Формирование сознания современного человека. Выбор решения.

Есть много различных моделей, описывающих уровни развития сознания человека. Одна из самых простых и образных – это модель, уровни которой условно обозначены понятиями – Жертва, Воин (Герой), Творец (Созидатель).

Понять, как и чем, различаются ступени этой системы, и на каком уровне находится человек, можно по нескольким критериям:

  1. уровень ответственности за свою жизнь;
  2. уровень энергии;
  3. уровень самодостаточности;
  4. уровень труда и творчества;
  5. уровень потребностей.

Давайте рассмотрим, как проходят эти уровни представители каждой ступени сознания.

Развитие сознания человека на разных уровнях

1. Процесс развития на уровне ответственности за свою жизнь

Основное качество жертвы – это нежелание брать на себя ответственность.

Жертва считает, что от нее никогда ничего не зависит, и все, что происходит в ее жизни, случается по воле высших сил, Рока, других людей или под влиянием внешних обстоятельств.

Поэтому основная позиция жертвы – это ожидание милости от Бога и благосклонности от судьбы. Ей ничего не остается, как принимать, то, что с ней происходит, при этом ноя и жалуясь.

В общем, жизнь с жертвой «случается»…

Воин-Герой уже понимает, что «под лежачий камень вода не бежит», и что многое в жизни зависит от него и его действий.

Он старается активно влиять на свою реальность. При этом, особенно в начале пути, если результаты действий его устраивают, он склонен приписывать заслуги себе.

  • Если нет, то может переложить ответственность за произошедшее с ним на внешние обстоятельства.
  • У Творца 100% ответственность за свою жизнь.
  • Он понимает, все, что происходит в его реальности, каким-то образом создал он сам, и если что-то не устраивает, всегда есть возможность это пересоздать, учитывая предыдущий опыт.

Этапы духовного развития. Как определить на каком вы находитесь

Формирование сознания современного человека. Выбор решения.

2. Развитие сознания на уровне энергии

У Жертвы энергии очень мало, так как ее внутренняя сила подавлена и перекрыта страхами. Это пассивная женская энергия, независимо от пола жертвы, и хватает ее только на поддержание элементарного уровня жизни.

  1. В принципе, у жертвы в этом отношении есть своя задача – она накапливает энергию, копит свою боль, страхи, недовольство, пока все это не достигнет критической массы, и этот предел не заставит жертву двигаться к следующему уровню.
  2. Энергия Воина имеет активное мужское начало.
  3. Она просыпается, когда человек-жертва, преодолевает свои страхи, старые привычки и убеждения; отстаивает свои права, свою территорию, сопротивляясь старому окружению, которое не всегда принимает такую трансформацию.

Энергия может прибывать мощными всплесками, вместе с которыми, выходит много заблокированной агрессии. И у новоиспеченного Героя не всегда получается ею управлять.

  • Это напоминает, когда с пути реки убирают плотину, и Героя может временами «заносить» бурным течением.
  • У Творца энергии очень много, и похожа она на глубокую, полноводную реку, которая спокойно течет своим путем.
  • Это энергия Дао, и ее избыток Творец направляет на творчество.
  • Он использует обе стороны этой энергии, мужскую, создавая во внешнем мире, с помощью активных преобразований, и женскую, когда для материализации желаемого, ему достаточно лишь правильно пожелать.

Определите, что «съедает» ваш ресурс. Мы выявили 13 причин утечки энергии.

Формирование сознания современного человека. Выбор решения.

3. Развитие сознания на уровне самодостаточности

Так как у Жертвы мало энергии, она старается увеличить ее за счет слияния с другим человеком.

Для жертвы одиночество мучительно, она может находиться в нем лишь непродолжительное время. Потом, чувствуя себя неполноценной, она спешит кем- нибудь заполнить образовавшуюся пустоту.

Отношения Жертвы – это отношения зависимости.

Отношение Героя к самодостаточности неоднозначное. С одной стороны, в нем развита независимость, или он к ней стремится; с другой – ему важно признание. А тут без общества никуда…

Творец полностью самодостаточен и полноценен. Он может находиться в одиночестве так долго, как это необходимо, не испытывая при этом никакого дискомфорта.

Он независим от окружающих и строит свои отношения с людьми не из нужды, а исходя, из желания делиться и отдавать.

См. также Духовные практики как образ жизни, или Как следовать жизненным принципам

Статья о том, как жить согласно духовным законам, находясь среди людей, как поддерживать высокие вибрации, живя в обычном 3Д мире.

Формирование сознания современного человека. Выбор решения.

4. Развитие сознания на уровне труда и творчества

  1. Жертва, как правило, выбирает наемную, несложную и однообразную работу, не любит принимать решения, брать на себя ответственность и проявлять инициативу.

  2. Ей спокойней выполнять указания вышестоящих лиц.
  3. Воин выбирает себе область для применения своим достоинствам и амбициям.

Область творчества Творца – его сознание.

Работает он не ради денег, признания, а из чистого желания творить.

См. также Творчество как инструмент проявления уникальности

Какова энергия уникальности каждого человека, как признать сам факт своей уникальности и что дальше с этим делать.

Формирование сознания современного человека. Выбор решения.

5. Эволюция сознания на уровне потребностей

Действия жертвы направлены на то, чтобы выжить в таком опасном и непредсказуемом мире и накопить запас на «черный день».

Она переполнена страхами перед жизнью, боится и сопротивляется переменам. А вдруг будет хуже!

