Неуверенность в знаниях вызывает интерес к учебе

Как заинтересовать ребёнка учёбой — вопрос, который наверняка задавал себе каждый родитель. Прокрастинировать и лениться время от времени свойственно всем, и нестрашно, если это единичные случаи. Но что делать, если ребёнок совсем безразличен к школьной программе, не хочет учиться и старается ускользнуть от «домашки» под любым предлогом? Как заинтересовать детей занятиями?

Жёсткий контроль и «зубрёжка» из-под палки — не выход. Рано или поздно ребёнок начнёт списывать, а отношения в семье могут испортиться. Никто не любит, когда его постоянно заставляют. Более того, такой подход может навсегда вызвать отвращение к образованию. Этого нельзя допустить, ведь мир в XXI веке стремительно меняется, и чтобы угнаться за ним, необходимо постоянно развиваться. 

Надёжный способ заинтересовать ребёнка учиться — создать мотивацию. Она может быть внешней и внутренней, а также положительной и отрицательной. Рассмотрим эти виды подробнее.

Типы учебной мотивации

Внешняя мотивация связана с какими-либо обстоятельствами извне, например, наградой или, наоборот, наказанием. Внешняя мотивация, в свою очередь, может быть положительной — когда ребёнок за хорошие оценки по итогам четверти получает новый телефон — и отрицательной — если заканчивает год с «тройкой» и поэтому не едет в лагерь.

Внутренняя мотивация связана с самой деятельностью и её значением для человека.

Положительная внутренняя мотивация — это когда ребёнок старается получать «пятёрки», чтобы хорошо сдать экзамены, поступить в вуз на специальность своей мечты и работать тем, кем хочет. Отрицательная — когда понимает, что если не будет хорошо учиться, не сможет поступить на бюджет. 

Самая продуктивная мотивация — внутренняя положительная. Именно она источник всех выдающихся поступков, реализованных проектов и свершений. Люди, которые многого добились в жизни и в своём деле, — это, прежде всего, люди с высокой внутренней мотивацией. А вот внешняя, по мнению психологов, совсем не поможет заинтересовать ребёнка учёбой в школе.

Так, Альфи Кон, автор популярной книги «Наказание наградой» утверждает, что при попытках замотивировать «пряником», то есть внешним поощрением, ребёнок ищет не творческий способ выполнения задания, а самый простой и безопасный. Отсюда возникают списывания, решебники, выполнения домашних работ методом «гугления».

Какая разница, как добиться результата, если главное — не знание, а новый телефон?  

Так что лучший совет, как заинтересовать ребёнка учёбой, — сделать так, чтобы он сам искренне полюбил образовательный процесс. Это не всегда бывает просто, особенно если в школе авторитарные преподаватели, испорчена атмосфера в классе или есть конфликты. 

Как заинтересовать ребёнка учёбой: советы психологов 

Совет 1. Создавайте настрой на учёбу 

Если у вас есть какое-то хобби — допустим, игра на фортепиано, — вы вряд ли садитесь за него, когда голодны, устали, пребываете в плохом настроении или когда болит голова. Так же и с учёбой. 

Ребёнок должен садиться за уроки спокойным, отдохнувшим и сытым. Вы можете привлечь его к занятиям, помочь ему настроиться на учёбу, сделав вместе с ним идеальное рабочее место: с органайзером, стикерами, с удобным стулом и подходящим освещением. Помогает настроиться и просматривание конспектов по предыдущим занятиям перед подготовкой домашних заданий.

Совет 2. Поддерживайте увлечения ребёнка

Поощряйте всё положительное, что попадает в радар интересов подростка. Если ему нравятся астрономия и звёзды, сводите его на лекцию в планетарий, купите карту звёздного неба и красочную энциклопедию.

Есть интерес к чтению — посетите литературные места, например, Пушкинские горы и Ясную поляну, побывайте на открытых поэтических вечерах.

Старайтесь участвовать во всех активностях по интересующей ребёнка теме, а после обязательно делитесь впечатлениями друг с другом. 

Совет 3. Вдохновляйтесь примерами великих людей

Как уже было сказано выше, люди, которые добились успеха в жизни, — это ходячие вулканы внутренней мотивации. Поколение центениалов любит истории успеха бизнесменов, предпринимателей, технологических инноваторов. Почитайте вместе с ребёнком биографии Джека Ма, Илона Маска, Сергея Брина.

Каждый из них — пример постоянного самообучения. Джек с детства проводил много часов, общаясь с иностранными туристами, чтобы выучить английский, Илон с нуля штудировал пособия по космонавтике, физике, ракетостроению и стал большим профессионалом.

Их истории успеха наверняка помогут заинтересовать детей учиться.

Совет 4. Отвечайте на все вопросы

Не отмахивайтесь, какими бы наивными или бесполезными вам ни казались вопросы ребёнка. Рассказывая всё развёрнуто и с удовольствием, вы сформируете у него привычку быть любознательным, анализировать происходящее вокруг, мыслить критически, задавать вопросы себе и другим. И тогда не придётся заставлять ребенка учиться, он сам будет это делать с большим удовольствием. 

Совет 5. Формируйте правильное окружение

Зачастую именно отсутствие интереса к обучению у сверстников отбивает у подростка желание учиться. Привить любовь к образованию может помочь правильное окружение. Друзья по секциям и кружкам, одноклассники и наставники, старшие братья и сёстры, приятели с олимпиад и конкурсов — любой человек, которого уважает подросток, может преподать ему пример и заинтересовать в учёбе. 

Совет 6. Учитесь вместе с ребёнком

Покажите, что вам тоже интересно узнавать новое. В домашней онлайн-школе «Фоксфорда», например, вы можете смотреть вебинары вместе с ребёнком, когда у вас есть свободная минутка. Подойдут также образовательные ролики и документальные фильмы на YouTube. 

Ещё один хороший способ совместного обучения — игры.  

Совет 7. Хвалите и правильно критикуйте

Грамотная обратная связь — один из действенных инструментов мотивации. Хвалите ребёнка за проявленный интерес к обучению, творческие решения и дисциплинарные успехи.

Критика тоже нужна, но не в виде оценочных суждений («Ты подготовился плохо!») или эмоций («Я так и знала, что ты опять подведёшь меня»).

Сядьте вместе с ребёнком и проанализируйте, что получилось, а что можно улучшить в следующий раз. 

Совет 8. Освободите ребёнка от лишнего

Знать всё и обо всём невозможно. Если подростку совсем неинтересна, допустим, химия, не стоит заставлять ребенка учиться, достигая идеальных результатов, — достаточно знать аттестационный минимум.

Он окончит школу и забудет про валентность и химические формулы, а углублённый курс по любимому предмету может сыграть решающую роль при поступлении. Пусть лучше направит силы на те дисциплины, которые его действительно увлекают.

В «Домашней школе Фоксфорда» существуют индивидуальные образовательные маршруты, в которых большее количество часов уделено нужным ученику дисциплинам. 

«Чем больше свободы получаешь, тем выше взлетаешь. Когда я поняла, что в домашней онлайн-школе «Фоксфорда» мне доступны любые знания — только успевай брать, — я начала больше к ним стремиться».                                       Мария Соколай, ученица «Домашней школе Фоксфорда»

Чего не стоит делать, чтобы заставить ребёнка учиться

Сравнивать с «сыном подруги»

Конкуренция, конечно, способна стать источником мотивации, но уже во взрослом возрасте и далеко не для всех. А если постоянно сравнивать ребёнка с другими детьми, это, наоборот, демотивирует и не поможет заинтересовать ребенка учёбой. 

Переходить на личность

Как бы ни расстроил вас ребёнок своим очередным проявлением разгильдяйства, не оскорбляйте его. Слова ранят сильно, помните о том, что одна фраза может запомниться навсегда и стать установкой, которая негативно отразится на всей жизни человека. 

«Если ребёнку постоянно повторять, что он глупый, разгильдяй, неряха и другие неприятные вещи, у него даже не появится желание стараться это исправить. Зачем что-то делать, когда взрослые уже навесили на тебя «ярлык»? Лучше оцените старания ребёнка или результат его работы. Например, скажите «Я видел(а), как долго ты готовился к этой контрольной. Я горжусь тобой!».                                         Елена Петрусенко, психолог «Домашней школы Фоксфорда»

Перегружать учёбой

В 1965 году американский педагог начальной школы Барбара Шил провела интересный эксперимент со своим классом из 36 трудных подростков. Она объявила, что каждый в течение дня сможет заниматься тем, чем захочет.

Назавтра всё повторилось, но теперь Барбара помогала школьникам составлять план на день. Затем объяснила, что есть определённая учебная программа на неделю, которую нужно пройти.

Результатом эксперимента стало то, что у всех ребят запустилась внутренняя мотивация, и они стали гораздо успешнее заниматься. 

Не ставьте образование во главу угла, поощряйте хобби, занятия спортом, музыкой, творчеством. Оставляйте время на увлечения и общение с друзьями. Даже когда учёба станет любимым делом, нужны перерывы на другие занятия.

Продолжать ходить в обычную школу

Если вы чувствуете, что традиционная школьная система снижает внутреннюю мотивацию и природную любознательность ребёнка, подумайте о смене формата обучения. И тогда не придётся думать, как заинтересовать ребёнка учёбой, он сам будет учиться с удовольствием.

Читайте также:  Организм сам контролирует вес

С каждым годом всё больше мам и пап выбирают семейное обучение, где можно индивидуализировать учебный процесс и найти поддержку профессионалов.

В домашней онлайн-школе «Фоксфорда», к примеру, обучение проходит онлайн, но записи доступны в любое время: ребёнок сам выстраивает свой график дня, просматривает уроки, выделяет время на домашнюю работу.

Как пробудить у школьника интерес к учебе?

В жизни школьников должно быть 5 компонентов: учение, общение, гуляние, движение и сон.

Людмила Синявская — психолог с 15-летним стажем.

Страшная фраза «Все, мама, больше в школу не пойду» может прозвучать и в первом классе, и в девятом, и не все родители знают, что предпринять в такой ситуации. «Комсомолка» обратилась за профессиональными советами к практикующему психологу Людмиле Синявской.

1-5 КЛАСС: В КОНЦЕ ЧЕТВЕРТИ ИДЕМ В ДРИМЛЕНД

— Что делать, если маленький ученик не хочет заниматься, говорит, что ему очень тяжело?

— Нужно разобраться, что такое «тяжело». Значение этого слова в каждом случае свое. Ваш ребенок не понял один урок, предмет? Или не успевает сразу по всем? В любом случае одной причины «мне тяжело» не бывает.

Ребенок может отказываться от рисования или математики, если у него по ним сниженные природные способности. Такую неспособность нужно постараться развивать дополнительно или компенсировать ее успехами в других областях.

Нужно донести до ребенка, что одна перчинка еще не суп, а непонятная математика не вся школа. Сравните его ситуацию с аналогичной своей. Скажите: «У меня на работе тоже не всегда все хорошо получается». Объясните ему, что если потренироваться, все будет получаться лучше.

И сравнивайте успехи ребенка только с самим собой. Не следует забывать: ребенок, пришедший в 1 класс психологически готовым к обучению, имеет гораздо меньше трудностей на протяжении всех 11 лет учебы!

— А как все-таки склонить его к занятиям? Ругать? Хвалить?

— Похвала очень важна в любом возрасте. Главное — не возвести ее в звездную форму, чтобы ребенок не думал: «Что бы я ни сделал, все равно молодец!». Хвалите ребенка конкретно.

Конструктивную похвалу лучше выражать не только прилагательными и существительными («умница», «замечательный»), а также наречиями и глаголами — «красиво написал слово», « быстро и выразительно прочитал». Собственный успех — очень мощный стимул. То же и с огорчениями (они могут быть в жизни ребенка).

Критикуйте за что-то определенное: « Этот пример решен неверно». Так не пострадает его самооценка. А страх перед родительским криком вряд ли вдохновит ребенка на учебу, а в отдельных случаях просто заблокирует познавательную активность.

— А можно первоклашек «дрессировать», например, говорить: «Если ты решишь задачу, получишь шоколадку»?

— Поощрять, безусловно, нужно! Правда, это не должно носить характер торговых отношений. Говорить «если — то» неправильно. Такая формулировка дает ребенку возможность отказаться. Он скажет «Не нужна мне твоя шоколадка!» — и задачу якобы можно не решать.

А если сказать «Когда ты закончишь, тогда можно поиграть на компьютере», получится, что выход есть только через выполнение домашнего задания. А награда может быть любой: и шоколадкой, и просмотром мультфильма, и игрой.

Она должна соответствовать успеху и быть реальной.

— Реальной — значит давать за десятку 1000 рублей?

— Многие родители проходили через оплату оценок деньгами. Это очень распространенный способ воспитания, но не совсем эффективный. Проблема в том, что со временем денежный эквивалент как стимул будет притупляться, а объем вознаграждения перестанет радовать. Лучше сделать так.

За хорошие оценки ребенок может получать «фишки» или «смайлы», которые можно сделать из чего угодно. Нужно четко определить правила: «Когда ты наберешь 10 фишек — получишь сюрприз». Если вы хотите поощрить ребенка по результатам недели, подарите ему небольшую игрушку.

Если по окончании четверти, сделайте сюрприз более глобальным — сводите его в цирк или «Дримленд» (ориентируйтесь на то, что он любит). Главное, чтобы все проходило в игровой форме.

Освежайте интерес малыша, спрашивайте, сколько у него фишек, радуйтесь успеху и ждите сюрприза вместе с ним.

Конечно, отказ посещать школу может заключаться не только в проблемах с учебой, но и в других сложностях: бытовых (например, первоклашке страшно пойти в школьный туалет), физиологических (ребенок- сова: засыпает поздно, встает с трудом и плохо себя чувствует весь день) и межличностных (не складываются отношения с одноклассниками, кто-то обижает). Так же родители должны помнить, что школьные проблемы могут быть отражением неблагополучия в семье, и даже самая большая умничка не сможет сосредоточиться на уроках после ночной ссоры родителей.

Трудности будут посильными при поддержке и одобрении стараний ребенка родителями и учительницей.

5 — 9 КЛАССЫ: РАЗРЕШАЕМ ХУЖЕ УЧИТЬСЯ?

— В средней школе, в отличие от младшей, авторитет сверстников выше авторитета учительницы, — объясняет Людмила. — Общение с ровесниками и социализация становятся важнее, чем результаты в учебе. Родители должны быть готовы к тому, что процесс обучения может пострадать, и бояться этого не нужно.

Социализация очень важна! Общаться, выражать себя, быть лидером, подчиниться правилам и понимать других людей по книжкам не научишься. Даже самому умному, но мало адаптированному ребенку трудно строить взаимоотношения с окружающими и быть в жизни успешным.

Важно, чтобы у ребенка сохранилось хорошее отношение к школе в целом.

— То есть можно разрешать не учиться? Лишь бы ходил?

— Нет, разрешающую позицию занимать тоже нельзя. Но она должна быть мудрой, поскольку в жизни школьников должно быть 5 компонентов: учение, общение, гуляние, движение и сон. Некоторые родители говорят: «На улицу не пойдешь! Сиди, делай уроки!». В итоге дети в поиске общения пересаживаются за компьютеры, теряя самые важные его составляющие — энергетичность, эмоциональность и душевность.

— А можно как-то использовать увлечения ребенка?

— Да. Желание пойти на кружок может повысить скорость выполнения домашних уроков и успешность в предметах, влияющих на хобби. Так тренер может сказать: «Да, в школе у тебя не очень хорошо с языками, но ты же кандидат в мастера спорта! Чтобы ехать на соревнования, хорошо бы подтянуть английский».

— А что делать, если он врет, что ничего не задано?

Вранье начинается, когда ребенок не может соответствовать ожиданиям со стороны родителей или педагогов.

Нужно понимать, что способность овладеть предметом у каждого своя, не все могут соответствовать единой планке. Ребенок должен развиваться в соответствие со своими возможностями, а не с одноклассниками.

Для того чтобы школьник чувствовал себя комфортно и его самооценка не страдала, желательно быть успешным хотя бы по одному предмету.

9 — 11 КЛАССЫ: ВЕДЕМ НА ЭКСКУРСИЮ К СЕБЕ НА РАБОТУ

— «Я 9 лет ничего не делал, чего вдруг начинать?» — удивляются некоторые старшеклассники. Как объяснить им, что нужно заниматься, но не звучать при этом поучительно?

В старшей школе возрастает роль педагога — харизматичного, с оригинальным стилем преподавания. Такого, который смог бы «зажечь» детей, помочь им проявить себя.

Важна и среда обучения: родители видят, какой у них ребенок и нужно ли менять учебное заведение, поступать в колледж или лицей. Хорошо объяснять подростку, что поступление не цель, а средство к получению хорошего образования и достижению желаемых жизненных целей и успеха.

Нужно постараться найти вдохновляющие аргументы. Например, пройти профориентационное тестирование, подготовительные курсы при университете или сходить на работу к родителям: там будущий выпускник понаблюдает за профессионалами и примерит на себя их роль.

Важно расширять диапазон активности: совершать поездки, экскурсии, общаться с разными людьми, чтобы расширить зону выбора. В этот период важно искать свое призвание и выразить его в выборе профессии.

— А что делать, если родители хотят, чтобы ребенок учился хорошо по всем предметам?

— Это хорошее стремление, если учитываются возможности ребенка. Те родители, кто требует высоких оценок любой ценой, должны проанализировать, зачем им это нужно.

Порой хорошие оценки детей дают возможность родителям чувствовать себя состоявшимися, хорошими. Не стоит строить свою жизнь на жизни своего ребенка: он растет по другим законам, живет в другом времени, имеет другие цели.

Важно, чтобы вы помогли ребенку прожить свою жизнь.

— А почему вообще пропадает интерес к учебе?

От хронической неуспешности в освоении школьной программы, от неинтересной формы обучения, от того, что ребята не понимают, зачем нужно учиться. Важно, чтобы рядом был авторитетный взрослый, который объяснил, что у человека в современном мире должен быть определенный запас знаний, и разъяснил логику последствий хорошей учебы.

СПРАВКА «КП»

Людмила Синявская — практикующий психолог 1 категории, консультант телефона экстренной психологической помощи для детей, подростков и их родителей. Является сертифицированным специалистом по песочной терапии, сказко- и игротерапии. Стаж работы 15 лет.

Читайте также:  Перелом кисти руки: симптомы, лечение, сколько дней гипс

Как заставить подростка учиться? Советы психолога

Переходный возраст сложный этап не только в жизни ребенка, но и его родителей. Подросток стремится проявлять самостоятельность, показывает свою независимость и непокорность обществу.

Хорошо если он пытается самоутвердиться в учебе, но зачастую подросток ищет себя в других сферах деятельности, забывая о необходимости учиться.

Родителям потребуется терпение и советы опытных психологов, чтобы помочь своему ребенку преодолеть этот рубеж и возродить его интерес к учебе.

Особенности подросткового возраста

Подростковым возрастом принято считать период перехода от детства к зрелости, он приходится на промежуток времени от 11 до 15-19 лет.

В это важное для ребенка время происходит его подготовка к будущей взрослой жизни, выполнению профессиональных и семейных обязанностей.

Трудность переходного возраста в том, что к подростку перестают снисходительно относиться как к ребенку, но привилегиями взрослых он еще пользоваться не может.

Кроме того, в этом возрасте происходит гормональная перестройка организма, ребенку трудно привыкнуть, принять свою быстро меняющуюся внешность.

Психика так же претерпевает изменения, юноши и девушки начинают проявлять интерес друг к другу.

Поэтому на первое место вместо учебы приходит беспокойство по поводу своего внешнего вида, обретение навыков общения с противоположным полом.

В период взросления дети выражают свое неповиновение родителям, отказываются их слушать, вступают с ними в конфликт.

Это связано с поиском собственного места в жизни, попыткой ощутить себя взрослым самостоятельным человеком.

Если окружающие взрослые проявляют к подростку неуважение, постоянно обвиняют его и принуждают к совершению тех или иных действий, он становится бунтарем, восстает против общества и принятых в нем норм поведения.

Важно! В зависимости от характера и личных особенностей ребенка, в переходном возрасте он может потерять интерес к учебе. Родителям, чтобы знать, как исправить ситуацию, нужно сначала разобраться, с чем связано нежелание подростка учиться.

Возможные причины потери интереса к учебе

Подростковый возраст это период испытаний для каждого человека, так как взрослеющей личности приходится сталкиваться с множеством проблем. Возможно, одна из таких проблем является главной причиной потери заинтересованности к учебе:

  • Неравномерное развитие подростков. К 12- 14 годам проявляются заметные различия в созревании детей. Отстающие в своем развитии (росте и других физических данных) мальчики и девочки чувствуют себя неполноценными в общении со сверстниками. Убежденные в своей непривлекательности, они замыкаются в общении с одноклассниками, предпочитают, чтобы их не замечали. Возможно, из-за этого они перестают участвовать в обсуждениях тем на уроках, избегают школьных мероприятий, начинают прогуливать занятия.
  • Конфликты в школе. В период достижения половой зрелости тинэйджеры становятся раздражительными и агрессивными, относятся к своему ближайшему окружению с повышенной критичностью. Возможно, потеря интереса подростка к учебе связана с тем, что

Детский психолог: 10 способов привить ребёнку любовь к учёбе

Идеальный вариант – записаться на психологическую консультацию с ребенком, чтобы специалист подсказал правильное решение этой задачи, но очень многое зависит и от самих родителей. Есть проверенные приемы, которые помогут пробудить интерес ребенка к учебе. Если родителям удастся привить любовь к постижению всего нового, они могут быть спокойны за будущее своих детей.

Дельный совет родителям от детского психолога

Не ожидайте и не требуйте от своего ребенка слишком многого.

Разумеется, вы считаете его самым талантливым, способным и уверены, что он может одновременно быть отличником и великолепным танцором, скрипачом или художником.

И все же смиритесь с реальностью: дети точно так же устают, плохо себя чувствуют, не испытывают желания заниматься той деятельностью, к которой их принуждают родители.

Нередко требуется психологическая помощь детям, которые живут в постоянном стрессе, с чувством вины из-за того, что не оправдывают родительских ожиданий. У каждого человека свои таланты, достоинства и недостатки. Ваш ребенок не исключение. Примите это! Подумайте, что для вас важнее: воспитать отличника-невротика или помочь своему ребенку стать счастливым.

Сравнивайте успехи ребенка только с его собственными. Вспомните неприятное чувство, когда вас самого сравнивали с другими людьми.

Сколько комплексов можно привить только этим! А главное, вы ведь все равно не добьетесь цели: ребенок не станет похожим на ваш идеал, зато его самооценка может сильно пострадать, а результаты – ухудшиться.

Отмечая и поощряя прогресс ребенка, сравнивая его с ним самим в прошлом, вы получите гораздо больше и сохраните хорошие отношения.

10 приемов, чтобы мотивировать ребенка к учебе

  1. «Дети видят, дети повторяют». Эта фраза актуальна во все времена. Если вы сами постоянно узнаете что-то новое, делитесь интересной информацией с ребенком, он станет делать так же. Читайте, смотрите познавательные фильмы, учитесь, развивайтесь сами и включайте в этот процесс своего ребенка. Докажите важность учебы на собственном примере.

  2. Используйте новые технологии. Многие родители ругают гаджеты, переживают из-за того, что детей «невозможно оторвать от планшета». Нередко это оборачивается настоящей зависимостью, и нужна психологическая помощь детям и подросткам, которые полностью погружаются в виртуальный мир.

    Но вы можете научить ребенка добывать знания с помощью новых технологий. Вместе осваивайте полезные программы и приложения: рисуйте, программируйте, изучайте, проектируйте.

  3. Создайте «ученую» атмосферу. Гарвардские ученые доказали, что хорошая библиотека в доме мотивирует детей больше читать. Постоянный доступ к интересным книгам только на пользу.

    Зачастую ребенок берет что-то почитать от скуки, а потом чтение входит в привычку.

  4. Позвольте ребенку учиться так, как ему удобно. Известный нейролингвист Татьяна Черниговская утверждает, что мозг каждого человека учится по-своему.

    Кому-то для концентрации внимания лучше сидеть за столом в полной тишине, а кто-то учится, развалившись на диване и включив музыку. Позвольте ребенку чувствовать себя свободным во время учебы. Кстати, это может создать дополнительные «зацепки для памяти» (ассоциации со звуками, цветами, движениями).

  5. Поощряйте хобби.

    Вы понятия не имеете, в каком мире придется жить в будущем, какие профессии будут востребованы. Позвольте ребенку любую деятельность, к которой он стремится, будь то складывание пазлов, бег, приготовление пищи или запись видеороликов. Включитесь в увлечение ребенка, водите на интересные для него выставки, находите тематические передачи.

    Нередко помощь психолога ребенку заключается в том, чтобы помочь раскрыть «особенные» таланты.

  6. Выбросьте телевизор. Серьезно. Если не можете от него избавиться, то включайте не более чем на 15-30 мин в день. Ни вы, ни ваш ребенок не становитесь счастливее, умнее, талантливее, часами смотря бестолковые фильмы и программы.
  7. Играйте.

    Развивающие игры вроде «Монополии» могут стать прекрасным способом совместного времяпрепровождения. Играйте вместе с ребенком. Вам это тоже может понравиться!

  8. Разговаривайте и честно отвечайте на вопросы. Иногда нужны консультации психолога ребенку, который уверен, что родители его не понимают.

    Зачастую причина такой уверенности кроется в отсутствии внятных ответов. Не игнорируйте вопросы вроде «Зачем это нужно?», отвечайте честно и подробно. Если вы сами понимаете, что та или иная тема не может пригодиться в жизни, объясняйте, какие навыки мышления ребенок приобретет, изучив ее.

  9. Не платите за оценки.

    Некоторые родители совершают ошибку, давая деньги за каждую хорошую отметку. Это путь в никуда. Поощряйте ребенка за хорошие результаты, но не платите деньги. Пусть это будут нужные вещи, поездки и т.п.

  10. Развивайте полезные навыки. Умение хорошо считать, быстро читать, находить нужную информацию – все эти навыки упрощают процесс обучения.

    Если ребенку интересно и легко учиться, он делает это с удовольствием.

Познание – это не только сидение за партой и бесконечные занятия. Не перегружайте расписание ребенка, дайте ему свободное время, чтобы он успевал отдыхать и у него оставались силы на новые интересы, хобби, увлечения. Это только увеличит эффективность обучения.

Если у вас не получается привить ребенку любовь к учебе, обратитесь за детской психологической помощью в наш центр «Радость жизни».

Давайте решать проблему вместе!

Подписаться на новостную рассылку

Нижегородский ученый-педагог рассказала, как побудить ребенка к учебе

  • Как найти такие слова, методы и приемы, чтобы школьник добровольно и самостоятельно выполнял свою основную обязанность?
  • С этим вопросом, особенно актуальным на старте самой длинной учебной четверти, корреспондент «РГ» обратилась к специалисту — кандидату педагогических наук Маргарите Крайниковой, начальнику научно-исследовательского отдела Нижегородского института развития образования.
  • Российская газета: Итак, как же заставить ребенка учиться?

Маргарита Крайникова: Давайте сразу оговоримся: смысл слова «заставить» предполагает некое давление, насилие. С этой точки зрения «заставить» ребенка учиться совершенно невозможно. Конечно, послушный сын, опасаясь вашего гнева, будет выполнять школьные задания, но, как известно, рабство еще никому не приносило счастья. Представьте только, какое омерзение вызывает у вашего ребенка такое учение, как говорят в народе, из-под палки. Кроме того, нужно помнить, что воздействие родителей будет результативно только до определенного возраста. Настанет время, когда чадо перестанет их бояться.

РГ: То есть школьника можно заставить сесть за уроки и даже сделать их, но заставить проявлять интерес к предмету, любить учебу как ежедневную радостную деятельность — не получится?

Крайникова: Существует некий «двигатель», без которого учеба воспринимается нашими детьми как скучная и бессмысленная обязанность.

Этот двигатель — мотивация, в педагогическом научном определении — совокупность побуждающих факторов, определяющих активность личности.

Иными словами, это процесс стимулирования кого-либо к деятельности, направленной на достижение цели. Он-то, этот двигатель, нам и поможет.

РГ: Родители искренне желают, чтобы их ребенок хорошо учился. Они осознают всю серьезность проблемы, когда школьник отлынивает от учебы. С чего нужно начинать ее решение?

Крайникова: Чтобы заставить (или вызвать мотивацию, как мы договорились) ребенка учиться, прежде всего родители должны ответить себе на простой вопрос: а зачем это надо? На первый взгляд, вопрос кажется бессмысленным. «Ну, как же, — думают многие мамы и папы, — все учатся.

Мой ребенок что же — хуже других?» Это первая причина, побуждающая родителей воздействовать на детей. Второе рассуждение: «Не будет учиться — начнет по улицам шляться, попадет в дурную компанию… Вино, наркотики…» Но, конечно, не это главное.

Вот третья причина, на взгляд родителей, гораздо более веская: «Не будет учиться — не попадет в колледж или вуз, не получит профессию, заберут в армию, чего бы очень не хотелось.

Для девочек тоже немаловажно, в каком коллективе находиться: нам, родителям, спокойнее, если потенциальные женихи — будущие профессионалы, люди образованные и воспитанные».

Рассуждаем дальше. Подумайте, уважаемые родители, являетесь ли вы более интеллектуально и нравственно развитыми, чем современные школьники и студенты? Был ли у вас интерес к учебе, казались ли вам знания ценностью? Если нет — то вам придется очень постараться, чтобы ребенок не пошел по вашим стопам.

РГ: Что же делать нам, отцам и матерям, чтобы чадо прилежно училось?

Крайникова: Самой большой проблемой представляется то, что ребенку «ничего не интересно». Значит, задача родителей — найти такое занятие, от которого у вашего сына (или дочери) загораются глаза, и принять участие в его любимой игре.

Я имею в виду игру в широком смысле этого слова — как способ познания жизни. В вашем лице ребенок должен видеть человека, увлеченного его делом. И чем раньше это случится, тем проще вам будет в будущем.

Для развития порой достаточно небольшого толчка, затем оно продолжится с вашей минимальной поддержкой.

Общее дело не только пробуждает у ребенка интерес к активному постижению мира, но и цементирует семью, создает атмосферу дружбы и взаимопонимания, необходимую для гармоничного развития человека.

Часто семейные конфликты возникают именно из-за того, что родителям, по словам детей, нет до них никакого дела. Родители постоянно заняты, устают, на детей не хватает ни сил, ни времени.

Хочется обратиться к таким матерям и отцам: пока не поздно, задумайтесь, будете ли вы счастливы, заработав много денег, но потеряв при этом ребенка?! Это мы, взрослые, можем быть самодостаточными. А ребенку нужна любовь и много внимания.

Но самый главный принцип воспитания — это уважение. Если ваша семейная атмосфера лишена этого, ребенку дома неуютно, он будет искать место, где его понимают, где он что-то значит для других.

РГ: Итак, папа с сыном играют в теннис, мама с дочкой шьют наряды или выращивают цветы, но на оценки в школе это не влияет.

Крайникова: Ну, по крайней мере с физкультурой, трудом, биологией у этих ребят проблем, вероятно, не будет. Но дело даже не в этом. Каждый человек от рождения наделен разными способностями, которые позднее становятся фундаментом познавательного интереса к определенной деятельности.

Все эти способности можно развить. Но один самый важный талант дается каждому. Этот талант — жажда познания. Ваш малыш с первых месяцев жизни открыт для обучения: он ловит звуки, следит за яркими цветными предметами, трогает руками игрушки.

Он не только слушает и смотрит, но уже и запоминает ваш голос, музыку, стихи, картины окружающего мира.

Наконец он научился говорить, и наступило время многочисленных вопросов. «Почему снег тает?», «Почему бабушка с палочкой?»… Мама разговаривает по телефону, встретила подругу, просто занята своими мыслями. «Отстань! Надоели твои глупые вопросы», — раздраженно реагирует родительница и тем самым перекрывает самый главный источник знаний для любимого ребенка.

Малыш понимает одно: когда он спрашивает о том, что его сейчас интересует, мама сердится. Он будет спрашивать все реже и реже, лучик света познания (просвещение — от слова «свет») может померкнуть… Пройдет совсем немного времени, и эта же мамаша будет жаловаться, что сыну «ничего не интересно», не признаваясь себе, что сама убила в ребенке жажду познания.

РГ: Первые проводники в мир знаний для своих детей — именно родители?

Крайникова: Конечно. Воспитание ребенка — не простой, но радостный труд. Вы растете вместе с ним, развиваетесь, стараетесь быть примером во всем. Вам необходимо его уважение. Значит, ваша жизнь — постоянное стремление вперед.

РГ: Существует много рецептов того, как подготовить ребенка к учебе, есть даже специальные курсы для малышей. Казалось бы, в школу первоклассник пришел во всеоружии: читает, пишет, рисует, даже с компьютером управляется. Почему же рано или поздно большинство школьников теряет интерес к урокам?

Крайникова: Причин много. Вот некоторые из них. Как правило, интерес пропадает в подростковом возрасте, когда самым важным в жизни человека становится не учеба, а социализация.

Другими словами, человека больше всего волнует вопрос: нравится или не нравится он сверстникам? Ребята приходят в школу главным образом для того, чтобы общаться. В этот период наступает кризис сознания ребенка, который связан с революционными изменениями в его организме.

Спокойно переживают этот неспокойный возраст ребята, подготовленные к труду всей своей предыдущей жизнью. Те, кто с самого раннего возраста знает, что мир полон удивительных и увлекательных вещей. Те, кто умеет творить.

Правильно ли считать учителя виновником плохой учебы ребенка? Учитель действительно способен заглушить ростки интереса к своему предмету, если он злой, глупый, равнодушный, ненавидит детей, не уважает родителей. Поэтому, если вы хотите, чтобы ваш ребенок получил хорошее образование, ищите Учителя. Не все так безнадежно, уверяю вас. Достойных учителей, профессионалов, много.

О страхе школьников

Часто ребенок не испытывает радости от познания потому, что не видит результата своей работы. Хорошая работа должна вознаграждаться.

Порой школьник после напряженного труда получает заслуженную желанную «тройку», а родители недовольны: они рассчитывали на «пять». У каждого есть свой уровень развития, надо только объективно оценить его.

Понять, действительно ли ваш ребенок не способен к математике или ему просто лень решать задачки.

Но если школьник взял планку: справился с ленью или напряг силенки и решил-таки трудную задачу, он достоин похвалы. Сейчас во многих семьях применяют, так сказать, материальное поощрение за оценки.

С одной стороны, вы как будто платите за проделанную работу, но с другой — воспитываете корыстного человека, который когда-нибудь ответит вам, заболевшему, одряхлевшему, на просьбу о помощи: «А что мне за это будет?»

Талантливый педагог Шалва Амонашвили, когда ему задали вопрос о правомерности материального поощрения в семье, не cмог скрыть возмущения: «Образование, возможность развития, становление Человека — это большая ценность. Надо ли опошлять ее деньгами!»

Что для вашего ребенка важнее — деньги или ваше хорошее отношение? Ответ зависит от того, насколько благополучна ваша семья. Ведь похвала — это тоже искусство. За что хвалить, какими словами или просто благодарной улыбкой, с какой интонацией? Если малыш будет счастлив, когда вы в восторженных выражениях оцените его хороший поступок, то у подростка ваш восторг вызовет досаду.

Здесь нужен более тонкий подход. Косвенная похвала может быть выражена как радость от того, что вот вы устали, думали, что вам еще и мусор выносить, готовить, приводить в порядок квартиру (в зависимости от того, какой подвиг совершил ваш ребенок), а теперь сможете просто отдохнуть. Не бойтесь, что он не почувствует вашу радость, вашу благодарность. Дети очень внимательны.

Помните, что создание ситуации успеха для каждого ребенка — необходимое условие развития волевых качеств. Успешный человек уверен в своих силах, он способен на большие дела, ему свойственно радостное отношение к жизни.

Развитые способности к творчеству, к познанию, уверенность в успехе своей деятельности — вот качества, которые должны воспитать родители, чтобы никогда не услышать от своего школьника страшных слов: «Не хочу учиться!»

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *