Ключевым психологическим фактором, оказывающим негативное влияние на ребёнка младшего и среднего школьного возраста, является тревожность. Для выявления этого беспокоящего состояния психологами активно применяется методика диагностики уровня школьной тревожности Филлипса. Разберёмся в её особенностях, характере применения и функциональных возможностях.
Влияние школы на развитие
Для ребёнка школьного возраста учёба является ключевым аспектом жизни. Она занимает большую часть его времени, с ней связаны основные воспитательные, образовательные и развивающие процессы.
От выстроенности повседневной деятельности школьника, благополучия его общего состояния зависит успешность формирования всесторонне развитой личности, способной успешно устроить свою жизнь в будущем.
Важно следить за психологией восприятия школьником окружающей действительности. Чрезмерное давление внешних факторов, неустойчивость формирующегося мировоззрения могут спровоцировать развитие негативных психологических и эмоциональных состояний, среди которых особое место занимает тревожность.
Биман Н. Филлипс, осознавая важность этого явления, разработал и сформулировал методику оценки школьной тревожности. Событие произошло в 70-е годы XX века.
Специфика методики
Филлипс — психотерапевт из Великобритании, автор нескольких трудов, посвящённых психологическим и педагогическим проблемам стресса, беспокоящих состояний у школьников, учителей и родителей.
Он не только сформулировал понятие школьной тревожности, но и выделил отдельные её разновидности, которые отличаются исходя из источника формирования беспокоящих состояний. На основе сформулированной методологии были составлены тест и шкала оценки тревожных состояний.
Назначение
- Определение уровня школьной тревожности.
- Разграничение источников возникновения беспокоящих ситуаций.
- Изучение характера переживания тревоги в различных школьных ситуациях.
В рассматриваемой методологии Филлипса школьная тревожность занимает центральное место. Состояние имеет тесную привязку к школе, т. к. пространство обучения является источником его формирования.
По методологии Филлипса школьная тревожность (ШТ) — психологическое состояние ребёнка, выражающееся в переживании неприятных эмоций неопределённости, ожидания наступления нежелательных событий из-за незначительных поводов в школьной жизни, при взаимоотношении со сверстниками и учителями.
ШТ важна для оценки из-за высокой степени своего влияния на состояние ребёнка. Её наличие проявляется в следующих аспектах:
- физическое, психологическое и эмоциональное состояние;
- уровень успеваемости;
- характер общения со сверстниками и учителями;
- поведение в учебном заведении и за его пределами.
Особенность подхода Филлипса к оценке тревожности — разделение этого беспокоящего состояния на 7 групп. Конкретный тип связан с одним или несколькими ключевыми факторами, оказывающими влияние на состояние школьника.
Факторы формирования тревожности
- Коммуникация со сверстниками в классе, другими детьми в школе.
- Взаимодействие со взрослыми людьми — учителями.
- Успешность деятельности в школе. Деятельность может быть учебной, творческой, спортивной и т. д.
- Самовыражение, позиционирование своего «Я» в окружении «Я» других детей.
- Социальная роль в коллективе.
Возрастная группа
Методика тревожности Филлипса зарекомендовала себя благодаря простоте проведения, проверки и обработки.
По своим функциональным возможностям она предназначена для оценки беспокоящих состояний детей младшего и среднего школьного возраста. Оптимальная возрастная группа для диагностики — дети от 7 до 14 лет.
Структура опросника
Механизмом применения методологии является тест оценки уровня школьной тревожности Б. Н. Филлипса (School Anxiety Questionnaire или SAQ). Тест представляет собой специально составленный опросник, состоящий из 58 высказываний. Каждое подразумевает однозначные ответы — «да» или «нет».
Все высказывания в опроснике подразделяются на 8 групп. Каждая направлена на оценку уровня конкретного типа ШТ.
Состав опросника по типам ШТ:
- 22 высказывания нацелены на оценку общей тревожности;
- 11 — оценивают социальный стресс;
- 13 — про невозможность достижения успеха;
- 6 — отражают страх самовыражения;
- 6 — проверка знаний;
- 5 — устойчивость к стрессам;
- 5 — ожидания окружающих;
- 8 — отношения со взрослыми людьми.
Из-за дисбаланса в распределении количества высказываний по типам сопоставление различных разновидностей ШТ по результатам тестирования считается некорректным. Тест уровня школьной тревожности Филлипса позволяет решить следующие задачи:
- Определить степень общей тревожности.
- Выявить источники формирования беспокоящих состояний.
- Оценить уровень проявления конкретного типа ШТ.
Скачать бланк с 58 вопросами, инструкцией и ключом к тесту тревожности Б. Н. Филлипса можно здесь.
Правила проведения
Оценку состояния школьников проводит психолог. В кабинете не должны присутствовать посторонние люди, а также учителя и классный руководитель.
Тестирование по методике Филипса может выполняться в нескольких формах:
- зачитывание высказываний группе школьников;
- раздача бланков с высказываниями группе для индивидуального письменного заполнения;
- зачитывание высказываний одному ребёнку, который письменно фиксирует ответы.
Оптимальный вариант проведения методической оценки — одиночное заполнение бланка школьником при зачитывании пунктов опросника психологом. Прочтение вслух некоторых высказываний из SAQ может привести к нежелательной реакции детей в группе.
Так, вопросы о месте ребёнка в классе, одежде, волнении у доски, высмеивании могут спровоцировать «смешки» в отношении какого-либо ученика, что негативно повлияет на его состояние.
В качестве примера такой ситуации может служить высказывание: «Часто ли ты боишься выглядеть нелепо?» В ответ «активист» класса с задних рядов выкрикивает: «Иванов всегда нелепо выглядит!».
Весь класс смехом реагирует на шутку авторитетного мальчика. Объект шуток в этом момент испытывает серьёзное психологическое давление, а процедура тестирования лишь ухудшает его положение и состояние.
Перед началом тестирования детям объясняется цель его проведения: «Сейчас вы ответите на вопросы о том, как вы себя чувствуете в школе. Отвечать нужно правдиво и честно. В тесте нет хороших или плохих ответов. Каждый ответ верный. Не нужно долго думать над вопросом».
В качестве бланка тестирования можно использовать обычный лист бумаги. На нём каждый школьник пишет свою фамилию и имя, возраст, класс. Каждое высказывание обозначается номером. Напротив номера высказывания ставится ответ:
- «плюс» — ребёнок согласен («да»);
- «минус» — не согласен («нет»).
Интерпретация результатов
После проведения тестирования бланки собираются, проводится их обработка. Для расшифровки результата тестирования используется специальный ключ, который заложен в оценочной шкале, специально разработанной для применения SAQ.
Оценочная шкала выполнена в форме таблицы, где цифрами обозначены высказывания. А рядом с каждой цифрой указаны оптимальные ответы в форме «плюса» или «минуса». Соотношение номера высказывания и ответа служит ключом к расшифровке теста.
Результаты тестирования ребёнка сопоставляют с ключом. Все ответы школьника, которые не соответствуют данным ключа, сигнализируют о наличии тревожности. Совпадение ответа с ключом — норма.
При обработке теста подсчитываются следующие параметры:
- общее число несовпадений;
- число несовпадений по каждому типу тревожности в шкале.
Интерпретация результатов:
- Повышенная общая тревожность — более 50% общих несовпадений.
- Высокий уровень — более 75%.
- По аналогичным процентным показателям определяют уровень проявления конкретного типа ШТ.
Большим плюсом SAQ является то, что он позволяет определить источник развития беспокоящего состояния. Это позволяет психологу выстраивать стратегию по корректировке положения школьника в классе, школе, коллективе.
Описание типов ШТ по SAQ:
- Общая тревожность в школе — обусловленный различными ситуациями, происходящими в учебном заведении, комплекс беспокоящих состояний и степень их проявления у ребёнка.
- Переживания социального стресса — состояния, вызванные тесным взаимодействием со сверстниками в школе.
- Фрустрация потребности в достижении успеха — состояние, возникающее в результате невозможности достижения успеха.
- Страх самовыражения — негативные состояния, которые возникают в моменты необходимости проявления своей индивидуальности, демонстрации возможностей другим людям.
- Боязнь проверки знаний — состояние, возникающее в ситуациях публичной проверки знаний (контрольная работа, рассказ у доски, прочтение стихотворения наизусть и т. д.).
- Страх не соответствовать ожиданиям окружающих — состояние, преувеличения значимости мнения посторонних людей в отношении своих результатов, поступков и мыслей, тревога по поводу оценок.
- Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу — состояние неспособности психики адекватно реагировать на школьные стрессовые ситуации, которое проявляется неадекватности, деструктивности реагирования на внешние факторы.
- Сложность в отношениях с учителем — негативный эмоциональный фон, присущий взаимоотношениям ребёнка со взрослым человеком в стенах учебного заведения.
Критика метода
В 2016 году коллектив Новосибирского педагогического университета выпустил монографию, в которой детально разбирался SAQ с учётом современных тенденций в школьной психологии.
Новосибирские педагоги разобрали каждое высказывание из теста, сопоставили группы с выделенными типами ШТ. Была также проведена практическая работа по выявлению и анализу ШТ у детей 5 классов.
Итог исследования оказался неутешительным. Авторы научной работы указали на несоответствие результатов тестирования реальному состоянию детей. Педагоги отметили диагностическую несостоятельность методики.
Несмотря на неутешительность результатов исследований педагогов Новосибирска, тест представляет ценность для быстрой, простой и доступной диагностики состояния школьников, а также определения источников развития ШТ.
Методика диагностики уровня школьной тревожности Филлипса: разбираемся в плюсах и минусах
Для специалистов, диагностика стресса, тревога Ирина Васильева
Давйте признаемся, что когда собственный ребенок вдруг говорит о том, что в школе ему некомфортно, мы искренне недоумеваем, — ведь через года мы вспоминаем свои школьные годы как что-то чудесное. К сожалению, тенденции современного образования таковы, что ребенок становится все более зависим от взрослых.
Это приводит к развитию инфантильности, и как следствие, увеличению количества детей, имеющих высокий уровень школьной тревожности. Для диагностики этого параметра существует множество тестов и опросников. Из них наибольшую популярность получила методика диагностики уровня школьной тревожности Филлипса.
В чем ее достоинства и недостатки и что с ее помощью можно определить? Об этом я и расскажу вам сегодня.
Добрый день, уважаемый читатель! Наше школьное детство и детство наших детей – это, как говорят в Одессе, две большие разницы. У современных родителей появилось гораздо больше возможностей для постоянной опеки своих любимых чад.
Это не значит, что родители более старшего поколения любили своих детишек меньше. Конечно, нет. Но, согласитесь, все же мы были более самостоятельны и менее контролируемы.
Сейчас существует масса форм контроля за ребенком: трекеры, смартфоны, различные кружки с раннего утра и до ночи, репетиторы, нянечки и т.д.
Все это имеет много плюсов, но и столько же минусов.
Современные дети почти не принимают самостоятельные решения, не сталкиваются с нестандартными ситуациями. Каждый их день прописан и регламентирован на несколько лет вперед.
И именно это является одним из факторов столь распространённой среди современных школьников высокой тревожности. Ведь любое отклонение от привычного распорядка воспринимается ими как небезопасное.
В само понятие школьной тревожности входит множество параметров, уровень проявления которых и можно отследить, применив опросник Филлипса.
По каким факторам можно понять, что у ребенка высокий уровень школьной тревожности?
Я представлю вам полную характеристику признаков, а точнее сфер проявления, по которым вы сможете понять, есть ли синдром школьной тревожности у вашего ребенка. Однако, это не означает, что только все перечисленные признаки должны совпадать. Иногда даже несколько из них могут быть выражены очень ярко.
А это означает, что школьнику непременно стоит уделить немного больше вашего родительского внимания.
Сферы проявления школьной тревожности у ребенка
Проблемы и страхи в отношениях с учителями
В этом случае ребенок может вести себя достаточно свободно со сверстниками, соглашаться на участие в школьных развлекательных мероприятиях. Уровень тревоги у него будет возрастать при необходимости отвечать у доски, объяснять учителю причины своего поведения, участвовать в интеллектуальных конкурсах и викторинах.
Как правило, у таких детей реальная успеваемость оказывается намного ниже, чем ребенок способен достичь.
В школе таких детей привлекает возможность неформального общения со сверстниками, участие в кружковой и творческой деятельности.
Социальный стресс
Здесь, напротив, контакты с учителями не вызывают тревоги. Но ребенок не имеет друзей среди сверстников, он не умеет контактировать с ними или вовсе становится объектом насмешек.
Часто такие дети вызывают чувство жалости у взрослых, что помогает им «ни за что» получать хорошие отметки (что еще больше провоцирует сверстников на агрессию).
Если младшие школьники в силу возрастных особенностей еще не так сильно переживают социальный стресс (в этом возрасте мнение взрослого все же имеет большее значение). То подростки действительно зависят в своем поведении и в оценке себя от мнения сверстников. И социальный стресс может стать источником серьезных проблем у ребенка, вплоть до появления заболеваний.
Низкая стрессоустойчивость
В этом случае особенности взаимоотношений с педагогами или одноклассниками не играют большой роли. Тревога возникает каждый раз, когда желаемое не совпадает с действительным, или когда планируемые мероприятия неожиданно отменяются. Например, если заболела учительница, и урок ведет кто-то другой, такой ребенок будет подавлен и не сможет отвечать у доски.
Также этот ребенок будет слишком сильно переживать даже такие изменения окружающей среды, как резкое похолодание, духота в непроветриваемом классе, слишком яркий свет из окна.
Именно этот тип детей падает в обморок на школьных линейках, боится ежегодных медицинских осмотров и крайне трудно адаптируется при изменениях классного коллектива.
Общая тревожность
Этот вид включает в себя все вышеперечисленное. Именно он наиболее труден для коррекции, так как приходится заниматься «сразу всем».
Какой тест наиболее информативен в диагностике школьной тревожности?
Существуют несколько достаточно хороших и несложных опросников, помогающих определить уровень тревоги у ребенка. Наибольшей популярностью у школьных психологов пользуется методика диагностики уровня школьной тревожности Филлипса.
Эта методика позволяет отследить проявления тревожности сразу по нескольким факторам.
Факторы тревожности, выделяемые опросником
- уровень общей тревожности, связанной со школой;
- наличие социального стресса (боязни общения со сверстниками);
- фрустрация в достижении успеха;
- боязнь самовыражения, непринятие себя;
- боязнь ситуации проверки знаний, умений, навыков;
- страх обмануть ожидания окружающих;
- низкий уровень стрессоустойчивости;
- проблемы и страхи в отношениях с педагогами и другими взрослыми, работающими в школе.
Процедура и тонкости диагностики с помощью опросника Филлипса
Опросник состоит из 58 вопросов. В инструкции указано, что их можно как предлагать для заполнения в виде бланков, так и зачитывать самому. Обязательно обратите внимание на сдедующие условия применения методики.
Вариант с зачитыванием вопросов наиболее предпочтителен, так как при этом вы сможете отследить и невербальную реакцию на вопрос.
Также, если у ребенка высокий уровень тревожности, он постесняется обратиться к вам даже не поняв инструкцию или смысл какого-либо вопроса теста.
А это означает, что полученные данные будут не совсем верны.
Автором методики, как можно догадаться из названия, является Биман Н. Филлипс. Этот человек был математиком и физиком, который во второй половине своей карьеры педагога занялся изучением психологии.
Работая в Техасском университете, в его обязанности входило составление программ для школьных психологов. В основе этих программ лежали его собственные исследования, посвященные особенностям переживания стресса школьниками, студентами и преподавателями.
Особенности и ограничения методики
Методика определения уровня школьной тревожности Филлипса является заимствованной, а, соответственно, требует адаптации к особенностям нашего менталитета.
Ведь, согласитесь, американский школьник и русский школьник – это два совершенно разных ученика.
А, значит, и проявления тревожности, у них должны отличаться.
Также при зачитывании вопросов вы должны убедиться в том, что ребенок правильно понимает их смысл, а также готов отвечать честно, не стесняется сказать вам правду.
Ведь, не понимая вопрос или боясь, что вы «все расскажете учителю», ребенок будет стараться давать ожидаемые ответы, которые могут быть очень далеки от истины.
Сами вопросы, как и ключ к интерпретации данных вы без труда сможете найти в интернете, достаточно просто вбить в поисковике запрос «школьная тревожность Филлипса».
Опытный специалист знает, что определение уровня школьной тревожности может быть совершено без применения опросников. Иногда достаточно наблюдения или беседы.
Рекомендации по использованию методики Филлипса: на что обратить внимание
Справедливости ради, необходимо сказать, что идеальных опросников не существует. В любом из них обязательно есть недостатки.
Главным из которых является риторический вопрос: кто и как интерпретирует утверждение тот, кто заполняет опросник. Ведь, имея совершенно разный жизненный опыт, уровень интеллекта и общего кругозора, любой человек при ответе на вопрос может иметь в виду совсем другое, чем подразумевает задание.
- Диагностика ребенка не должна проводится только с помощью теста-опросника.
- Результаты, полученные с помощью него, должны быть подтверждены рисуночными тестами или другими арт-терапевтическими методиками, наблюдением, беседами с родителями детей.
Только применяя какой-то опросник вместе с другими методиками, можно с доверием относится к результатам, полученным с его помощью.
А на сегодня все!
Наверное, после прочтения этой статьи, в вас поселилась нотка сомнения, а стоит ли вообще доверять психологическим тестам. На это я могу сказать, что самое важное – это все же родительская интуиция, знание особенностей своего ребенка.
Если вы сомневаетесь в том, что вам говорит школьный психолог, показывают результаты теста, то вы вправе искать другого специалиста. В конечном итоге никто не может знать своего ребенка лучше его собственных родителей.
Подписывайтесь на мой блог, ставьте лайки, делитесь информацией с друзьями в социальных сетях и до новых встреч!
Тест школьной тревожности Филлипса
Тест школьной тревожности Филлипса (Альманах психологических тестов, 1995) позволяет подробно изучать уровень и характер тревожности, связанной со школой, у детей младшего и среднего школьного возраста, оценить эмоциональные особенности отношений ребенка со сверстниками и учителями.
Показатели этого теста дают представление как об общей тревожности — эмоциональном состоянии ребенка, связанном с различными формами его включения в жизнь школы, так и о частных видах проявления школьной тревожности.
Тест состоит из 58 вопросов, которые можно зачитывать школьникам, а можно предлагать в письменном виде. На каждый вопрос требуется ответить однозначно: «да» или «нет».
Инструкция
«Ребята, сейчас вам будет предложен опросник, который состоит из вопросов о том, как вы себя чувствуете в школе. Старайтесь отвечать искренне и правдиво, не может быть верных или неверных, хороших или плохих ответов. Над вопросами долго не задумывайтесь.
На листе для ответов вверху запишите свое имя, фамилию и класс. Отвечая на вопрос, записывайте его номер и ответ: «+», если Вы согласны с ним, или «—», если не согласны».
Обработка и интерпретация результатов
При обработке результатов выделяют вопросы, ответы на которые не совпадают с ключом теста. Например, на 58-й вопрос ребенок ответил «да», в то время как в ключе этому вопросу соответствует «—», то есть ответ «нет». Ответы, не совпадающие с ключом, — это проявления тревожности. При обработке подсчитывается:
1. Общее число несовпадений по всему тесту. Если оно больше 50% от общего числа вопросов, можно говорить о повышенной тревожности ребенка, если больше 75% — о высокой тревожности.
2. Число совпадений по каждому из 8 видов тревожности. Уровень тревожности определяется так же, как в первом случае. Анализируется общее внутреннее эмоциональное состояние школьника, во многом определяющееся наличием тех или иных тревожных синдромов (факторов) и их количеством.
Факторы | № вопросов |
1. Общая тревожность в школе | 2,4,7,12,16,21,23,26,28,46,47,48,49,50,51,52,53,54,55,56,57,58∑=22 |
2. Переживание социального стресса | 5,10,15,20,24,30,33,36,39,42,44∑=11 |
3. Фрустрация потребности в дос-тижении успеха | 1,3,6,11,17,19,25,29,32,35,38,41,43∑=13 |
4. Страх самовыражения | 27,31,34,37,40,45∑=6 |
5. Страх ситуации проверки знаний | 2,7,12,16,21,26∑=6 |
6. Страх не соответствовать ожиданиям окружающих | 3,8,13,17,22∑=5 |
7. Низкая физиологическая сопротив-ляемость стрессу | 9,14,18,23,28∑=5 |
8. Проблемы и страхи в отношениях с учителями | 2,6,11,32,35,41,44,47∑=8 |
Содержательная характеристика видов (факторов) тревожности
1. Общая тревожность в школе — общее эмоциональное состояние ребенка, связанное с различными формами его включения в жизнь школы.
2. Переживание социального стресса — эмоциональное состояние ребенка, на фоне которого развиваются его социальные контакты (прежде всего — со сверстниками).
3. Фрустрация потребности в достижении успеха — неблагоприятный психический фон, не позволяющий ребенку развивать свои потребности в успехе, достижении высокого результата и т.д.
4. Страх самовыражения — негативные эмоциональные переживания ситуаций, сопряженных с необходимостью самораскрытия, предъявления себя другим, демонстрации своих возможностей.
5. Страх ситуации проверки знаний — негативное отношение и переживание тревоги в ситуациях проверки (особенно — публичной) знаний, достижений, возможностей.
Методика "Тест уровня школьной тревожности Филлипса"
ТЕСТ УРОВНЯ ШКОЛЬНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ ФИЛЛИПСА
Одной из самых распространённых проблем, с которой сталкивается школьный психолог, является школьная тревожность.
Своевременное выявление этого состояния чрезвычайно важно, поскольку оно оказывает отрицательное влияние на все сферы жизни ребёнка: здоровье и состояние психики, общение со сверстниками и учителями, успеваемость в школе, поведение как в учебном заведении, так и за его пределами.
Определение школьной тревожности. Причины
Школьная тревожность — довольно многогранное понятие, включающее в себя различные формы психологического напряжения ребёнка в школе и имеющее следующие признаки:
- неуверенность и неадекватность поведения;
- необоснованная уверенность в несправедливом, предвзятом отношении к себе со стороны учителей и одноклассников;
- чрезмерная скованность как на занятии, так и во время перемены;
- чувство дискомфорта в обычных школьных ситуациях;
- беспокойство по незначительным поводам;
- повышенная ранимость, чувствительность;
- нежелание ходить в школу;
- раздражительность и агрессивные проявления;
- отсутствие усидчивости при выполнении заданий учителя;
- полная потеря интереса к происходящему на уроке;
- болезненное восприятие критических замечаний в свой адрес;
- постоянная неуверенность в правильности своих действий;
- страх сделать что-то неправильно и выглядеть аутсайдером в глазах сверстников;
- ожидание неодобрения и порицания со стороны учителей;
- снижение концентрации внимания на уроках, рассеянность;
- страх потерять или испортить школьные принадлежности.
Часто именно школьная тревожность является провоцирующим фактором, пусковым механизмом расстройства внутренней эмоциональной сферы личности.
Основными причинами школьной тревожности являются:
- внутренний конфликт, в основании которого потребности самого ребёнка;
- конфликты с одноклассниками и педагогами;
- завышенные требования, не соответствующие психофизиологическому развитию ребёнка;
- противоречивые требования со стороны родителей и учителей;
- специфика воспитательной и образовательной системы школы;
- особенности психофизиологической организации ученика, его склада характера;
- привитые в семье нормы поведения.
Описание методики диагностики уровня школьной тревожности Филлипса
Для диагностики уровня тревожности у школьников младшего и среднего возраста (6–13 лет) в настоящее время активно используется методика британского психотерапевта Б. Н. Филлипса (Beeman N. Phillips), разработанная в 1970-х годах.
Именно ему принадлежит идея о том, что для нормальной социализации и формирования адекватной самооценки ребёнка важно вовремя снизить школьную тревожность.
Методика Филлипса позволяет определить как общий уровень тревожности испытуемого, так и определённые тревожные синдромы, чётко указывающие на конкретные проблемы. Данная методика представлена в виде теста.
Простой в проведении и интерпретации результатов, тест уровня школьной тревожности Филлипса (School Anxiety Questionnaire) хорошо зарекомендовал себя при проведении психологических исследований в средней школе.
Тест Филлипса представляет собой 58 общих вопросов о том, как ребёнок чувствует себя в школе, которые подразумевают однозначные ответы: «да» или «нет».
Текст опросника:
-
Трудно ли тебе держаться на одном уровне со всем классом?
-
Волнуешься ли ты, когда учитель говорит, что собирается проверить, насколько ты знаешь материал?
-
Трудно ли тебе работать в классе так, как этого хочет учитель?
-
Снится ли тебе временами, что учитель в ярости от того, что ты не знаешь урок?
-
Случалось ли, что кто-нибудь из твоего класса бил или ударял тебя?
-
Часто ли тебе хочется, чтобы учитель не торопился при объяснении нового материала, пока ты не поймешь, что он говорит?
-
Сильно ли ты волнуешься при ответе или выполнении задания?
-
Случается ли с тобой, что ты боишься высказываться на уроке, потому что боишься сделать глупую ошибку?
-
Дрожат ли у тебя колени, когда тебя вызывают отвечать?
-
Часто ли твои одноклассники смеются над тобой, когда вы играете в разные игры?
-
Случается ли, что тебе ставят более низкую оценку, чем ты ожидал?
-
Волнует ли тебя вопрос о том, не оставят ли тебя на второй год?
-
Стараешься ли ты избегать игр, в которых делается выбор, потому что тебя, как правило, не выбирают?
-
Бывает ли временами, что ты весь дрожишь, когда тебя вызывают отвечать?
-
Часто ли у тебя возникает ощущение, что никто из твоих одноклассников не хочет делать то, чего хочешь ты?
-
Сильно ли ты волнуешься перед тем, как начать выполнять задание?
-
Трудно ли тебе получать такие отметки, каких ждут от тебя родители?
-
Боишься ли ты временами, что тебе станет дурно в классе?
-
Будут ли твои одноклассники смеяться над тобой, ли ты сделаешь ошибку при ответе?
-
Похож ли ты на своих одноклассников?
-
Выполнив задание, беспокоишься ли ты о том, хорошо ли с ним справился?
-
Когда ты работаешь в классе, уверен ли ты в том, что все хорошо запомнишь?
-
Снится ли тебе иногда, что ты в школе и не можешь ответить на вопрос учителя?
-
Верно ли, что большинство ребят относится к тебе по-дружески?
-
Работаешь ли ты более усердно, если знаешь, что результаты твоей работы будут сравниваться в классе с результатами твоих одноклассников?
-
Часто ли ты мечтаешь о том, чтобы поменьше волноваться, когда тебя спрашивают?
-
Боишься ли ты временами вступать в спор?
-
Чувствуешь ли ты, что твое сердце начинает сильно биться, когда учитель говорит, что собирается проверить твою готовность к уроку?
-
Когда ты получаешь хорошие отметки, думает ли кто-нибудь из твоих друзей, что ты хочешь выслужиться?
-
Хорошо ли ты себя чувствуешь с теми из твоих одноклассников, к которым ребята относятся с особым вниманием?
-
Бывает ли, что некоторые ребята в классе говорят что-то, что тебя задевает?
-
Как ты думаешь, теряют ли расположение те из учеников, которые не справляются с учебой?
-
Похоже ли на то, что большинство твоих одноклассников не обращают на тебя внимание?
-
Часто ли ты боишься выглядеть нелепо?
-
Доволен ли ты тем, как к тебе относятся учителя?
-
Помогает ли твоя мама в организации вечеров, как другие мамы твоих одноклассников?
-
Волновало ли тебя когда-нибудь, что думают о тебе окружающие?
-
Надеешься ли ты в будущем учиться лучше, чем раньше?
-
Считаешь ли ты, что одеваешься в школу так же хорошо, как и твои одноклассники?
-
Часто ли ты задумываешься, отвечая на уроке, что думают о тебе в это время другие?
-
Обладают ли способные ученики какими-то особыми правами, которых нет у других ребят в классе?
-
Злятся ли некоторые из твоих одноклассников, когда тебе удается быть лучше их?
-
Доволен ли ты тем, как к тебе относятся одноклассники?
-
Хорошо ли ты себя чувствуешь, когда остаешься один на один с учителем?
-
Высмеивают ли временами твои одноклассники твою внешность и поведение?
-
Думаешь ли ты, что беспокоишься о своих школьных делах больше, чем другие ребята?
-
Если ты не можешь ответить, когда тебя спрашивают, чувствуешь ли ты, что вот-вот расплачешься?
-
Когда вечером ты лежишь в постели, думаешь ли ты временами с беспокойством о том, что будет завтра в школе?
-
Работая над трудным заданием, чувствуешь ли ты порой, что совершенно забыл вещи, которые хорошо знал раньше?
-
Дрожит ли слегка твоя рука, когда ты работаешь над заданием?
-
Чувствуешь ли ты, что начинаешь нервничать, когда учитель говорит, что собирается дать классу задание?
-
Пугает ли тебя проверка твоих знаний в школе?
-
Когда учитель говорит, что собирается дать классу задание, чувствуешь ли ты страх, что не справишься с ним?
-
Снилось ли тебе временами, что твои одноклассники могут сделать то, чего не можешь ты?
-
Когда учитель объясняет материал, кажется ли тебе, что твои одноклассники понимают его лучше, чем ты?
-
Беспокоишься ли ты по дороге в школу, что учитель может дать классу проверочную работу?
-
Когда ты выполняешь задание, чувствуешь ли ты обычно, что делаешь это плохо?
-
Дрожит ли слегка твоя рука, когда учитель просит сделать задание на доске перед всем классом?
Тестирование обычно проводится в письменном виде: ребёнку предлагается заполнить специальный бланк с проставленными номерами (от 1 до 58), в котором при ответе на вопросы нужно поставить «+» (при положительном ответе) или «–» (при отрицательном ответе) в соответствующей каждому вопросу графе.
Вопросы предъявляются или в письменном виде, или зачитываются школьникам. Методику Филлипса можно использовать как для индивидуального опроса, так и для исследования тревожности в группе (школьном классе).
Безусловно, для получения достоверных результатов крайне нежелательно присутствие взрослых (помимо экспериментатора) в помещении, где проводится тестирование.
Проведение тестирования
Перед началом тестирования необходимо дать ребёнку точные инструкции относительно того, как давать ответы на предложенные вопросы. Важно обратить внимание испытуемых на то, что не нужно долго размышлять над каждой ситуацией, учитывая всевозможные варианты развития событий и додумывая всевозможные обстоятельства.
Лучше сразу давать ответ, к которому ребёнок изначально склоняется. Он с большой долей вероятности и будет соответствовать действительности.
Необходимо также объяснить детям, что отвечать нужно самостоятельно, одинаковых ответов на все вопросы быть не может, в тесте нет единственно правильных или совершенно неверных ответов.
Проявление излишней тревожности может принимать различные формы и выявляет следующие аспекты:
- преобладающий эмоциональный фон ученика;
- неумение выстраивать взаимоотношения со сверстниками и взрослыми;
- беспокойство, связанное с необходимостью участия в общественной жизни школы;
- различные страхи (страх наказания, боязнь при проверке знаний, боязнь расстроить родителей);
- отношение к личному успеху (чаще индифферентное, но проявляется и «сверхценность» школьной оценки);
- потеря контроля над собственным поведением в стрессовых ситуациях;
- проблемы со здоровьем (снижение работоспособности, повышенная утомляемость, выраженные вегетативные реакции, нервные срывы).
Обработка и анализ результатов
Процедура обработки результатов достаточно проста и понятна: необходимо лишь сравнить ответы испытуемых с ключом к тесту и выявить несовпадения. Именно несовпадающие ответы указывают на качественные особенности переживания тревожности каждым испытуемым.
Ключ к тесту:
1 — | 7- | 13- | 19- | 25 + | 31 — | 37- | 43 + | 49- | 55- |
2 _ | 8- | 14- | 20 + | 26- | 32- | 38 + | 44 + | 50- | 56- |
3- | 9- | 15- | 21 — | 27- | 33- | 39 + | 45- | 51 — | 57- |
4- | 10- | 16- | 22 + | 28- | 34- | 40- | 46- | 52- | 58- |
5- | 11 + | 17- | 23- | 29- | 35 + | 41 + | 47- | 53- | |
6- | 12- | 18- | 24 + | 30 + | 36 + | 42 — | 48- | 54- |
Далее необходимо подсчитать общее количество несовпадений, на основании чего и делается вывод об уровне тревожности ребёнка: 50% от общего количества вопросов в тесте говорит о повышенном уровне тревожности, 75% свидетельствует о её высоком уровне. Если выявлено менее 50% несовпадений, можно утверждать, что уровень тревожности респондента находится в пределах нормы.
Аналогичные показатели используются при качественном анализе результатов, позволяющем выделить те или иные тревожные синдромы (факторы), каждый из которых отдельно определяет и оценивает как личностную, так и ситуационную школьную тревожность испытуемых. Для этого несовпадающие с ключом ответы соотносятся со специально разработанной шкалой опросника Филлипса.
Факторы | Номера вопросов | Сумма |
1. Общая тревожность в школе | 2, 3, 7, 12, 16, 21, 23, 26, 28, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58; | 22 |
2. Переживание социального стресса | 5, 10, 15, 20, 24, 30, 33, 36, 39, 42, 44; | 11 |
3. Фрустрация потребности в достижение успеха | 1, 3, 6, 11, 17, 19, 25, 29, 32, 35, 38, 41, 43; | 13 |
4. Страх самовыражения | 27, 31, 34, 37, 40, 45; | 6 |
5. Страх ситуации проверки знаний | 2, 7, 12, 16, 21, 26; | 6 |
6. Страх не соответствовать ожиданиям окружающих | 3, 8, 13, 17, 22; | 5 |
7. Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу | 9, 14, 18, 23, 28; | 5 |
8. Проблемы и страхи в отношениях с учителями | 2, 6, 11, 32, 35, 41, 44, 47; | 8 |
Для получения полного представления о каждом из выше перечисленных факторов тревожности необходимо обратиться к их содержательной характеристике.
-
Общая тревожность в школе — общее эмоциональное состояние ребёнка, связанное с различными формами его включения в жизнь школы.
-
Переживания социального стресса — эмоциональное состояние ребёнка, на фоне которого развиваются его социальные контакты (прежде всего — со сверстниками).
-
Фрустрация потребности в достижении успеха — неблагоприятный психический фон, не позволяющий ребёнку развивать свои потребности в успехе, достижении высокого результата и т. д.
-
Страх самовыражения — негативные эмоциональные переживания ситуаций, сопряжённых с необходимостью самораскрытия, предъявления себя другим, демонстрации своих возможностей.
-
Страх ситуации проверки знаний — негативное отношение и переживание тревоги в ситуациях проверки (особенно — публичной) знаний, достижений, возможностей.