая может развиться после начала посещения школы. Это чрезмерный страх перед учебным заведением, в которое ребенок отказывается ходить. Причины две:
- боязнь покинуть дом (чаще всего в начале обучения);
- опасение недостаточной успешности школе (после предыдущего отрицательного опыта).
- Как правило, при школьной фобии невротические симптомы возникают тогда, когда ребенок должен идти в школу.
- Дети со школьной фобией также имеют другие невротические проблемы, в частности, соматические симптомы: утреннюю рвоту, головную боль, болезненность в животе, нарушения сна.
- Расстройство характерно для интровертов, молчаливых, одиноких, гиперчувствительных детей, часто с заниженной уверенностью в себе.
Распознавать фобию, вылечивать ее симптомы должен психолог. Врачебная консультация требуется при замечании первых проявлений.
Обсессивно-компульсивное расстройство
На этот тип расстройства указывают настойчивые мысли, идеи, побуждения. Они неразумные, постоянно повторяющиеся. Пациент знает, что мысли нелогичны, но все равно не может от них избавиться. Эти идеи создают предпосылки для эмоциональной лабильности, психического напряжения, стресса.
Уменьшить интенсивность психического напряжения помогают различные формы ритуалов и компульсий. Ритуалы в основном направлены на уменьшение беспокойства, предотвращение причинения вреда себе или близкому человеку, искоренение плохих, неприемлемых мыслей.
Нередко попытка не допустить эскалации расстройства приводит к тревоге, панике. Она может спровоцировать ярость по отношению к людям, пытающимся предотвратить ритуальные действия пациента.
Компульсивные действия – это повторяющиеся акты, которые пациент вынужден совершать, сопровождающиеся беспокойством по поводу неуспешности их выполнения. Расстройство включает либо обсессивную, либо компульсивную симптоматику. Но чаще всего эти два симптома сочетаются.
Нарушения экскреции
Нарушение экскреции – это проявление, которым характеризуется невроз у ребенка (2 года и старше).
Расстройство ассоциируется с психологическим стрессом, особенно, в период недостаточно развитой функции контроля сфинктеров (мочевого и прямой кишки), привычек чистоты.
У грудного ребенка эти симптомы часто не заметны ввиду использования подгузников. Но старший пациент может пописать, не предъявляя позывов к туалету.
Для старшего ребенка нарушения экскреции социально обременительны. Они могут поставить под угрозу его адаптацию в группе сверстников, следовательно, уверенность в себе.
Дети с расстройством экскреции часто являются объектом насмешек, презрения. Они стараются держать проблему втайне, из-за чего ее бывает сложно выявлять и излечивать. Нарушения экскреции включают энурез и энкопрез.
Нарушения общения и речи
Тревожные дети могут страдать от расстройств общения. Повышать их проявления может эмоциональное напряжение. Классификация нарушения общения у детей раннего школьного возраста с невротическими проблемами делит их на следующие типы.
Мутизм
Это невротическое ослабление речи у ребенка, который может говорить, но отказывается из-за эмоционального торможения. Речь идет о проявлении страха и напряжения в конкретной ситуации, в общении с человеком. Нарушение речи может возникнуть в результате перенесенной душевной травмы.
Состояние проявляется остановкой речи, иногда полным отсутствием реакции на стимулы. Дети имеют тенденцию быть замкнутыми, социально неопытными. Чаще всего этот детский невроз встречается в дошкольном возрасте или у младших школьников, но иногда проявляется после 8-летнего возраста.
Заикание
Это функциональное нарушение беглости речи. Состояние проявляется судорожным повторением слогов, целых слов, продлении начала словесной единицы.
Интенсивность проявлений прямо пропорциональна текущему психическому напряжению. Проблема чаще встречается у мальчиков, чем у девочек.
Заикание можно интерпретировать как специфический ответ на неспецифическую стрессовую ситуацию. Оно чаще проявляется в обществе, чем в домашней обстановке.
Как и большинство речевых расстройств, заикание социально обременительно, привлекает внимание окружающих, вызывает неблагоприятные реакции.
Тахилалия
Как правило, темп речи ребенка заметно ускорен. Речь не непрерывная, но без повторений и заиканий. Типичный признак – прерывистый поток речи, частое повышение голоса, отсутствие артикуляции, что затрудняет понимание речи окружающими.
Депрессия
Взгляд на детскую депрессию сегодня значительно изменился. Был проведен ряд исследований, пришедших к выводам, что дети могут страдать от депрессии так же часто, как и взрослые. Причины разнообразны – развод родителей, непринятие сверстниками и др.
Симптомы детской депрессии похожи на проявления у взрослых. Детские формы характеризуются более высокой частотой возникновения соматических проблем, регрессивных проявлений и некоторых других «маскирующих» симптомов, по сравнению с депрессией у взрослых.
Основные проявления (во всех возрастных категориях):
- Грустное настроение – чувство безнадежности, раздражительность, потеря интереса и удовольствия от обычной деятельности.
- Пищевые расстройства – обычно анорексия, иногда переедание.
- Нарушения сна – обычно бессонница, иногда гиперсомния.
- Апатия, потеря интереса к окружению.
- Двигательные нарушения.
- Усталость, потеря энергии.
- Снижение самооценки, неадекватное чувство вины.
- Ухудшение концентрации.
В младшем школьном возрасте депрессия проявляется в основном низкой самооценкой, чувством беспомощности, доминированием в игре и фантазии депрессивных тем (напр., травм, потери близкого человека, критики).
Лечение детских неврозов
Эффективность лечения неврозов зависит от своевременного понимания проблемы, ее диагностирования. Важно вовремя обратиться к специалисту. Пренебрежение симптомами расстройства чреваты его переходом в хроническую форму.
Лечение назначается на основании результатов обследования, составления личного и семейного анамнеза. В терапии неврозов применяются 2 метода: психотерапия и фармакологическое лечение (прием медикаментов).
Лечение должно быть нацелено на всю семью, в которой живет ребенок, проводиться опытным специалистом в области детской психологии. Если для поддержки психотерапии необходимо использовать лекарства, психолог консультируется с детским психиатром.
Снимать невротические симптомы могут и препараты гомеопатии. Но их применение не лишено рисков. Перед началом использования требуется одобрение врачом.
Старшим детям при заикании, тиках чаще всего назначаются таблетки «Фенибут». Основной компонент препарата – дериват аминофелола – аминофенилмасляная кислота.
Возможна ли профилактика детских неврозов?
Лечение детских неврозов
Невроз — это психологическое заболевание, которое представляет собой реакцию на психическую травму. Проявление детского невроза зависит от самой психической травмы, а также от личности самого ребенка.
Особенности формирования невроза у ребенка
Далее рассмотрим происхождение детских неврозов.
Их особенностью у детей является формирование на фоне незрелости личности. Для понимания, личность у детей определяется типом воспитания в семье.
Стоит выделить основные «неадекватные» типы воспитания:
- Недостаточное уделение внимания малышу — «гипоопека».
- Избыточное уделение внимания — «гиперопека».
- Жестокое воспитание.
- Авторитарное воспитание.
Как правило, неправильное воспитание может навредить формированию личности и темперамента малыша. Вследствие чего появляются негативные черты характера, неадекватные реакции со стороны ребенка.
Рано или поздно это приводит к чувству неполноценности, на фоне которого любое негативное внешнее воздействие может привести к неврозу.
В роли негативного фактора могут выступать: грубое слово, громкое замечание, изменение условий жизни и многое другое.
Учитывая незрелость личности у детей, редко развиваются типичные формы невроза. Чаще у них отмечаются более простые расстройства — системные неврозы. Они могут проявиться со стороны любого органа и системы органов.
Считают, что выбор поражения того или иного органа зависит от наследственной восприимчивости (слабости) органа или системы организма.
Такими слабыми местами у детей часто является речедвигательный аппарат (формирование заикания) и мочевыделительная система (развитие энуреза).
Существует также другой механизм развития: сочетание повышенного нервного напряжения и выполнение определенного действия или движения в этот момент.
Так, данное действие или движение, может привести к формированию тиков у малыша. Таким образом, неврозы в детском возрасте чаще всего проявляются тиками, заиканием и энурезом.
При отсутствии лечения системные неврозы с возрастом нередко переходят в «классические», как у взрослых.
Виды и симптомы неврозов
Существуют такие виды общих неврозов, как:
- Истерия. У детей данное состояние проявляется избыточной, неадекватной реакцией на неудовлетворенность чем-либо. Дети с истерией нередко «притворяются». Они могут добиваться желаемого путем манипуляции родителями. Манипуляция может заключаться в имитации симптомов заболевания. При этом врач, осматривая малыша, не находит объективных признаков заболевания.
- Неврастения. У детей она проявляется раздражительностью и слабостью. Нередко возникают бурные реакции на незначительные замечания или действия. Характерными симптомами неврастении также являются: изменчивость настроения, повышенная утомляемость, снижение работоспособности, головная боль, ощущение сердцебиения, нарушение сна. Педиатры, осматривая этих детей, нередко выставляют всем известную вегето-сосудистую дисфункцию.
- Навязчивые состояния. Развиваются у детей с определенными психологическими особенностями: боязливостью, мнительностью, нерешительностью. С раннего возраста характерно образование различных страхов. У большинства больных детей появляются разнообразные защитные реакции в виде навязчивых действий (хлопки руками, частое мытье рук, прыжки и другое). В более старшем возрасте могут появляться навязчивые мысли, сомнения и другое. При этом дети могут осознавать абсурдность своих действий и пытаются бороться с ними.
Ниже рассмотрим наиболее встречающиеся формы неврозов у детей:
- Тики. Нередко предшествуют навязчивым состояниям и действиям. Для них характерны стереотипные сокращения отдельных групп мышц. В раннем возрасте часто возникают частые моргания глазами. При прогрессировании возможно вовлечение в процесс других мышечных групп (дергание носом, заведение глаз, приподнимание бровей, приподнимание плечами и многое другое). После перенесенных ОРВИ у таких детей возможно появление дыхательных тиков: кашель, откашливание, втягивания носом и другое).
- Заикание. Также можете встретить и другое название — логоневроз. Они являются словами-синонимами. Заикание представляет собой нарушение речи, свзанное с судорожным сокращение отдельных групп мышц речедвигательного аппарата. Более подробно с проявлением и лечением данной проблемы вы можете ознакомиться в нашей статье.
- Энурез. Представляет собой ночное недержание мочи. Энурез является неврозом только в том случае, если развивается на фоне психологической травмы или изменений условий жизни (посещение первый раз садика, рождение брата или сестры и другое). Довольно характерна связь с обстановкой и ситуацией, в которой может находиться малыш. Со временем, из-за своего недуга у детей развивается ощущение неполноценности. В более старшем возрасте могут появиться негативные черты характера: несдержанность, злость, раздражительность. В ряде случаев, энурез может развиваться вместе с энкопрезом (недержание кала).
Невроз, как и другие заболевания, проходит ряд условных этапов. Эффект лечения зависит от своевременности оказания помощи. Довольно простое правило: чем на более ранних этапах оказана помощь, тем более благоприятнее эффект от лечения.
Лечение невроза у детей
Основным способом лечения является психотерапия.
Психотерапия способствует:
- Улучшению обстановки в семье.
- Улучшению взаимоотношения между ребенком и членами семьи.
- Коррекции воспитания малыша.
Все методы психотерапии детских неврозов можно сгруппировать в три основные группы: индивидуальная, групповая, семейная.
Среди индивидуальной психотерапии стоит выделить: разъясняющую, рисуночную (рисование, лепка), игровую, аутогенную. Более подробно на них мы останавливаться не будем.
Лишь скажем, что правильным подбором и проведением данных методов терапии занимается специалист — психотерапевт.
Медикаментозное и физиотерапевтическое лечение в данном случае способствует лишь большему эффекту психотерапии и не является основным методом лечения.
Ниже рассмотрим основные группы средств и их представители, которые могут использоваться при лечении:
- Ноотропы: пантогам, ноотропил, пирацетам, аминалон, фенибут.
- Седативные средства: валериана, пустырник и др.
- Общеукрепляющие и тонизирующие средства: препараты кальция (глюконат, хлорид, лактат, глицерофосфат); витамины (пиридоксин, тиамина бромид); настойки китайского лимонника, заманихи, элеутерококка, аралии, женьшеня; липоцеребрин;
- Полезны ванны (хвойные).
- В ряде случаев, по назначению лечащего врача, возможно использование психотропных средств: транквилизаторы (элениум, эуноктин, седуксен, триоксазин); антидепрессанты в малых дозах (мелипрамин, амитриптилин), при повышенной возбудимости, гиперкинезах — нейролептик соннапакс (меллерила).
Неврозы можно и нужно профилактировать. Основой профилактики является предотвращение стресса у детей. Немаловажную роль играет благоприятный микроклимат в семье и в садике, школе. В каждом конкретном случае важно найти индивидуальный личностный подход, который позволит избежать появления невроза.
Неврозы являются актуальной проблемой детской неврологии в связи с высокой распространенностью данного недуга у детей. Родителям очень важно знать основные проявления данной патологии у детей. Не занимайтесь самолечением, при появлении первых признаков невроза у малыша, обращайтесь к педиатру и детскому неврологу, которые помогут решить вам данную проблему.
Мама, школа или детский сад: кто виноват в неврозе у детей?
Вы стали замечать, что ребенок грызет ногти? А может он со слезами собирается в детский сад или школу? Или стал очень часто мыть руки с мылом?
Проявления этого недуга (вернее целой их группы) разнообразны. Как и причины, к ним приводящие.
Многоликий невроз. О нем мы говорим сегодня с нашими постоянными консультантами из «Клиника Эксперт Тула» — врачом-неврологом Сычевой Анной Георгиевной и психологом Шерешевской Кристиной Юрьевной.
— Вокруг этого заболевания много мифов и страхов. Большинство родителей уверены в том, что если ребёнок часто капризничает или плохо спит, значит у него невроз. Что на самом деле скрывается за диагнозом «невроз»?
Невроз — это расстройство психической деятельности, вызываемое факторами, травмирующими психику. Невроз — понятие собирательное, включает в себя целый ряд нарушений. В Международной классификации болезней такого диагноза нет. Тем не менее, в медицинской практике оно используется по сей день. Невротическое расстройство обратимо, имеет функциональную природу.
- Читайте материал по теме: Как подготовиться к школе после летних каникул: советы детского психолога
- — В каком возрасте диагноз может быть поставлен ребёнку?
- Если рассматривать неврозы максимально широко и включить в их число так называемую конституциональную детскую нервность, то диагноз может устанавливаться вскоре после рождения.
- — Невроз – это неврологическое или психиатрическое заболевание?
Оно находится на «границе» неврологии и психиатрии. Его лечением занимаются неврологи, психиатры и психотерапевты. Определенную помощь могут оказать психологи.
— Каким бывает невроз и какой из видов заболевания встречается у детей чаще других?
Выделяют три основных вида невроза. Это неврастения, истерический невроз и невроз навязчивых состояний. Каждый из них состоит, в свою очередь, из других расстройств.
Актуальными для клинической практики являются так называемые системные неврозы. Обычно это мононеврозы. Сюда относят невротические: заикание, тики, энурез, энкопрез, нарушения сна. Это наиболее часто встречающиеся их формы у детей.
К невротическим расстройствам также принадлежат патологические привычные действия. Например, грызение ногтей, накручивание чего-либо на палец.
Наиболее часто встречается невроз навязчивых состояний.
— Какими симптомами проявляет себя невроз у детей?
Исходя из многочисленности видов невротических расстройств, проявления чрезвычайно разнообразны. Это частые моргания, шмыгания носом, причмокивание, покашливание, грызение ногтей, всплескивание руками, накручивание чего-либо на палец и т.д. Для подобных действий характерна повторяемость.
- При неврастении может отмечаться неуверенность в себе, заниженная самооценка, наличие страхов.
- Читайте материал по теме: Сказкотерапия детских проблем. Боязнь уколов
- Фобический невроз (невроз страха) как часть может входить в другие формы невроза.
- — Невроз может оказаться маской для каких-то других заболеваний?
Да. Например, под невроз может «маскироваться» психотическое расстройство.
— Все мы родом из детства. А если это так, означает ли это, что психологические и психиатрические недуги у детей формируют родители? Атмосфера в семье и родительское воспитание могут послужить пусковым фактором в развитии невроза у детей?
Да. Дело в том, что тип воспитания в семье во многом определяет развитие личности ребенка. Чрезмерная опека или неприятие, авторитаризм или гиперсоциализирующее воспитание — эти и другие моменты способны оказывать влияние на ребенка, на его темперамент, и могут быть своего рода факторами, провоцирующими развитие невроза.
Читайте материал по теме: Бенджамин Спок: революционер-новатор или лицемер?
Вместе с тем не следует абсолютизировать влияние семьи. Существуют, разумеется, и другие причины формирования невротического расстройства. Сколько детей, испуганных собакой, начнут заикаться? Безусловно, далеко не все. И таких примеров можно привести много. Имеют значение и определенная «биологическая» почва — предрасположенность, сила психотравмирующего фактора и т.д.
— Причины неврозов у детей дошкольного и школьного возраста различаются или они одинаковые?
В целом причина одна — психотравмирующий фактор. Какие-то из них будут общими для детей любого возраста, другие будут отличаться.
Например, у школьника несоизмеримо более высокие умственные нагрузки, ожидания от него, необходимость развивать чувство ответственности. В какой-то степени такие общие моменты существуют и в дошкольном периоде, но они не столь интенсивны.
— Кто из детей находится в группе риска по развитию невроза?
Дети с наследственной предрасположенностью. В частности, тики на пустом месте не возникают. При опросе родителей такого ребенка может выявиться, например, тревожность у мамы.
Следующий момент — проблемы в сфере взаимоотношений между родителями.
Определенный фон для возможной невротизации может создать стиль или модель поведения родителей. Например, если мама отличается повышенной тревожностью, то она может «передаваться» и ребенку.
- Появлению невротического расстройства могут способствовать ошибки в воспитании.
- — Врач какой специальности занимается лечением неврозов у детей?
- Невролог, психиатр, психотерапевт, педиатр.
- — Невроз обязательно требует лечения или достаточно убрать провоцирующие факторы и создать ребёнку спокойную атмосферу?
Лечение невроза у детей не обязательно медикаментозное. В любом случае? требуется психологическая работа с ребенком и его родителями, чтобы выяснить провоцирующие моменты, психотравмирующий фактор и т.д. Часто такой работы бывает достаточно, чтобы устранить проблему.
В некоторых случаях используются лекарственные средства. Схема лечения всегда определяется врачом.
— Что главное при лечении невроза? Как родители и ближайшее окружение могут помочь своему ребёнку справиться с заболеванием?
Необходимо выяснить причину невротизации. Очень важно родителям участвовать в лечебном процессе. Рекомендуется работа с психологом, который разберется в возможных проблемах внутри семьи и даст соответствующие рекомендации.
— В чём заключается профилактика невроза у детей?
В первую очередь это гармонизация семейных взаимоотношений. Легко сказать – трудно сделать. Поэтому необходимо пояснение.
Важно придерживаться общих принципов воспитания для всей семьи (единство запретов, требований, реакции на различные поступки ребенка).
Обсуждать «что такое хорошо» и «что такое плохо». Недостаточно просто запрещать — важно уметь аргументированно показать, почему. Делать это можно уже с 3-х лет.
Читать сказки с положительным нравственным содержанием. Хорошо разыгрывать соответствующие ситуации (в том числе и с использованием игрушек), разъясняя по ходу, что и почему допустимо или запрещается.
Неврозы у детей: причины, симптомы, лечение и профилактические меры
Невроз — группа обратимых психогенных расстройств психики, затрагивающих когнитивную, эмоциональную и волевую сферы.
Клинические проявления разнообразны, включают в себя как фобические расстройства, так и вегетативные, соматические нарушения, снижение умственной деятельности, эмоциональные проблемы.
Неврозы часто являются следствием реакции на травмирующую ситуацию и могут носить затяжной характер.
Иногда родители не замечают симптомов или не уделяют проблеме должного внимания, полагая, что это «возрастное» и «ребенок перерастет сам». В действительности, невроз требует серьезного отношения и своевременного лечения, в противном случае может нарушаться дальнейшее развитие ребенка.
Причины невротических расстройств у детей и подростков
Детские неврозы могут быть реактивными — начавшимися под влиянием конкретного стрессового события, или многофакторными.
В большинстве случаев у маленьких детей сложно выделить единичные причины, послужившие толчком к невротическому расстройству.
Неврозы в детском возрасте часто развиваются постепенно под влиянием обстановки и взаимоотношений в семье, воспитательных особенностей, наличия невротических черт характера у родителей и так далее.
К патогенным факторам, способным спровоцировать детский невроз, относятся:
- социальные факторы: напряженные отношения внутри семьи, домашнее насилие (в том числе психологическое), материальные трудности, смерть родственника или рождение брата/сестры, развод родителей, смена места жительства, начало посещения учебного заведения и т. д.;
- психологические причины: оказание давления на ребенка, унижение, непринятие ребенка как личности с его интересами;
- педагогические: двойные стандарты в воспитании, отсутствие согласованности требований родителей, непомерные требования, чрезмерная строгость;
- биологические: особенности беременности и родов (гипоксия плода и другие патологии), детский возраст около трех лет или переходный период, хроническое недосыпание, чрезмерные умственные и физические нагрузки;
- генетические: конституциональная недостаточность нервной системы.
Невроз не является наследственным заболеванием, но могут наследоваться темперамент и степень психологической устойчивости к стрессу. Кроме того, ребенок, наблюдая определенные виды взаимодействия в семье и родительские методы решения проблем, перенимает модель поведения и начинает ее использовать, что иногда дает повод ошибочно судить о передаче паттернов поведения на генном уровне.
Нервная деятельность ребенка начинает активно развиваться в 3 года, именно этот возраст специалисты считают критичным для формирования невротических расстройств. Маленький ребенок особенно чувствителен к психологической обстановке, сложившейся в семье. Причины неврозов у детей часто включают ссоры родителей, свидетелем которых становится малыш, излишнюю строгость или, напротив, гиперопеку.
Специалистов часто спрашивают: стоит ли разводиться в случае напряженных отношений между супругами или надо сохранить семью ради ребенка? Развод родителей — травмирующий фактор для малыша, но порой супружеские отношения настолько обострены, что развод становится единственным правильным выходом.
Симптомы неврозов
Неврозы у детей и подростков проявляются большим количеством разнообразных симптомов. Родителям следует внимательно относиться к тревожным признакам, но в то же время важно отделять нормальные реакции от патологических. К примеру, ночной энурез у детей до 5 лет может быть физиологической нормой, но у школьников и подростков является признаком невротического расстройства.
Симптомы неврозов:
- беспричинный плач, истерики;
- повышенная ранимость, обидчивость;
- раздражительность, агрессивность;
- нарушения сна, сонливость в течение дня;
- страхи и ночные кошмары;
- быстрая утомляемость;
- снижение обучаемости;
- головные боли и головокружения;
- потливость;
- пищевые нарушения;
- расстройство мочеиспускания или недержание кала;
- диарея, боли в желудке;
- тики;
- судороги;
- депрессия.
У дошкольников
наиболее частые невротические проявления у детей дошкольного возраста:
- истерический плач. маленькие дети не могут адекватно описывать словами свое физическое и психологическое состояние, поэтому плач для малышей является нормальным способом выражения чувств. настораживает слишком частый плач или слишком долгий, переходящий в истерику, катание по земле, при этом ребенка очень трудно успокоить. истерика в младшем возрасте часто становится способом привлечения внимания, но это не манипуляция, а действительная потребность малыша в присутствии значимого взрослого.
- заикание. формирование речи иногда сопровождается эпизодами заикания, особенно когда ребенок волнуется или боится своего собеседника. этому способствуют холерический темперамент, чрезмерная возбудимость нервной системы. заикание в детском возрасте хорошо поддается коррекции.
- энурез и энкопрез. по мнению известного доктора е. комаровского, недержание мочи у дошкольников является физиологической нормой, и не стоит дополнительно травмировать ребенка, настойчиво требуя от него просыпаться в сухой постели. в период приучения к горшку у малыша может проявляться такое явление, как энкопрез — недержание кала. к единичным случаям надо относиться спокойно, но если признаки носят хронический характер, то ребенку необходима помощь.
- страхи. в дошкольном возрасте дети часто боятся темноты и одиночества. ребенок может бояться ложиться спать или оставаться в комнате один, могут встречаться трудности с засыпанием, поверхностный сон, ночные кошмары.
у младших школьников
неврозы у детей 7 лет не редкость. поступление в школу и резко возросшие требования накладывают на детскую психику дополнительную нагрузку. в этот период могут обостряться или впервые проявляться симптомы неврозов, присущих дошкольникам, в том числе истерический синдром.
может отмечаться снижение когнитивных способностей, возникают тики, навязчивые движения. ребенок может ковырять в носу, кусать ногти или сосать волосы. часто встречаются жалобы родителей и педагогов на неусидчивость, рассеянность и забывчивость ребенка. возникают нарушения сна, фобии, потеря аппетита.
интересно: е. комаровский о синдроме навязчивых движений у детей
у подростков
у детей старшего школьного возраста также может проявляться весь спектр симптомов невротических нарушений (рекомендуем прочитать: невротический кашель у ребенка: симптомы и лечение недуга).
отличие подростков в том, что у них возникают более взрослые признаки невроза, такие как склонность к депрессии и ипохондрии. юноши и девушки начинают задаваться философскими вопросами о собственном месте в мире, о значимости для других людей.
тревожные мысли могут провоцировать у подростков страх смерти или тяжелой болезни.
классификация
Специалисты объединяют неврозы детского возраста в следующие группы:
- страхи;
- невроз навязчивых состояний;
- депрессивный психоз;
- истерический невроз;
- неврастения;
- ипохондрия;
- невротическое заикание;
- невротические тики;
- нарушения сна;
- энурез и энкопрез (чаще дебютируют у детей в 2, 3 или 4 года);
- патологические привычные действия.
Диагностика и лечение
Прежде всего необходимо исключить органическую природу заболевания. Для этого могут использоваться МРТ, КТ головного и спинного мозга, ЭЭГ, УЗГД и другие методы функциональной диагностики. Лечением расстройств невротического спектра занимаются невролог и психотерапевт, психолог. Лечение амбулаторное.
Сбор анамнеза для уточнения диагноза включает в себя:
- собеседование с родителями, выяснение бытовых условий проживания;
- прояснение взаимоотношений внутри семьи;
- обнаружение возможных ошибок в воспитании;
- беседа с ребенком, игра как метод диагностики;
- проективные методы диагностики — рисуночные тесты.
Для лечения детских неврозов часто используется психотерапия, особенно такие виды, как игровая и арт-терапия.
Поскольку в основе заболевания могут лежать общесемейные проблемы, во многих случаях показана семейная психотерапия с участием взрослых, с которыми проживает ребенок.
В качестве вспомогательных методов могут назначаться мягкие лекарственные препараты, направленные на снижение возбудимости, успокаивающие ванны, физиотерапия.
Профилактика
Главное в профилактике неврозов — создание благоприятного психологического климата в семье.
Спокойная доброжелательная обстановка, уважительное отношение к интересам и проблемам ребенка значительно снижают риск возникновения неврологических расстройств, а в случае их появления ускоряют процесс выздоровления.
Важно с рождения формировать доверительные отношения с сыном или дочерью, создавать безопасную атмосферу в доме. По возможности, проводить с ребенком больше времени, поскольку основное, в чем нуждается ребенок любого возраста — родительское тепло и внимание.
Следует уделять внимание физическому и психологическому здоровью малыша:
- избегать переутомления ребенка и стрессов;
- соблюдать режим дня;
- обеспечить полноценный сон, длительные прогулки на свежем воздухе;
- ограничить время перед телевизором или за компьютером;
- укреплять иммунитет, избегать простудных заболеваний;
- обеспечить разнообразный досуг, занятия творчеством;
- общаться с друзьями и другими членами семьи.
Знание родителями возрастной психологии и стадий психоневрологического развития детей помогают скорректировать воспитательный процесс и избежать критических ошибок в воспитании. Родителям важно уделять внимание собственной психогигиене, в случае возникновения личных трудностей психологического характера — обращаться к специалистам.