Усилия воина направлены на успех, на повышение уровня жизни и на реализацию своих амбиций, то есть, кому-то что-то доказать, выиграть, добиться, победить…

Потребности Созидателя лежат не только на внешнем плане, но и на духовном. Это самопознание, реализация своего предназначения и открытия в себе Божественного начала.

Формирование сознания современного человека. Выбор решения.

  • По этой системе легко диагностировать, на каком этапе пути находится человек, а также, наглядно увидеть, какая сфера жизни отстает и куда направить свое внимание и энергию.
  • Задача Жертвы – превратиться в своего антипода – Воина.
  • Это произойдет когда ей надоест страдать, и она решит взять на себя ответственность; начнет решать свои проблемы, а не ждать, что это сделают другие; осознает свои чувства, желания, потребности и научится открыто их проявлять.
  • То есть, когда она постепенно повернет свои шаблоны мышления и поведения на сто восемьдесят градусов.
  • Воин превратится в Творца, когда ему станет неинтересно, что-то кому-то доказывать, добиваться признания, пробовать себя на прочность и переделывать мир. Он научится его создавать…
  • Любая Жертва – это будущий Творец, важно только найти в себе силы и смелость начать движение вперед.

Поделитесь, пожалуйста, с нами, в каких моментах вы узнали себя?

Сознание человека

  • Содержание
  • #1. Определение уровня сознания личности
  • #2. Система каст

Формирование сознания современного человека. Выбор решения.О чем мы говорим, когда произносим слово «сознание»? Принято говорить, что это способность мыслить. Как сказал Декарт: «Сogito ergo sum» — «Я мыслю, значит я существую». Сознание определяется как некое представление субъекта об этом мире и о своем месте в нем; возможность оценивать свой внутренний психический опыт и возможность организовывать разумно свою жизнь и деятельность. Как говорит «Большой энциклопедический словарь»: это высшая форма психического отражения, свойственная общественно-развитому человеку и связанная с речью, идеальная сторона целеполагающей деятельности.

Самих форм сознания личности существует несколько: прежде всего, это формирование сознания самого себя (самоосознание), человеческий рассудок (формирование сознания, которое мыслит), разум (рассудок, который себя осознает), а также дух (форма сознания, которая является высшим уровнем развития личности, включающая в себя остальные формы развития сознания и не только).

Даже теперь, в современном мире, феномен сознания изучают как ученые, так и эзотерики. Причем последние знают, что формирование и развитие сознания – основополагающая сила, за счет которой и существует окружающий мир у каждого конкретного человека.

Развитие сознания сейчас стало модной индустрией, которая на каждом шагу предлагает различные инструменты по развитию. Говорят, что большинство людей сейчас живет с низким уровнем сознания, а другие имеют высокий уровень сознания личности – но как же определить этот самый уровень?

Определение уровня сознания личности

Процесс развития сознания можно рассмотреть под разными углами зрения. Первый – это взгляд на формирование и развитие сознания по теории Ч. Дарвина. Так называемый эволюционный процесс развития.

Уровень сознания 1.

Уровень сознания простейших. Сознание рефлекторно, реагирует на раздражитель: удовлетворение той или иной потребности (воздух, вода, еда).

Уровень сознания 2.

Уровень сознания рыб. Процесс развития сознания допускает чувствительность – способность чувствовать нечто от соприкосновения с материальным миром.

Уровень сознания 3.

Уровень сознания некоторых животных. Процесс развития сознания, при котором наблюдаются поведенческие реакции (когда субъекту присущи навыки и инстинкта, и рассудка, для того чтобы видеть те или иные взаимосвязи между объектами). Более сложный процесс сознания.

Уровень сознания 4.

Формирование сознания современного человека. Выбор решения.

По теории Дарвина, «обезьяна» училась создавать орудия труда, развивать навыки взаимодействия с социумом и постепенно, в процессе самоосознания, стала человеком, а потом еще и достигла уровня личности.

На самом деле этот же процесс развития сознания человека мы наблюдаем при взрослении человека. Особенно что касается периода с рождения до трех лет.

Когда младенец сначала реагирует только на раздражители и живет инстинктами, потом уже в процессе взросления начинает чувствовать, а уж далее развивается сознание личности.

Второй взгляд на формирование развития сознания человека – путь развития сознания личности как рост человека над самим собой, становясь раз за разом лучшей версией самого себя.

Именно этот путь уважают и практикуют эзотерики как путь развития человека, на котором только и возможно развить в человеке сверхспособности.

Все закрытые учения, практики по развитию сознания, древние культы и закрытые ордена – это творение тех, кто идет путем развития сознания личности.

  1. Есть несколько систем по определению ступени развития сознания человека.
  2. Но есть несколько основополагающих, помогающих понять уровень сознания личности, по которым можно определить для себя лично на каком уровне находится твое сознание.
  3. Первый – это система каст, которая (в видоизмененном виде) существует еще на территориях Индии.

Система каст

У эзотериков есть так называемая «система четырех каст», которая относит каждого человека к одной из каст, по уровню развития души или уровню сознания. Теория, лежащая в основе системы: мы проживаем множество жизней и в процессе жизни каждой проходим уроки, в процессе которых происходит изменение уровня сознания человека, соответственно и уровень духовного развития.

1 каста – каста работников. Сознание личности на уровне «молодой души». Работник – это человек простого физического труда, поскольку навыков для сложных интеллектуальных процессов еще нет.

Такой человек прилежен, трудолюбив, но разговаривать не любит, так как еще толком не научился. Такого человека радуют простые вещи: сон, еда, вещи. Его сознание одномерно: в его мире нет выбора, поскольку и критериев нет. В его сознании есть слово «судьба» и понятие «выживания».

У такого человека сознания своего толком нет и он ощущает себя через группу: «я как все».

2 каста – каста купцов. Сознания, отработавшие касту работников, переходят на уровень касты купцов. Болтовня – их всё, причем пустая болтовня.

Читайте также:  Открытый перелом: признаки, классификация, лечение

Сознание человека-купца нарабатывает качества общения, через которое и получает прибыль. Зато уровень сознания купца уже умеет выбирать. Оно у купцов двухмерно.

Проявление и удовлетворение желаний – вот такой дуальный принцип сознания лежит в основе их мировоззрения.

3 каста – каста воинов. Сознание человека-воина – сознание личности. Им присущи порядок, иерархия, система мира, в котором они живут. У человека-воина есть друзья и враги, он вечно тренируется.

Основа его деятельности: воля, достижения, дисциплина. Человеку третьей касты присуща трехмерность сознания. И сознание такого человека о «могу/не могу».

Человек-воин вечно сражается, с собой или другими; его отличают понятия чести, долга и совести.

4 каста – каста магов. Маг – это человек, пришедший в мир для познания самого мира. Знать – это все что нужно такому человеку. Для мага знать – значит быть сильным. Это исследователи, ученые, учителя, причем в любой области.

Их процесс развития подчинен идее, а знание – источник пути и существования. Они крайне самодостаточны, поскольку им интересно лишь познание.

Говорят, когда магией занимаются маги – она несет благо; когда же люди, кастами ниже, — она несет разрушение и зовется колдовством.

/image.php?width=800&height=500&cropratio=1.6:1&image=/static/uploads/5e02317b76fdc.jpg 

Еще одна система о развитии человеческого сознания – это определение сознания личности по чакрам. Чакры – энергетические центры в теле человека, которых насчитывается целых семь.

В зависимости от расположения точки развития сознания (точки сборки или ТС), сознание человека опирается на принцип одной из чакр. И развитие человека определяется нахождением этой самой ТС.

При должном уровне развития сознания ТС смещается по направлению сахасрары чакры, т.е. вверх по телу.

1 чакра. Муладхара. Уровень развития тела человека. Развития физики. Муладхара отвечает за выживание человека и ее принцип созвучен с 4-й кастой. Самый низкий уровень развития сознания.

2 чакра. Свадхистана. Созвучен уровень с уровнем развития человека-купца из 2-й касты. Здесь у человека играют эмоции и ему свойственно, прежде всего, удовлетворение своих потребностей и пожеланий. Также это уровень развития связей.

3 чакра. Манипура. Созвучна с кастой воинов. Развитие идет путем стремления продвижения в обществе, желания власти и контроля. Сознание развивается в конкурентной среде, с чувством долга, с подавлением своей и чужой воли.

4 чакра. Анахата. Тот самый уровень магов. Уровень высочайшего развития психики, чувствования, понимания, сопереживания, сочувствия и других высоких эмоций. Здесь идет развитие глубокого взгляда на мир, доверие к миру, уничтожение оценочного видения всего что происходит. Аджна – это тотальная любовь к миру. Желание не только знать, но и понимать мир – вот качества людей 4-й чакры.

5 чакра. Вишудха. Это уровень высокой духовной энергии. Это возможность человека охватить разумом абстрактные, трансцендентные идеи, здесь запрятана возможность творить, созидать. Это художники, архитекторы, поэты. Это те, что умеют видеть красивое.

6 чакра. Аджна.  Это уровень учителей. Развитие мудрости и лидерства. Здесь человек уже много знает и много умеет. Такой человек спокоен и многогранен. И он может учить и вести за собой.

7 чакра. Сахасрара. Это сознания высочайшего уровня развития. Это святые. Сознания, которые существуют, знают и принимают. Они служат абсолюту, Богу и являются высочайшей точкой развития человека.

Это лишь некоторые из систем, которые раскрывают вопрос о формировании нашего сознания. Очевидно одно: мы не можем не развиваться. Даже если мы уходим от развития, от самоосознания, мир так или иначе будет давать нам уроки, чтобы мы росли и развивались. Иногда одни и те же, те самые «грабли», иногда будет их усложнять, но хотим мы или нет – развитие будет продолжаться и идти вперед.

Формирование сознания современного человека. Выбор решения.

Самое важное, что прослеживается во всех системах классификации уровней нашего сознания, так это то что от нашего сознания зависят наши мысли; а от мыслей – мировоззрение; от мировоззрения – качество жизни.

Не воспринимайте системы буквально – они условны и помогают человеку понять себя и то, как ему действовать в тех или иных ситуациях. Гораздо важнее понять то, что не мир ответственен за наше развитие, а мы ответственны за себя и за мир вокруг себя.

Чтобы перескочить с уровня «мир виноват в моих бедах», на «я все могу» надо, прежде всего, повернуться к себе самому лицом и понять «кто я?».

Эзотерики не изучают мир вокруг, они изучают себя и уже из внутренней глубины смотрят на все что происходит во внешнем мире. 

Наше сознание – удивительный космос в телесной оболочке каждого из нас.

Оно не только дает ответы на все вопросы нашей жизни, диктует те или иные действия, но также и хранит в себе всю информацию о всех ваших прошлых жизнях, опытах, уроках… Чем раньше человек начнет дружить со своим сознанием, а главное подсознанием (неконтролируемой частью нашего сознания), тем больше возможностей ему будет открываться в обычной нашей жизни: человек сможет видеть на шаг вперед, чувствовать других людей, понимать причинно-следственные связи между ситуациями, понимать собственные сны, видеть осознанные сны, его тело, дух и душа придут к гармонии. Такой человек очень быстро поймет, что сила нашего сознания — безгранична. Ее главное увидеть, понять, почувствовать.

Формирование сознания современного человека

Каким образом формируется сознание современного человека?

Во-первых, через семью. С детства, с пребывания в лоне матери, в общении с родителями в сознании человека формируются первые образы мира. И они составляют большую часть, процентов сорок, всей картины жизни.

На втором месте по значению и объёму информации находится система государственного образования, которая формирует около тридцати процентов необходимых для жизни представлений.

Процентов двадцать – двадцать пять даёт неформальное общение в обществе: телевидение, друзья, книги… И пять – десять процентов составляет саморазвитие. Вот основные источники информации, формирующей представление о жизни и затем создающей саму жизнь человека. Возникающие в результате мысленные образы и размышления личности и определяют её жизнь.

Образование – первый камень в фундаменте мировоззрения

Обязательная система образования оказывает большое воздействие на сознание людей и на формирование мировоззрения.

Она закладывает треть образов картины мира, значительную часть культурной основы человека и, следовательно, определяет как минимум тридцать процентов всех происходящих в его жизни событий. Это достаточно много.

А что закладывает система образования? Если бы специалисты образовательной системы осознавали, что программа, которую они дают детям, несёт с собой не только знания как таковые, но и формирует жизни, то относились бы к своей деятельности с большей ответственностью.

Если бы специалисты образовательной системы осознавали, что программа, которую они дают детям, несёт с собой не только знания как таковые, но и формирует жизни, то относились бы к своей деятельности с большей ответственностью.

Понимание значения образования влечет за собой другую меру ответственности и иной подход. Если мы действительно желаем человеку счастья, необходимо закладывать в его сознание образы счастливой жизни. Культуру счастливой жизни – вот что должно нести образование .

Кризис системы образования

Современная система образования охвачена глобальным кризисом. В чём он заключается? Государству нужны специалисты, рабочие, солдаты, законопослушные граждане… Но его не интересует, счастлив ли человек, гармонично ли он развит. Компетенция системы государственного образования не распространяется на эти вопросы.

Министерство образования является государственной структурой и выполняет заказ государства, соответствующим образом формируя образовательную программу. Высшее образование стремится соответствовать потребностям не только государства, но и бизнеса и готовит специалистов своего дела.

И вот мы получаем выпускников школ, знания которых позволяют им работать или учиться в высших учебных заведениях. Далее мы получаем выпускников вузов – специалистов в той или иной области деятельности, профессионалов. Но что они понимают в счастливой жизни? Ведь жизнь намного сложнее любого дела, любой профессии.

Сформированный в сознании в школе, в вузе и в значительной степени в семье образ деятеля обусловливает и соответствующую жизнь. Такой человек считает труд основным содержанием жизни. А счастье, любовь – это уж как повезёт…

Такое «рабочее» сознание формируется не только у мужчин, но, что особенно прискорбно, и у женщин. Они тоже становятся специалистами, профессионалами… Неудивительно, что жизнь становится рабочей, профессиональной и… несчастной.

И вот женщина, для которой главным должно быть состояние, а не деятельность, утрачивает женственность и способность обрести счастье… Современное образование формирует в сознании мальчиков и девочек один и тот же образ жизнедеятельности, что ведёт к нивелированию мужского и женского начал.

А это, в свою очередь, порождает множество жизненных кризисов: проблемы со здоровьем, проявляющиеся через гинекологические заболевания, простатиты, алкоголизм, наркоманию, трудности в семьях или с созданием семей, сложности с рождением, здоровьем и воспитанием детей, невозможность творческой реализации, гомосексуализм и другие сексуальные проблемы…

Перегруженность знаниями, отсутствие систематического и целенаправленного полового воспитания и отказ от формирования образов семьи и счастливой жизни – всё это проявления кризиса существующей образовательной системы, стоящей у истоков формирования личности и создающей предпосылки множества будущих проблем в жизни человека.

Российская система образования перегружает учеников знаниями, что ведёт к развитию у них внутренней дисгармонии. Перегруженный ум, слабо раскрытое сердце, недостаточно развитое тело – вот что характеризует современного ученика.

Так называемая немецкая, оценочная система образования, основанная на использовании принципа кнута и пряника, уже не способна воспитать гармонично развитого человека. Об этом пора задуматься и родителям, и тем, кто отвечает за государственное образование. Тем более что в мире хорошо известны примеры более гармоничного воспитания.

Например, в Норвегии начальное образование продолжается до пятнадцати лет. И это не столько образование, сколько гармоничное воспитание, когда повышенное внимание уделяется физическому, художественному и духовному развитию детей. Ещё формирующийся детский организм нельзя перегружать. Особенно ум, сознание ребёнка.

А после пятнадцати лет норвежцы получают среднее образование. Причём средняя школа разделяется на два потока: одно направление выбирают те, кто готовится к рабочим специальностям, а другое – те, кто желает получить высшее образование.

Но перед поступлением в высшее учебное заведение необходимо обязательно закончить колледж, куда могут поступить школьники и одного, и другого потока. И сегодня Норвегия имеет достаточно гармоничное общество и входит в пятёрку ведущих стран по уровню жизни. У наших же девушек, перегруженных образованием, уже к окончанию школы наблюдаются отклонения в детородных функциях.

Перегруженность знаниями, отсутствие систематического и целенаправленного полового воспитания и отказ от формирования образов семьи и счастливой жизни – всё это проявления кризиса существующей образовательной системы, стоящей у истоков формирования личности и создающей предпосылки множества будущих проблем в жизни человека.

Читайте также:  Лечение поджелудочной железы, лекарства, травы при воспалении

О кризисе в системе образования говорит и то, что культура и образование отделены друг от друга. Я уже упоминал о том, что министерство культуры должно быть первым министерством в государстве. Образование должно находиться в ведении министерства культуры как важнейшая и неотъемлемая его часть.

При таком подходе мы сможем быстро выйти на первые позиции в мире и жить без кризисов.

Счастливая цивилизация

В предыдущих главах мы рассмотрели основы построения бескризисных отношений человека с самим собой, между мужчиной и женщиной, в семье, с родственниками. Но всё это лишь часть отношений, в которые вступают люди в течение жизни. Опыт отношений – самый важный опыт, приобретаемый человеком на Земле.

Ради этого и стремятся сюда души. Именно здесь, в плотном, физическом мире с самым глубоким разделением на личности и по половому признаку, приобретается великий опыт построения гармоничных отношений. Обретшие его души высоко ценятся в Космосе. Сейчас уже мало кто сомневается в существовании жизни после смерти.

Так вот, для той жизни очень важен опыт, приобретённый душой на Земле. И чем больше любви, счастья и радости в жизни, чем более глубоким и высоким смыслом она наполнена, тем большие возможности открываются душе.

Получить же всё это, как мы увидели в предыдущих главах, можно через различные отношения, и в первую очередь с себе подобными, то есть с людьми.

Дата добавления: 2018-10-26; просмотров: 102;

Развитие сознания

Сознание является высшей формой умственной деятельности, которая свойственна лишь человеку и недоступна животным. С помощью сознания человек осуществляет отражение окружающей действительности, ближайшей социальной среды и собственного внутреннего мира.

Сознание имеет непосредственную связь с основными функциями мозга и на протяжении жизни человека может качественно изменяться. Процесс развития сознания заключается в улучшении работы мозга, повышении разумности и обучении осознанному отношению человека к жизни.

Замечание 1

Сознание является субъективным продуктом человеческого развития, и в тоже время содержанием его выступают знания об окружающем мире, его связях и основных законах. А это значит, что сознание можно назвать субъективным образом объективной реальности.

Процесс развития сознания

В ходе исторического развития человечества постепенно развивалось и сознание человека. Источником его развития является необходимость в способности человека к кооперации общению и взаимодействию с другими людьми.

Такая необходимость появилась еще в первобытном обществе, в ситуации, когда у людей возникла совместная деятельность по изготовлению орудий и добыче пропитания. В процессе осуществления данных видов деятельности и для ее эффективного разрешения людям понадобилась речь, для того, чтобы они могли договориться о целях и деталях предстоящего дела.

Совместная деятельность была бы просто невозможна, если ее участники не могли бы договориться и не понимали своей роли в процессе совместной деятельности. Несомненно, стоит отметить, что у первобытного человека развивались лишь зачатки сознания и это была лишь самая начальная стадия его развития. На протяжении тысяч лет человеческое сознание походило процесс развития и совершенствование.

Нельзя говорить о том, что на современном этапе развития человечества о сознании известно абсолютно все и процесс его развития закончен. Развитие сознания незавершенный процесс, а знания о закономерностях его развития помогают познанию его особенностей.

Этапы развития сознания в онтогенезе

Определение 1

Онтогенез – это процесс становления человеческого организма от рождения до смерти.

Научные исследования сознания в психологии разделяют процесс его развития на следующие этапы:

  • Первый этап развития сознания развивается до наступления годовалого возраста ребенка. В этот период сознание ребенка называется «бодрствующим». В данный период развития у ребенка появляются первые реакции на проявления внешнего мира. Именно они и являются начальными проявлениями сознания. У ребенка появляется выбор наиболее приятных ситуаций, удовлетворяющих его потребности. Он начинает оценивать такие ситуации, как приятные.
  • Следующий этап развития охватывает период от одного года до трех лет. Данный этап в психологии обозначают как «предметный» и именно сейчас сознание развивается более интенсивно. В процессе жизнедеятельности ребенок накапливает множество впечатлений от взаимодействия с окружающей действительностью, знакомится с окружающими его предметами и явлениями. Растет объем его представлений о мире и способствуют этому умение ходить и развитие его речи. Именно процесс развития речи запускает механизм развития психики при котором у ребенка появляется способность к обобщению и возникают элементы отвлечения и абстрагирования.
  • Третий тап развития характерен для возраста от трех до девяти лет. Этот этап получил название «индивидуального» сознания. Процесс развития по – прежнему очень активен и на данном этапе ребенок уже имеет способность отделить свою личность от окружающего мира. Продолжаются процессы развития речи и всех основных познавательных процессов. Важнейшим моментом развития становится осознание собственного «Я» ребенка.
  • В возрасте от девяти до шестнадцати лет идет процесс развития коллективного сознания. Именно в этом возрасте подросток получает наиболее четкие представления о себе как личности, о закономерностях развития окружающей действительности и об особенностях коллективных взаимоотношений. Развивается способность подростка видеть взаимосвязь между прошлыми и настоящими событиями. Именно это помогает формированию социального сознания.
  • К двадцати годам человек обретает рефлексивное сознание, которое является более развитой формой социального сознания. Появляется способность к самоанализу и самонаблюдению и изучению собственных мыслей и убеждений. Происходит переоценка полученных в течение жизни знаний с целью оценки их соответствия реальному положению дел.

Еще одним не менее важным направлением совершенствования сознания человека является процесс развития мышления и речи в их тесной взаимосвязи. Человек приобретает способность к глубокому постижению сути вещей, при этом процесс развития речи способствует обозначению новых понятий и описанию явлений окружающей жизни.

Этапы качественного развития сознания

После того как процесс формирования основных функций мозга завершается, наступает период самостоятельного совершенствования человеком своего сознания с помощью волевых усилий и соответствующей сознательной деятельности. Создать четкую периодизацию данного процесса развития очень трудно в связи с тем, что лишь часть людей выбирает путь самопознания и саморазвития.

Данное развитие можно считать качественным источником которого выступают психологические факторы, влияющие на человека – мотивация и воля. Существует несколько теорий, рассматривающих этапы развития сознания, все их можно обобщить одним выводом: человек в процессе своего развития идет от ощущений физического плана к умственным факторам, а затем к духовным основам своего развития.

О том, что процесс развития является индивидуальным можно судить по тем стимулам, которые являются причинами того или иного выбора человека.

Человек, обладающий низким уровнем развития сознания в процессе принятия решений руководствуется рефлексами и не способен к осознанному мышлению.

Человек с высоким уровнем развития сознания осуществляет свои действия исходя из имеющихся у него истинных целей, на которые он способен смотреть непредвзято, включив внутреннего наблюдателя.

Реферат на тему "Методы формирования сознания личности"

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Ардатовская средняя школа №2 им. С.И. Образумова»

  • РЕФЕРАТ НА ТЕМУ:
  • «МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ СОЗНАНИЯ ЛИЧНОСТИ»
  • Выполнила: Кузнецова Людмила Михайловна
  • учитель физики и математики МБОУ АСШ №2

р.п. Ардатов 2017 г

Содержание

  1. Введение…………………………………………………………. 3

  2. Понятие сознания личности……………………………………. 3

  3. Методы формирования сознания личности…………………… 5

  4. Заключение……………………………………………………… 18

  5. Список литературы……………………………………………… 19

  6. Ссылки на использованные источники……………………….. 19

Главной задачей  педагогики как науки является накопление и систематизация знаний о воспитании человека. Знания фиксируются  в понятиях, определениях, общих  абстрагированных положениях, закономерностях  и законах.

Поэтому педагогика наука  о законах и закономерностях  воспитания.

Ее функция – познавать  причины и следствия различным образом организованного воспитания, развития, образования и обучения людей и на этой основе указывать педагогической практике лучшие пути и способы достижения поставленных целей.

Теория вооружает  педагогов — практиков профессиональными  знаниями об особенностях воспитательных процессов людей различных возрастных групп, социальных образований, умениями прогнозировать, проектировать и осуществлять учебно-воспитательный процесс в различных условиях, оценивать его эффективность.

Несмотря на то, что педагогика занимается «вечными» проблемами, ее предмет конкретен: это воспитательная деятельность, осуществляемая в учебно-воспитательных учреждениях, социальных институтах, семье.

Педагогика рассматривается как прикладная наука, направляющая свои усилия на оперативное решение возникающих в обществе проблем воспитания, образования, обучения. Педагогика выполняет социальный заказ.

От ее успехов и неудач зависит, какими людьми будет пополняться общество, насколько быстро или медленно оно будет развиваться. 

2. Понятие сознания личности

Сознание – высшая, свойственная человеку форма обобщенного отражения объективных устойчивых свойств и закономерностей окружающего мира, формирования у человека внутренней модели внешнего мира, в результате чего достигается познание и преобразование окружающей действительности.

Функция сознания заключается в формировании целей деятельности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, что обеспечивает разумное регулирование поведения и деятельности человека. В сознание человека включено определенное отношение к окружающей среде, к другим людям.

Выделяют два слоя сознания (В.П. Зинченко):

  1. I. Бытийное сознание (сознание для бытия), включающее в себя:
  2. 1) биодинамические свойства движений, опыт действий;
  3. 2) чувственные образы.
  4. II. Рефлективное сознание (сознание для сознания), включающее в себя:

Мир производственной, предметно-практической деятельности соотносится с биодинамической тканью движения и действия (бытийного слоя сознания). Мир представлений, воображений, культурных символов и знаков соотносится с чувственной тканью (бытийного сознания). Сознание рождается и присутствует во всех этих мирах. Эпицентром сознания является сознание собственного «Я».

  • Сознание: 1) рождается в бытии, 2) отражает бытие, 3) творит бытие.
  • Личность – в самом общем виде – это индивид, как субъект отношений и сознательной деятельности, который обладает устойчивой системой социально значимых черт, сознанием и самосознанием.
  • Под развитием личности понимают 2 типа явлений:

– Биологическое развитие, т.е. органическое созревание мозга и анатомо-биологических структур.

– Психическое развитие, т.е. определенная динамика умственного и волевого развития.

Формирование личности – сложный, противоречивый и в то же время закономерный процесс, находящийся под влиянием 2 групп факторов: биологических и социальных.

Читайте также:  Неуверенность в знаниях вызывает интерес к учебе

С одной стороны, в процессе формирования личности в качестве основного фактора выступает социальное в виде всего комплекса чисто человеческих воздействий (сюда относится образование, воспитание, социальные условия жизни, культура, традиции, обычаи и т.д.

) С другой стороны, при этом действуют и биологические (даже генетические) факторы – такие, как особенности нейродинамических процессов, безусловные реакции, инстинкты, темперамент и др.

Личность – является результатом воспитания. Смысл воспитания это воспитание такой личности, которая бы гармонично влилась бы в общество.

  1. 3. Методы формирования сознания личности
  2. Методами формирования сознания являются:
  3. 1. обучение – это целенаправленный процесс двусторонней деятельности педагога и учащихся по передаче и усвоению знаний, умений и навыков;

2. воспитание – в широком смысле представляет собой целенаправленный процесс формирования интеллекта, физических и духовных сил личности, подготовки ее к жизни, активному участию в трудовой деятельности.

3. образование – также трактуется в 2-х смыслах. В узком смысле образование = результат (среднее образование, высшее и т.п.). В широком смысле образование – предполагает большую самоустремленность личности, ее самодеятельность, направленную на то, чтобы образовать себя, сформировать свой человеческий образ.

Синонимичное название – методы убеждения. Они главным образом обращены к сознанию личности. Их функции: формирование знаний о морали, труде, общении и пр. в сознании школьников; формирование представлений, понятий, отношений, ценностей, взглядов; обобщение, анализ собственного опыта школьников; трансформация общественных ценностей, норм, установок в индивидуальные.

Основной инструмент, источник методов убеждения – слово, сообщение и обсуждение информации. Это не только слово взрослого, но и суждения учащихся. Слово авторитетного учителя бывает сильным методом воздействия на умы и чувства школьников, но это требует высокой культуры и профессионального мастерства.

К этой группе методов относятся беседа, лекция, рассказ, объяснение, диспут, пример, внушение.

Лекция, рассказ, объяснение – это монологические формы. Лекция как систематизированное изложение проблемы доступна старшеклассникам. В каждой из этих форм требуется информативность, доступность и эмоциональность, убедительность. Темы лекций: социальная жизнь, нравственные, эстетические проблемы, вопросы общения, самовоспитания, конфликты и пр.

Беседа и диспут – такие методы, где имеет место интеллектуальная и эмоциональная активность самих школьников. Воспитательная беседа состоит, как правило, из краткого вступления учителя и постановки вопросов для обсуждения, преимущественно проблемного характера.

Для проведения диспута требуется сформулировать название, вопросы для обсуждения, выбрать ведущего (если это не учитель), ознакомить участников с правилами. Результатом обсуждения должно быть не обязательное согласие всех, а получение и осмысление информации, самостоятельное размышление и выбор.

В западной психологии имеется метод групповой дискуссии, близкий к беседе, диспуту.

Пример – рассказ, показ, обсуждение, анализ образца, литературного и / или жизненного факта, личности. Его функции – иллюстрация, конкретизация общих проблем, активизация собственной душевной работы детей.

Его действие основано на свойстве личности к подражанию, характер которого зависит от возраста. Младшие школьники берут готовые образцы. Подражание подростков носит избирательный характер и более самостоятельно. В юности оно опирается на активную внутреннюю работу.

Образцом для подражания служат литературные и исторические лица, сверстники, взрослые, родители, учителя. Последнее накладывает особые требования на воспитателя. Важную роль играют эталоны, формируемые средствами массовой информации, искусством.

Нередко массовая культура отрицательно действует на детей и подростков.

Внушение (суггестия) как педагогический метод редко описывается в пособиях. Внушениеэто воздействие на личность с помощью эмоциональных, иррациональных приемов при сниженной критичности личности, при известном доверии к внушающему. В основном оно используется в медицине, в психотерапии.

Разрабатывается теория и практика суггестии в процессе обучения (Г.К. Лозанов). В воспитании внушение выражается в создании эмоционального фона для совместных переживаний с помощью музыки, поэзии и т.п.

Используются также элементы психологического тренинга для создания эмоционального состояния, способствующего изменению сознания.

В духовной жизни и деятельности личности постоянно происходит борьба между обыденным и научным сознанием.

Расширение сферы общения и деятельности, столкновение со все новыми и новыми явлениями жизни, обострение внимания к собственному внутреннему миру порождают у школьников глубокие раздумья, проблемы, стремление во всем самому разобраться.

В поисках ответа на возникающие у него вопросы ученик все более убеждается, что накопленный им опыт суждений и оценок оказывается недостаточным для объективного и всестороннего анализа общественных отношений, идеалов, эталонов и других ценностей, определяющих социалистический образ жизни.

И вот здесь на помощь школьнику приходит учитель, который вносит в его сознание знание принципов, норм, правил, предписаний общества личности. На основе осознанных и идейно обоснованных знаний складывается система твердых и ясных взглядов и убеждений.

Как структурный элемент сознания категория знания включает в себя представления и понятия, т.е. обобщенные знания о целой группе однородных явлений, объединенных по общности их существенных признаков. Формой существования понятия выступает слово. Поэтому формирование сознания по преимуществу связано со способами словесного воздействия на личность.

Рассказ

Рассказ – это последовательное изложение преимущественно фактического материала, осуществляемое в описательной или повествовательной форме. Он широко применяется в преподавании гуманитарных предметов, а также при изложении биографического материала, характеристике образов, описании предметов, природных явлений, событий общественной жизни.

К рассказу как методу педагогической деятельности предъявляется ряд требований: логичность, последовательность и доказательность изложения; четкость, образность, эмоциональность; учет возрастных особенностей, в том числе в отношении продолжительности (10 минут в начальных классах и 30 минут в старших).

Большое значение, особенно в младшем и среднем возрасте, имеет рассказ при организации ценностно-ориентировочной деятельности. Воздействуя на чувства детей, рассказ помогает им понять и усвоить смысл заключенных в нем нравственных оценок и норм поведения. Примером такого рода рассказов могут быть рассказы Л.Н. Толстого «Косточка», В.А. Осеевой «Сыновья» и др.

Можно выделить три основные задачи этого метода при его применении в воспитательной работе: вызвать положительные нравственные чувства (сопереживание, сочувствие, радость, гордость) или негодование по поводу отрицательных действий и поступков героев рассказа; раскрыть содержание нравственных понятий и норм поведения; представить образ нравственного поведения и вызвать стремление подражать положительному примеру. Если с помощью рассказа не удается обеспечить ясное и четкое понимание в тех случаях, когда необходимо доказать правильность каких-либо положений (законов, принципов, правил, норм поведения и т.п.), применяется метод объяснения. Для объяснения характерна доказательная форма изложения, основанная на использовании логически связанных умозаключений, устанавливающих истинность данного суждения. Во многих случаях объяснение сочетается с наблюдениями учащихся, с вопросами учителя к учащимся и учеников к учителю и может перерасти в беседу.

Беседы

При всем богатстве и разнообразии идейно-тематического содержания беседы имеют своим основным назначением привлечь самих учащихся к оценке событий, поступков, явлений общественной жизни и на этой основе сформировать у них коммунистическое отношение к окружающей действительности, к своим гражданским, политическим и нравственным обязанностям. При этом убеждающий смысл обсуждаемых в ходе беседы проблем будет значительно выше, если они находят опору в личном опыте ребенка, в его делах, поступках и действиях.

В основу беседы должны быть положены факты, раскрывающие социальное, нравственное или эстетическое содержание или иных сторон общественной жизни.

В качестве таких фактов, положительных или отрицательных, может выступать деятельность определенной личности или отдельное ее свойство, закрепленное в слове, моральное правило, обобщенный литературный образ, организованный или спланированный педагогический образец.

Форма подачи отдельных эпизодов и фактов может быть различной, но она непременно должна наводить учащихся на размышления, результатом которых является распознавание определенного качества личности, стоящего за тем или иным поступком.

Распознавание и правильная оценка качеств личности требуют умения вычленять мотивы и цели поведения человека и сопоставлять их с общепринятыми нормами, анализировать факты, выделять существенные признаки каждого усвоенного понятия, отвлекать их от всех сопутствующих, но второстепенных в данном случае проявлений личности.

В воспитательной практике беседы получили, пожалуй, самое большое распространение. Это обстоятельство, однако, не должно создавать у начинающего учителя впечатления, будто проведение беседы является простым делом, не требующим специальной подготовки и тщательной организации.

Нередко беседы (особенно этические) представляют собой набор скучных, набивших оскомину сентенций. Часто забывается, что излишнее, неумелое повторение даже благородных идей может породить у молодого человека нигилистическое отношение к ним.

Эти идеи, лишь формально декларированные, но не принятые воспитуемыми как истинные, ставят перед учеником вопросы, ответы на которые черпаются затем порой не из лучшего источника, вопреки желаниям педагогов. Без слова никакое воспитание невозможно. Однако словесные способы воздействия – обоюдоострое оружие, могущее принести не только пользу, но и вред.

Беседа, как правило, начинается с обоснования ее темы.

Такое обоснование должно подготовить учащихся к предстоящему обсуждению как к жизненно важному, а не надуманному делу На основном этапе беседы учитель дает отправное начало, материал для обсуждения, а затем так ставит вопросы, чтобы учащиеся свободно высказывали свои суждения, приходили к самостоятельным выводам и обобщениям.

Чем меньше говорит сам учитель, чем лучше он сумеет перевоплотиться, войти в мир детей, вместе с ними удивляться, радоваться, негодовать, тем успешнее будет протекать беседа. Его задачу можно определить двумя словами: направлять и поправлять учащихся. В заключительном слове учитель подытоживает все высказывания, формулирует на их основе наиболее рациональное, с его точки зрения, решение обсуждаемой проблемы, намечает конкретную программу действий для закрепления принятой в результате беседы нормы в практике поведения и деятельности учащихся.

Особую трудность для молодого учителя представляют индивидуальные беседы. К сожалению, такие беседы чаще всего проводятся в связи с нередко возникающими локальными конфликтами, нарушениями дисциплины.

На такого рода факты учитель реагирует или незамедлительно, или путем отсроченной беседы. Но будет лучше, если индивидуальные беседы проводятся по заранее намеченному плану, в определенной системе.

Тогда они носят упреждающий характер, вносят индивидуальный корректив в общую программу воспитательных воздействий.

Организация и проведение бесед имеют выраженный возрастной аспект. Так, применительно к младшему школьному возрасту беседы целесообразно строить индуктивным путем, т.е. идти от конкретного поступка к обобщению. Широкое применение в этом возрасте находит внеклассное чтение. Книга, прочитанная в детстве, говорила Н.

К. Крупская, остается в памяти чуть ли не на всю жизнь и влияет на дальнейшее развитие ребят. Анализ и обсуждение прочитанных книг, материалов детской периодической печати расширяют кругозор учащихся, вызывают у них социально ценные чувства, благодаря которым дети активно откликаются на явления общественной жизни.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *